Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:27, курсовая работа
С начала XX века интеграция промышленного и финансового капиталов выступает как объективно обусловленный процесс, определяющий развитие мировой экономики и общества в целом. На протяжении последних ста лет объединение промышленного и финансового капиталов происходило в основном в формах синдикатов, трестов, корпораций, концернов, комплексов и объединений, холдингов, конгломератов, консорциумов, финансово-промышленных групп.
ВВедение
Глава I: Сущность и структура корпораций.
1.1 История развития корпораций
1.2 Типы корпораций
1.3 Виды корпораций
Глава II: Основные модели корпораций.
2.1 Англо – американская модель
2.2 Японская модель
2.3 Немецкая модель
Глава III: Тенденции развития корпораций.
3.1 Основная роль корпораций на мировом рынке
3.2 Формирование структур собственности корпораций
3.3 Ускорение организационного развития корпораций
3.4 Влияние высокоскоростных информационных технологий на развитие корпораций
3.5 Регионализация современных корпораций
Заключение
Рассмотрим содержание приведенной таблицы 2 более подробно.
Промышленная революция и научно-технический прогресс конца
XIX в. способствовали ускоренному росту производственной сферы, а соот-
ветственно, и доходов населения, опережающих увеличение потребления.
В связи с этим был создан ряд крупнейших корпораций в Западной Евро-
пе и США, на базе деятельности которых интенсивными темпами проис-
ходило развитие промышленной индустрии. В этот период значительное
количество товаров потребления и услуг производилось уже акционерны-
ми обществам. Можно привести пример[1], что по итогам 1899 г. в США на
долю предприятий с акционерной формой хозяйствования приходилось
66 % стоимости продукции всей обрабатывающей промышленности .
Необходимо отметить, что на данном этапе становления и развития
корпоративной формы организации бизнеса появилась возможность реа-
лизации крупномасштабных идей и проектов посредством быстрой цент-
рализации капитала, что в свою очередь стимулировало развитие произ-
водительных сил и укрепление деятельности акционерных обществ.
В этот же период появляется определение сущности корпорации как
«объединенное имущество». При этом данное понятие пред-
полагает рассмотрение корпорации не как объединение лиц (акционеров),
а как объединение имущества. Именно имущество и все отношения, свя-
занные с ним, являются сущностью корпорации и играют здесь осново-
полагающую роль, а именно отношения и права по поводу обладания ак-
циями. Акции являются центральным моментом данной теории и высту-
пают в роли своеобразного фундамента корпорации, делая ее веществен-
но-правовым обществом.
Анализируя вышеприведенные факты, можно сделать вывод о том, что
данный подход имел следующий довольно существенный недостаток: само
понятие «имущество» никоим образом не имеет возможности произвес-
ти классификацию разнообразным предпринимательским объединениям,
так как отсутствует какой-либо критерий отделения одного объединения
от прочего. В связи с этим не следует рассматривать корпорацию только
лишь как объединенное «имущество». Однако любая корпорация не толь-
ко не может быть создана и не может осуществлять свою деятельность без
имущества, но и при его отсутствии подлежит ликвидации. При этом ска-
зать то же самое, об участниках корпоративного объединения, акционе-
рах, достаточно трудно, поскольку они не играют особой существенной
роли — их появление или уход не могут оказать влияние на правовой ста-
тус корпорации. Следовательно, их связь с корпорацией обуславливается
лишь вложенным имуществом.
На государственном монополистическом этапе, как видно из приве-
денной ранее таблицы 2, это начало ХХ в. — 50-е гг. ХХ в., главной формой
ведения хозяйственной деятельности становятся корпоративы. Данный
фактор стал источником появления крупных монополистических объ-
единений. Первоначально монополии появились в конце XIX ст. в виде
разнообразных форм хозяйственных обществ, в основе которых находи-
лись отношения по поводу акций. Все дальнейшие процессы централи-
зации капитала в начале ХХ ст. лишь укрепили господствующее положе-
ние корпораций и окончательно закрепили их на мировой экономической
арене. О. М. Мозговой отметил, что «в это время курсы акций корпораций
непрерывно росли, и разрыв между номинальной и реальной стоимостью
их был огромен» . Еще одним немаловажным фактором развития
и расширения корпоративного сектора послужил рост курса акций и воз-
можность получения прибыли от операций с ними.
На данном этапе корпорация становится важнейшим социально-эко-
номическим явлением, «фундаментом» развития индустриального обще-
ства. Однако все эти процессы способствовали развитию рынков с несо-
вершенной конкуренцией, что в свою очередь не могло ни вызвать ряда
мер со стороны государства, направленных на разработку и закрепление
ряда антимонопольных законов и постановлений.
Таким образом, в этот период корпорация развивалась под влиянием
ряда внешних факторов, воздействовавших на нее как на институт индус-
триального общества. При этом главной целью корпорации,
обеспечивающей ее «выживание» среди конкурентов, было снижение издержек и при этом получение максимальной прибыли. Это говорит о том,
что внутренняя среда данного объединения в большей степени была
ориентирована на экономическое переустройство всех сфер, принципов
и методов деятельности.
Анализ развития корпораций, проведенный Карлом Марксом, пока-
зал, что «уже на стадии технологического производства кооперация под
началом управляющего обеспечивает более высокую производительность
капитала и его прогресс» . При этом акцентируется внима-
ние на том, что дальнейшее корпоративное производственное развитие
возможно лишь тогда, когда работники данной организационной струк-
туры не имеют права владения и распоряжения средствами производства.
В этой ситуации как нельзя лучше применима теория Л. Акоффа, о том,
что «корпорация представляется как машина, целью которой является со-
здание прибыли для ее владельца» . Такая составляющая внут-
ренней среды корпорации, как рабочая сила, а именно основная
трудовая мощь и служащие корпорации, подчиняющиеся владельцу, в те-
ории Л. Акоффа представляются той самой машиной, которая посредс-
твом повторяющейся механической работы и простых однотипных зада-
ний и производит основную прибыль всей организации.
Однако в связи с возникшими потребностями в более высокой ква-
лификации работников, а также с появлением и развитием менеджмента,
отделенного от владельцев организации, «машинная» концепция корпо-
рации постепенно исчезла, упор начал делаться на человеческий фактор,
а именно на качественный, образованный рабочий штат.
В соответствии с предложенной Л. Акоффом теорией, в условиях ры-
ночной экономики корпорация в своем развитии проходит три основных
этапа: машины, организма и организации.
Концепция корпорации как организма сформировалась по оконча-
нию Второй мировой войны. Данный этап характеризуется постановкой
собственных целей корпорации обособленно от ее собственников. При
этом приоритетными целями и задачами корпорации становятся выжи-
вание и рост (как у обычного организма), а получение прибыли является
необходимым, но не обязательным условием деятельности «организма».
Некоторые экономисты отмечают, что на данном этапе в характерных чер-
тах предприятия происходят следующие существенные изменения: оно
становится юридическим лицом, собственником имущества, разрабаты-
вает непосредственно собственные цели, от своего имени осуществля-
ет все виды деятельности, функционируя при этом независимо от своих
владельцев .
Третий этап, представленный в таблице 2 характеризуется появлением
и быстрым распространением новых совершенных технологий, а следова-
тельно, и ростом специализации и научных знаний работников, занятых
в этих сферах. Данный факт повлек за собой необходимость учиться быс-
тро реагировать на изменяющиеся потребности рынка. В данный период
возникает новая социальная реальность, характерными признаками ко-
торой становятся рост потребностей и формирование желания и возмож-
ностей самовыражения, самореализации индивида. Следствием этого, как
ответ на вновь образованный спрос, послужило расширение предложения
спектра товаров и услуг, а также необходимость найма более квалифици-
рованных в этой сфере работников.
На данном этапе и происходит превращение корпорации в организа-
цию, характеризующуюся мощным социальным звеном, но при этом стре-
мящейся к росту объемов производства и максимизации прибыли.
Вспомним об известной работе Р. Коуза «Природа фирмы», опубли-
кованной в 1937 году. В своих трудах Р. Коуз рассматривает фирму как сеть
или совокупность контрактов . Применяя эту точку зрения к корпо-
рации, можно отметить, что она совокупнос тью особых долговременных соглашений между различными группами участников ее внешней и внутренней среды — акционерами, менеджерами, работниками, кредиторами. Как отмечает Е. И. Чернявская, «с превращением корпорации в организацию корпорация становится особым хозяйствующим субъектом. Каждый участник производственного процесса — как менеджер, так и акционер может оказывать существенное влияние на результативность деятельности корпорации, а контракт (сеть контрактов) становится формой непрерывного развития производства». В современных экономических условиях корпоративный сектор характеризуется согласованностью интересов всех участников корпоративного объединения; формированием плана стратегического развития организации; ростом производства путем привлечения необходимых финансовых ресурсов; развитием новейших информационных технологий и знаний посредством стимулирования роста интеллектуального капитала и постоянным обучением своих работников; охватом большего количества отраслей и выходом на новые внешние рынки.
Таким образом, корпоративный сектор является главным источником как экономического, так и социального прогресса. В последнее время корпоративные отношения охватывают все большие сферы деятельности
общества. Продолжаются процессы глобализации мирового сообщества
и расширение международных хозяйственных связей, растет роль корпо-
ративного сектора в обществе, он выступает не только как совокупность
объединений капиталов с целью развития производства, но и как форма
согласования интересов субъектов мирового сообщества. Распростране-
ние транснациональных корпораций приводит к укрупнению масштабов
корпоративного сектора. Однако необходимо отметить, что в связи с про-
должающимся экономическим кризисом 2008-2009 гг. большая часть кор-
пораций оказалась в некотором затруднительном положении и не распо-
лагает необходимыми финансовыми средствами, чтобы должным обра-
зом обеспечить использование новейших информационных технологий
и реализацию программ, направленных на повышение образовательного
уровня и квалификации работников. При этом, несмотря на данную си-
туацию, обращаем внимание на то, что именно в рамках корпоративного
сектора может быть достигнуто оптимальное сочетание экономического
прогресса и социальной гармонии.
1.2 ТИПЫ КОРПОРАЦИЙ.
В ходе развития корпораций возникло несколько различных их типов. Первое различие состоит в том, является ли корпорация государственной, квазигосударственной или частной.
Государственные корпорации образуются федеральным правительством для определенной государственной цели, например управления местными школами, предоставления ссуд или развития какого-либо района.
К квазигосударственным корпорациям относятся предприятия коммунального хозяйства, наделенные государством монополией на такие виды обслуживания, как снабжение электроэнергией, водой и природным газом, а также местная телефонная связь.
Крупнейшие компании почти полностью принадлежат к числу частных корпораций, то есть компаний, которыми владеют частные лица или другие компании. Их вкладчики покупают акции на открытом рынке, который дает частным корпорациям доступ к значительным объемам капитала. В свою очередь держатели акций получают право на долю прибыли в том случае, если корпорация будет преуспевать.
Государственные и частные корпорации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими.
Некоммерческие корпорации преследуют неэкономические цели, их задачи могут лежать в сфере образования, благотворительности, других общественных интересов. Коммерческие корпорации образуются для того, чтобы приносить прибыль их владельцам.