Кридитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание

В текущем году в условиях усиления платежного баланса и значительного притока ликвидности в банковский сектор, в том числе за счет проведения Банком России интервенций на внутреннем валютном рынке, возросла роль инструментов абсорбирования свободных денежных средств кредитных организаций при осуществлении денежно-кредитной политики. Основными инструментами, применяемыми Банком России, были проводимые с кредитными организациями депозитные операции и операции с облигациями Банка России (ОБР). По состоянию на 1.10.2010 общий объем денежных средств кредитных организаций, абсорбированных за счет указанных инструментов, составил 1,3 трлн. рублей.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.17 Кб (Скачать документ)

    Дефицит баланса доходов и  текущих трансфертов в разных  вариантах прогнозируется в диапазоне  45,0 - 53,7 млрд. долларов США.

    Сальдо счета операций с капиталом  и финансовыми инструментами  в 2011 году в условиях первого  варианта предполагается отрицательным  в сумме 13,0 млрд. долларов США.  В рамках второго и третьего  вариантов опережающий рост внешних  обязательств российской экономики  по сравнению с соответствующими активами обусловит его положительное сальдо в размере 12,0 и 22,0 млрд. долларов США соответственно. Во всех вариантах прогноза предполагаются государственные внешние заимствования, при которых положительное сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составит 2,0 млрд. долларов США. Результирующая движения частного капитала по вариантам различается: в первом варианте чистый отток капитала оценивается в 15,0 млрд. долларов США, во втором и третьем вариантах нетто-приток может составить 10,0 - 20,0 млрд. долларов США.

    В первом варианте профицит  текущего счета будет недостаточным  для компенсации дефицита финансового  счета, что обусловит сокращение  резервных активов на 8,3 млрд. долларов  США. Во втором и третьем  вариантах положительное сальдо  по текущим операциям будет  дополнено притоком ресурсов  по финансовому счету, что обеспечит  рост валютных резервов (на 47,7 и  89,3 млрд. долларов США соответственно).

    Прогноз платежного баланса на 2012 - 2013 годы также охватывает  широкий спектр среднегодовых  цен на нефть сорта "Юралс" - в пределах 60 - 95 долларов США  за баррель.

    В первом варианте ухудшение  условий торговли приведет к  резкому уменьшению профицита  баланса товаров и услуг - до 19,7 млрд. долларов США в 2012 году - и его дефициту в сумме  5,7 млрд. долларов США в 2013 году. Дополнительное воздействие отрицательного  баланса доходов и текущих  трансфертов обусловит формирование  дефицита счета текущих операций (26,0 млрд. долларов США в 2012 году  и 53,0 млрд. долларов США в 2013 году). В условиях второго варианта  положительное сальдо счета текущих  операций в 2012 году уменьшится  до 17,7 млрд. долларов США, а в  2013 году сложится отрицательным  (21,3 млрд. долларов США). Третий вариант  прогноза предполагает сохранение  профицита счета текущих операций  в 2012 году на уровне 46,8 млрд. долларов  США, и почти равновесное его  состояние в 2013 году (0,8 млрд. долларов  США).

 

Прогноз платежного баланса Российской Федерации  на 2011 - 2013 годы (млрд. долларов США)

  2010 год (оценка)  2011 год  2012 год  2013 год

76 долларов  США за баррель  I вариант (60 долларов США за баррель)  II вариант (75 долларов США за баррель)  III вариант (90 долларов США за баррель)  I вариант (60 долларов США за баррель)  II вариант (78 долларов США за баррель)  III вариант (95 долларов США за баррель)  I вариант (60 долларов США за баррель)  II вариант (79 долларов США за баррель)  III вариант (95 долларов США за баррель)

Счет  текущих операций  70,5  4,7  35,7  67,3  -26,0  17,7  46,8  -53,0  -21,3  0,8

Баланс  товаров и услуг  118,3  49,7  86,4  121,0  19,7  69,0  101,2  -5,7  31,9  57,2

Экспорт товаров и услуг  439,0  388,3  448,5  495,8  389,6  471,1  535,9  395,8  489,6  561,1

Импорт  товаров и услуг  -320,6  -338,6  -362,1  -374,8  -369,9  -402,2  -434,7  -401,4  -457,7  -503,9

Баланс  доходов и текущих трансфертов   -47,8  -45,0  -50,6  -53,7  -45,7  -51,3  -54,4  -47,4  -53,2  -56,4

Счет  операций с капиталом и финансовыми  инструментами  -20,5  -13,0  12,0  22,0  2,0  17,0  27,0  7,0  22,0  32,0

Финансовый  счет (кроме резервных активов)  -20,6  -13,0  12,0  22,0  2,0  17,0  27,0  7,0  22,0  32,0

Сектор  государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования   1,4  2,0  2,0  2,0  2,0  2,0  2,0  2,0  2,0  2,0

Частный сектор (включая чистые ошибки и  пропуски)  -22,0  -15,0  10,0  20,0  0,0  15,0  25,0  5,0  20,0  30,0

Изменение валютных резервов ("+" - снижение, "-" - рост)  -50,0  8,3  -47,7  -89,3  24,1  -34,6  -73,8  46,0  -0,7  -32,8  
 
 

 

    Сальдо счета операций с капиталом  и финансовыми инструментами  в результате более активного  привлечения иностранного капитала  корпорациями и банками в 2012 - 2013 годах сложится положительным  по всем вариантам. Его значение  будет изменяться от минимального (2,0 - 7,0 млрд. долларов США) в первом  варианте до максимального (27,0 - 32,0 млрд. долларов США) в третьем.

    В рамках первого варианта  чистый приток инвестиций по  финансовому счету не компенсирует  отрицательное сальдо баланса  по текущим операциям, что обусловит  снижение резервных активов на 24,1 млрд. долларов США в 2012 году  и на 46,0 млрд. долларов США в  2013 году. Во втором и третьем  вариантах в 2012 году активное  сальдо счета текущих операций  и ввоз капитала обеспечат  условия для увеличения резервных  активов на 34,6 и 73,8 млрд. долларов  США соответственно. В 2013 году  в третьем варианте сохранятся  условия для роста резервных  активов (на 32,8 млрд. долларов США), во втором варианте предполагается  их стабилизация.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Цели и инструменты  денежно-кредитной  политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов 

IV.1. Количественные ориентиры  денежно-кредитной  политики и денежная  программа

    В соответствии со сценарными  условиями функционирования экономики  Российской Федерации и основными  параметрами прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации  на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской  Федерации и Банк России определили  задачу снизить инфляцию в  2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета  декабрь к декабрю предыдущего  года). Указанной цели по инфляции  на потребительском рынке соответствует  базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году  и 4 - 5% в 2013 году.

    Расчеты по денежной программе  на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя  из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам  по инфляции, прогнозной динамике  ВВП и валютных курсов, а также  прогнозных показателей платежного  баланса и параметров проекта  Федерального закона "О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый  период 2012 и 2013 годов".

    В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития  Российской Федерации ожидается,  что в 2011 году экономический  рост будет обеспечиваться за  счет как внешних факторов, связанных  с благоприятной конъюнктурой  мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост  внутреннего спроса и постепенное  восстановление кредитования банками  реального сектора российской  экономики. Тем не менее в  соответствии с прогнозными оценками  в 2011 - 2013 годах не ожидается  существенного увеличения темпов  экономического роста по сравнению  с 2010 годом. При снижающейся  инфляции это обусловит замедление  роста трансакционной составляющей  спроса на деньги. В то же  время стабильный курс рубля  будет способствовать росту спроса  на национальную валюту как  средство сбережения. В зависимости  от вариантов прогноза прирост  денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в  2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.

    Банк России разработал три  варианта денежной программы  в зависимости от основных  параметров прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации  на период 2011 - 2013 годов. При этом  второй вариант базируется на  макроэкономических показателях,  использованных при формировании  проекта федерального бюджета  на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста денежной  базы в узком определении, рассчитанные  исходя из необходимости достижения  целевых показателей по инфляции  и соответствующие оценкам динамики  экономического роста и валютного  курса, в зависимости от варианта  программы могут составить в  2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.

    При предполагаемом в прогнозный  период ослаблении платежного  баланса и повышении гибкости  курсовой политики ожидается,  что денежное предложение все  в большей степени будет формироваться  за счет увеличения чистых  внутренних активов (ЧВА) органов  денежно-кредитного регулирования  при уменьшении роли чистых  международных резервов (ЧМР). При  этом важное значение для реализации  денежно-кредитной политики будет  иметь предполагаемое изменение  чистого кредита банкам, которое,  согласно прогнозу, в 2011 году будет  происходить за счет увеличения  объема свободной ликвидности  банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту  программы предполагается также  значительный рост валового кредита  банкам к концу прогнозного  периода.

    Планируемое в 2011 - 2013 годах сокращение  дефицита федерального бюджета,  в том числе монетарных источников  его финансирования, будет способствовать  ограничению воздействия бюджетного  канала на рост денежного предложения,  формируемого органами денежно-кредитного  регулирования. Однако, как показывают  расчеты по денежной программе  в соответствии с первым сценарием  социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно  сохранение существенной роли  бюджета в формировании денежного  предложения.

    В рамках первого варианта  денежной программы, рассчитанного  исходя из значительного снижения  цен на нефть - до 60 долларов  США за баррель, снижение ЧМР  может составить 0,2 трлн. рублей  в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.

    Для обеспечения роста денежной  базы на уровне, соответствующем  параметрам данного варианта  программы, увеличение ЧВА должно  составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.

Прогноз показателей денежной программы  на 2011 - 2013 годы (млрд. рублей) <1>

    <1> Показатели программы, рассчитываемые  по фиксированному обменному  курсу, определены исходя из  официального курса рубля на  начало 2010 года.

   1.01.2011 (оценка)  1.01.2012  1.01.2013  1.01.2014

I вариант   II вариант  III вариант  I вариант  II вариант  III вариант  I вариант  II вариант  III вариант

Денежная  база (узкое определение)  5922  6379  6838  7068  7050  7757  8224  7717  8641  9320

- наличные  деньги в обращении (вне Банка  России)  5789  6230  6679  6904  6880  7569  8025  7523  8424  9085

- обязательные  резервы  133  149  159  165  171  188  199  194  218  235

Чистые  международные резервы  14682  14433  16121  17377  13705  17165  19606  12317  17144  20597

- в млрд. долларов США  486  478  534  576  454  569  650  408  568  682

Чистые  внутренние активы  -8760  -8054  -9282  -10309  -6655  -9407  -11382  -4599  -8502  -11277

Чистый  кредит расширенному правительству   -4683  -3761  -4511  -5224  -2869  -4603  -6126  -1686  -4693  -6884

- чистый  кредит федеральному правительству   -3683  -2661  -3411  -4125  -1670  -3403  -4927  -386  -3393  -5584

- остатки  средств консолидированных бюджетов  субъектов Российской Федерации  и государственных внебюджетных  фондов на счетах в Банке  России  -1000  -1100  -1100  -1100  -1200  -1200  -1200  -1300  -1300  -1300

Чистый  кредит банкам  -1400  -1616  -2158  -2359  -893  -2080  -2277  489  -734  -983

- валовой  кредит банкам  600  600  600  600  600  600  600  1600  600  600

- корреспондентские  счета кредитных организаций,  депозиты банков в Банке России  и другие инструменты абсорбирования  свободной банковской ликвидности   -2000  -2216  -2758  -2959  -1493  -2680  -2877  -1111  -1334  -1583

Прочие  чистые неклассифицированные активы  -2677  -2677  -2614  -2726  -2892  -2724  -2979  -3403  -3074  -3409  

    Как предусмотрено "Основными  направлениями бюджетной и налоговой  политики на 2011 год и плановый  период 2012 - 2013 годов", в случае  снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для  финансирования бюджетного дефицита  возможно использование средств  Фонда национального благосостояния  в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального  бюджета. Данный сценарий может  быть реализован в рамках первого  варианта программы. При этом  объем чистого кредита расширенному  правительству может увеличиться  на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам  по программе, в 2011 году такое  увеличение чистого кредита расширенному  правительству с учетом динамики  ЧМР может вызвать необходимость  уменьшения чистого кредита банкам  на 0,2 трлн. рублей и осуществления  Банком России операций по  дополнительной стерилизации свободной  банковской ликвидности. Однако  в 2012 и 2013 годах в рамках  первого варианта будет необходима  активизация других источников  роста денежного предложения:  прогнозируется увеличение чистого  кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет  сокращения объемов свободных  денежных средств в банковском  секторе, а в 2013 году - также  за счет увеличения валового  кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.

Информация о работе Кридитно-денежная политика