Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:27, курсовая работа
С начала XX века интеграция промышленного и финансового капиталов выступает как объективно обусловленный процесс, определяющий развитие мировой экономики и общества в целом. На протяжении последних ста лет объединение промышленного и финансового капиталов происходило в основном в формах синдикатов, трестов, корпораций, концернов, комплексов и объединений, холдингов, конгломератов, консорциумов, финансово-промышленных групп.
ВВедение
Глава I: Сущность и структура корпораций.
1.1 История развития корпораций
1.2 Типы корпораций
1.3 Виды корпораций
Глава II: Основные модели корпораций.
2.1 Англо – американская модель
2.2 Японская модель
2.3 Немецкая модель
Глава III: Тенденции развития корпораций.
3.1 Основная роль корпораций на мировом рынке
3.2 Формирование структур собственности корпораций
3.3 Ускорение организационного развития корпораций
3.4 Влияние высокоскоростных информационных технологий на развитие корпораций
3.5 Регионализация современных корпораций
Заключение
Содержание:
ВВедение
Глава I: Сущность и структура корпораций.
1.1 История развития корпораций
1.2 Типы корпораций
1.3 Виды корпораций
Глава II: Основные модели корпораций.
2.1 Англо – американская модель
2.2 Японская модель
2.3 Немецкая модель
Глава III: Тенденции развития корпораций.
3.1 Основная роль корпораций на мировом рынке
3.2 Формирование структур собственности корпораций
3.3 Ускорение организационного развития корпораций
3.4 Влияние высокоскоростных информационных технологий на развитие корпораций
3.5 Регионализация современных корпораций
Заключение
Список использованной литературы:
Глава I: Сущность и структура корпораций.
1.1 История развития корпораций
С начала XX века интеграция промышленного и финансового капиталов выступает как объективно обусловленный процесс, определяющий развитие мировой экономики и общества в целом. На протяжении последних ста лет объединение промышленного и финансового капиталов происходило в основном в формах синдикатов, трестов, корпораций, концернов, комплексов и объединений, холдингов, конгломератов, консорциумов, финансово-промышленных групп.
В отечественной и зарубежной литературе приводятся самые различные определения указанных интегрированных структур. В последние 5-10 лет появляются новые образования: стратегические альянсы, виртуальные корпорации, кейрецу.
В основе формирования и функционирования названных корпоративных образований лежат организационные процессы концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования, интернационализации, диверсификации и синергии производства и капитала. Здесь же необходимо отметить и использование новейших информационных технологий. В целом общество развивается в направлении образования единого экономического пространства, где основными хозяйствующими субъектами становятся не страны, а различные организационно-экономические объединения, и в первую очередь корпорации.
В настоящее время уделяется серьезное внимание фундаментальным вопросам развития форм организации современного производства, организационным началам интеграции экономики страны, воздействия организационных форм и структур корпоративного типа на качество и динамику макроэкономических результатов. Однако собственно корпоративный механизм хозяйствования с точки зрения правового регулирования остался слабо освещенным. Поэтому данная статья и будет посвящена именно такому виду организационно-экономического объединения, как корпорация.
Основы создания корпоративного права заложены в США многие десятилетия назад, в результате чего сформировалась хорошо приспособленная к рыночным отношениям законодательная база. В целом корпоративное право США оказало свое воздействие не только на страны англосаксонского права, но и на страны континентального права, в том числе на российское законодательство. Однако термины и понятия англосаксонской системы права зачастую используются не удачно, без учета российской специфики и терминов, а отрывки из иностранных законов включаются в тексты российских нормативных правовых актов в недостаточно точном переводе.
Таблица 1 Варианты определения понятия «корпорация»
Большой экономический словарь
| «Корпорация — это широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской де- ятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму»
|
Хозяйственный кодекс Украины
| «Корпорация — договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммер- ческих интересов объединившихся предприятий с делеги- рованием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации»
|
Э. Дж. Долан, Д. Линдсей
| «Корпорация — это фирма, имеющая статус юридически независимого субъекта, в котором собственность разделе- на на части (доли, паи, акции), и ответственность каждого совладельца ограничена его вкладом в предприятие»
|
К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю
| «Корпорация — это юридическое лицо, которое может приобретать ресурсы, владеть активами, производить и про- давать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа. Управляют большинс- твом таких корпораций наемные менеджеры»
|
П. Ю. Буряк | «Корпорация — это коллективная организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединении капиталов (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность» |
В. П. Грузинов, В. Д. Грибов
| «Корпорация — акционерное общество, объединяющее де- ятельность крупных фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий» |
С. А. Масютин | «Корпорация — единый производственно-хозяйственный комплекс, обладающий необходимым для осуществления своей деятельности имуществом, созданный самостоятель- ными субъектами экономики для ведения определенной хозяйственной деятельности и руководства ею, состоящий из наделенных хозяйственной компетенцией и находя- щихся в устойчивых связях внутрикорпоративных структур и органов управления, один из которых является центром системы» |
Сущность понятия «корпорация»
Некоторые авторы отождествляют понятие «корпорация» и понятие
«акционерное общество». Под корпорацией они понимают «форму орга-
низации бизнеса, при которой владение и управление явно отделены друг
от друга» . Термин «акционерное общество» используется при этом как второе название корпорации.
В теории корпоративного управления встречается также определение корпорации как акционерной компании (общества), в которой на основе
централизации капиталов и сбережений наемных работников осу-
ществляется коллективное присвоение результатов производственной де-
ятельности в зависимости от величины полученных на вложенные средс-
тва акций .
Корпорация — это система, обладающая рядом характеристик, к ко-
торым можно отнести: постановка внутренних системных целей; дина-
мичность некоторых параметров системы и наличие у них предельных
возможностей; некоторая непредсказуемость поведения системы в тех
или иных условиях, а, следовательно, и способность формировать модель
и структуру поведения в зависимости от этих условий; способность при-
способления к изменяющимся условиям .
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что корпо-
рация — это открытая изменяющаяся система, где одновременно проте-
кают процессы функционирования и развития. Как и любая другая сис-
тема, корпорация является частью определенной среды, взаимодействие
с факторами которой отражается на результатах ее деятельности.
Начиная с XV века, несмотря на сохранение феодальной системы обязательств в деревне и всеобъемлющей власти гильдий в области хозяйственной деятельности в городах, личная свобода выбора сферы и вида хозяйственной деятельности возрастала. Но одного этого было мало. Значительная часть хозяйственной активности осуществлялась не отдельными людьми, а группами, с появлением же в XVIII столетии фабрик производство превращалось в дело все более многочисленных групп. Чтобы хозяйственная деятельность в западных обществах стала относительно автономной, а принятие решений было бы децентрализовано и распределено между многочисленными центрами хозяйственной власти, требовались иные условия - помимо возможности отдельных людей или малых групп свободно выбирать направление и вид хозяйственной деятельности. С возникновением развитого транспорта, торговли и производства стали нужны условия для формирования и деятельности крупных групп. К концу XIX века западные общества нуждались в институтах, которые позволяли бы большим коммерческим группам организовываться для участия в экономической деятельности с одновременным сохранением относительной свободы от политического контроля.
Изобретение публичной корпорации было принципиальным ответом Запада на эту институциональную потребность. Конечно, это не было единственно возможным ответом, также не было никакой неизбежности именно в тех специфических формах, в которых корпорации возникли. Широкомасштабная экономическая деятельность могла осуществляться и осуществлялась в ранее возникших формах индивидуальной собственности и. товарищества. Но форма публичной корпорации имела два важных преимущества. Первое хорошо знакомо: она позволяла инвесторам распределять коммерческий риск, связанный с инвестициями, за счет приобретения небольших и легко продаваемых долей участия в нескольких предприятиях. Второе преимущество имеет более сложную природу. С увеличением размеров предприятия были вынуждены имитировать иерархические организационные структуры, свойственные армиям, церквям и правительственным учреждениям. До известной степени такой ход дел не был удачным, так как иерархии всегда подвержены так называемому организационному риску, то есть - при сколь угодно благородных намерениях - подчинять управление организацией соображениям собственного благополучия, жертвуя при этом формально заявленными целями своего существования. Если, как в случае с армиями, преимущества больших размеров явно перевешивают организационные издержки, есть издержки, порождаемые тем, что иерархии подчиняют организации собственным целям в ущерб интересам организации в целом, тогда проблемой становится не избавление от иерархической структуры, но сокращение и контроль организационных издержек. В случае принадлежащей публике корпорации, держатели акций могут очень легко выразить свое недовольство иерархией, продавая свои акции и вкладывая средства иным способом, - и это оказалось сильным средством контроля, не имеющим аналогов в прежних вариантах иерархических структур.
Хотя корпорация была известна уже в римском праве, только в конце XVI-начале XVII века корпорации в экономической сфере за исключением, быть может, итальянских, стали наделяться привилегиями для осуществления хозяйственной деятельности в отличие от ее регулирования. Гильдии возникли намного раньше, но их целью было регулировать производство и торговлю, «отваживать» от промысла «чужаков», а не заниматься самим промыслом. Большинство ранних корпораций, созданных для осуществления экономической деятельности, получали и политические полномочия, и исключительные права на деятельность в своей сфере. Предоставление такого рода прав и полномочий было источником немалых доходов для суверенов.
По крайней мере, в Англии с начала XVIII века некоторые добровольно объединявшиеся группы инвесторов стали пытаться заводить акционерные общества как чисто хозяйственные образования, не заручаясь королевскими декретами, не имея политических полномочий или исключительных прав. От товариществ их отличала легкость передачи долевых прав собственности. Правовой статус этих предприятий не был урегулирован вплоть до XIX века, когда уставные документы корпораций перестали быть предметом королевских декретов о даровании политических полномочий, и возникла практика простой регистрации и сообщения публике того факта, что группа людей намерена заниматься хозяйственной деятельностью, выступая при этом, как некое единое образование и действуя через своих представителей.
«Корпорация как особая форма организации хозяйственной деятель-
ности зародилась, исходя из потребностей крупномасштабного произ-
водства, потребовавшего значительного капитала и вызвавшего появле-
ние новых способов привлечения финансовых ресурсов. Первые образцы
акционерных компаний современного типа зафиксированы в 1850 г. же-
лезнодорожной индустрии, а в начале 1880 г. в отраслях, производящих
потребительские товары»
Основные исторические этапы становления и развития корпораций
представлены в таблице 2.
Таблица 2 Основные исторические этапы становления и развития
корпоративной формы организации бизнеса.
Этап
| Период | Основные характеристики |
Этап железнодорожного строительства
| Конец XIX в. — начало ХХ в.
| Становление и распространение кор- поративной собственности через акции железнодорожных компаний. Бум фи- нансовых спекуляций, вызвавший за- конодательное вмешательство в процесс деятельности корпораций |
Государственный монополистический этап
| Начало XX в. — 50-е гг. ХХ в. | Корпоративная форма организации биз- неса становится основой для создания крупнейших монополий. Формирование и развитие антимонопольного законо- дательства |
Современный этап
| С 50-х гг. ХХ в. | Укрепление позиций корпоративной формы собственности в мировой эко- номике. Участниками корпоративных отношений становится значительная часть населения |