Дефицит баланса доходов и
текущих трансфертов в разных
вариантах прогнозируется в диапазоне
45,0 - 53,7 млрд. долларов США.
Сальдо счета операций с капиталом
и финансовыми инструментами
в 2011 году в условиях первого
варианта предполагается отрицательным
в сумме 13,0 млрд. долларов США.
В рамках второго и третьего
вариантов опережающий рост внешних
обязательств российской экономики
по сравнению с соответствующими активами
обусловит его положительное сальдо в
размере 12,0 и 22,0 млрд. долларов США соответственно.
Во всех вариантах прогноза предполагаются
государственные внешние заимствования,
при которых положительное сальдо операций
сектора государственного управления
и органов денежно-кредитного регулирования
составит 2,0 млрд. долларов США. Результирующая
движения частного капитала по вариантам
различается: в первом варианте чистый
отток капитала оценивается в 15,0 млрд.
долларов США, во втором и третьем вариантах
нетто-приток может составить 10,0 - 20,0 млрд.
долларов США.
В первом варианте профицит
текущего счета будет недостаточным
для компенсации дефицита финансового
счета, что обусловит сокращение
резервных активов на 8,3 млрд. долларов
США. Во втором и третьем
вариантах положительное сальдо
по текущим операциям будет
дополнено притоком ресурсов
по финансовому счету, что обеспечит
рост валютных резервов (на 47,7 и
89,3 млрд. долларов США соответственно).
Прогноз платежного баланса на
2012 - 2013 годы также охватывает
широкий спектр среднегодовых
цен на нефть сорта "Юралс"
- в пределах 60 - 95 долларов США
за баррель.
В первом варианте ухудшение
условий торговли приведет к
резкому уменьшению профицита
баланса товаров и услуг - до
19,7 млрд. долларов США в 2012 году
- и его дефициту в сумме
5,7 млрд. долларов США в 2013 году.
Дополнительное воздействие отрицательного
баланса доходов и текущих
трансфертов обусловит формирование
дефицита счета текущих операций
(26,0 млрд. долларов США в 2012 году
и 53,0 млрд. долларов США в 2013
году). В условиях второго варианта
положительное сальдо счета текущих
операций в 2012 году уменьшится
до 17,7 млрд. долларов США, а в
2013 году сложится отрицательным
(21,3 млрд. долларов США). Третий вариант
прогноза предполагает сохранение
профицита счета текущих операций
в 2012 году на уровне 46,8 млрд. долларов
США, и почти равновесное его
состояние в 2013 году (0,8 млрд. долларов
США).
Прогноз
платежного баланса Российской Федерации
на 2011 - 2013 годы (млрд. долларов США)
2010
год (оценка) 2011 год 2012 год 2013 год
76 долларов
США за баррель I вариант (60 долларов
США за баррель) II вариант (75 долларов США
за баррель) III вариант (90 долларов США
за баррель) I вариант (60 долларов США за
баррель) II вариант (78 долларов США за баррель)
III вариант (95 долларов США за баррель)
I вариант (60 долларов США за баррель) II
вариант (79 долларов США за баррель) III
вариант (95 долларов США за баррель)
Счет
текущих операций 70,5 4,7 35,7 67,3 -26,0 17,7 46,8
-53,0 -21,3 0,8
Баланс
товаров и услуг 118,3 49,7 86,4 121,0 19,7
69,0 101,2 -5,7 31,9 57,2
Экспорт
товаров и услуг 439,0 388,3 448,5 495,8
389,6 471,1 535,9 395,8 489,6 561,1
Импорт
товаров и услуг -320,6 -338,6 -362,1 -374,8
-369,9 -402,2 -434,7 -401,4 -457,7 -503,9
Баланс
доходов и текущих трансфертов
-47,8 -45,0 -50,6 -53,7 -45,7 -51,3 -54,4 -47,4 -53,2 -56,4
Счет
операций с капиталом и финансовыми
инструментами -20,5 -13,0 12,0 22,0 2,0 17,0 27,0
7,0 22,0 32,0
Финансовый
счет (кроме резервных активов) -20,6
-13,0 12,0 22,0 2,0 17,0 27,0 7,0 22,0 32,0
Сектор
государственного управления и органы
денежно-кредитного регулирования
1,4 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
Частный
сектор (включая чистые ошибки и
пропуски) -22,0 -15,0 10,0 20,0 0,0 15,0 25,0 5,0 20,0 30,0
Изменение
валютных резервов ("+" - снижение,
"-" - рост) -50,0 8,3 -47,7 -89,3 24,1 -34,6 -73,8 46,0
-0,7 -32,8
Сальдо счета операций с капиталом
и финансовыми инструментами
в результате более активного
привлечения иностранного капитала
корпорациями и банками в 2012
- 2013 годах сложится положительным
по всем вариантам. Его значение
будет изменяться от минимального
(2,0 - 7,0 млрд. долларов США) в первом
варианте до максимального (27,0
- 32,0 млрд. долларов США) в третьем.
В рамках первого варианта
чистый приток инвестиций по
финансовому счету не компенсирует
отрицательное сальдо баланса
по текущим операциям, что обусловит
снижение резервных активов на
24,1 млрд. долларов США в 2012 году
и на 46,0 млрд. долларов США в
2013 году. Во втором и третьем
вариантах в 2012 году активное
сальдо счета текущих операций
и ввоз капитала обеспечат
условия для увеличения резервных
активов на 34,6 и 73,8 млрд. долларов
США соответственно. В 2013 году
в третьем варианте сохранятся
условия для роста резервных
активов (на 32,8 млрд. долларов США),
во втором варианте предполагается
их стабилизация.
IV.
Цели и инструменты
денежно-кредитной
политики в 2011
году и на период 2012
и 2013 годов
IV.1.
Количественные ориентиры
денежно-кредитной
политики и денежная
программа
В соответствии со сценарными
условиями функционирования экономики
Российской Федерации и основными
параметрами прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации
на 2011 год и плановый период 2012
и 2013 годов Правительство Российской
Федерации и Банк России определили
задачу снизить инфляцию в
2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%,
в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета
декабрь к декабрю предыдущего
года). Указанной цели по инфляции
на потребительском рынке соответствует
базовая инфляция на уровне 5,5
- 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году
и 4 - 5% в 2013 году.
Расчеты по денежной программе
на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя
из показателей спроса на деньги,
соответствующих целевым ориентирам
по инфляции, прогнозной динамике
ВВП и валютных курсов, а также
прогнозных показателей платежного
баланса и параметров проекта
Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов".
В соответствии с прогнозом
социально-экономического развития
Российской Федерации ожидается,
что в 2011 году экономический
рост будет обеспечиваться за
счет как внешних факторов, связанных
с благоприятной конъюнктурой
мировых рынков сырья и капитала,
так и внутренних, включая рост
внутреннего спроса и постепенное
восстановление кредитования банками
реального сектора российской
экономики. Тем не менее в
соответствии с прогнозными оценками
в 2011 - 2013 годах не ожидается
существенного увеличения темпов
экономического роста по сравнению
с 2010 годом. При снижающейся
инфляции это обусловит замедление
роста трансакционной составляющей
спроса на деньги. В то же
время стабильный курс рубля
будет способствовать росту спроса
на национальную валюту как
средство сбережения. В зависимости
от вариантов прогноза прирост
денежного агрегата М2 в 2011
году может составить 11 - 23%, в
2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.
Банк России разработал три
варианта денежной программы
в зависимости от основных
параметров прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации
на период 2011 - 2013 годов. При этом
второй вариант базируется на
макроэкономических показателях,
использованных при формировании
проекта федерального бюджета
на 2011 год и плановый период 2012
- 2013 годов. Темпы прироста денежной
базы в узком определении, рассчитанные
исходя из необходимости достижения
целевых показателей по инфляции
и соответствующие оценкам динамики
экономического роста и валютного
курса, в зависимости от варианта
программы могут составить в
2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013
году - 9 - 13%.
При предполагаемом в прогнозный
период ослаблении платежного
баланса и повышении гибкости
курсовой политики ожидается,
что денежное предложение все
в большей степени будет формироваться
за счет увеличения чистых
внутренних активов (ЧВА) органов
денежно-кредитного регулирования
при уменьшении роли чистых
международных резервов (ЧМР). При
этом важное значение для реализации
денежно-кредитной политики будет
иметь предполагаемое изменение
чистого кредита банкам, которое,
согласно прогнозу, в 2011 году будет
происходить за счет увеличения
объема свободной ликвидности
банковского сектора, а в 2012
- 2013 годах - за счет ее сокращения.
При этом по первому варианту
программы предполагается также
значительный рост валового кредита
банкам к концу прогнозного
периода.
Планируемое в 2011 - 2013 годах сокращение
дефицита федерального бюджета,
в том числе монетарных источников
его финансирования, будет способствовать
ограничению воздействия бюджетного
канала на рост денежного предложения,
формируемого органами денежно-кредитного
регулирования. Однако, как показывают
расчеты по денежной программе
в соответствии с первым сценарием
социально-экономического развития,
в прогнозный период вероятно
сохранение существенной роли
бюджета в формировании денежного
предложения.
В рамках первого варианта
денежной программы, рассчитанного
исходя из значительного снижения
цен на нефть - до 60 долларов
США за баррель, снижение ЧМР
может составить 0,2 трлн. рублей
в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012
году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения роста денежной
базы на уровне, соответствующем
параметрам данного варианта
программы, увеличение ЧВА должно
составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012
и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Прогноз
показателей денежной программы
на 2011 - 2013 годы (млрд. рублей) <1>
<1> Показатели программы, рассчитываемые
по фиксированному обменному
курсу, определены исходя из
официального курса рубля на
начало 2010 года.
1.01.2011 (оценка) 1.01.2012 1.01.2013 1.01.2014
I вариант
II вариант III вариант I вариант II вариант
III вариант I вариант II вариант III вариант
Денежная
база (узкое определение) 5922 6379 6838 7068
7050 7757 8224 7717 8641 9320
- наличные
деньги в обращении (вне Банка
России) 5789 6230 6679 6904 6880 7569 8025 7523 8424 9085
- обязательные
резервы 133 149 159 165 171 188 199 194 218 235
Чистые
международные резервы 14682 14433 16121
17377 13705 17165 19606 12317 17144 20597
- в млрд.
долларов США 486 478 534 576 454 569 650 408 568
682
Чистые
внутренние активы -8760 -8054 -9282 -10309 -6655 -9407
-11382 -4599 -8502 -11277
Чистый
кредит расширенному правительству
-4683 -3761 -4511 -5224 -2869 -4603 -6126 -1686 -4693 -6884
- чистый
кредит федеральному правительству
-3683 -2661 -3411 -4125 -1670 -3403 -4927 -386 -3393 -5584
- остатки
средств консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации
и государственных внебюджетных
фондов на счетах в Банке
России -1000 -1100 -1100 -1100 -1200 -1200 -1200 -1300 -1300
-1300
Чистый
кредит банкам -1400 -1616 -2158 -2359 -893 -2080 -2277 489
-734 -983
- валовой
кредит банкам 600 600 600 600 600 600 600 1600
600 600
- корреспондентские
счета кредитных организаций,
депозиты банков в Банке России
и другие инструменты абсорбирования
свободной банковской ликвидности
-2000 -2216 -2758 -2959 -1493 -2680 -2877 -1111 -1334 -1583
Прочие
чистые неклассифицированные активы -2677
-2677 -2614 -2726 -2892 -2724 -2979 -3403 -3074 -3409
Как предусмотрено "Основными
направлениями бюджетной и налоговой
политики на 2011 год и плановый
период 2012 - 2013 годов", в случае
снижения цен на нефть ниже
75 долларов США за баррель для
финансирования бюджетного дефицита
возможно использование средств
Фонда национального благосостояния
в объемах, превышающих показатели,
предусмотренные проектом федерального
бюджета. Данный сценарий может
быть реализован в рамках первого
варианта программы. При этом
объем чистого кредита расширенному
правительству может увеличиться
на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году,
так и в 2012 году и на 1,2 трлн.
рублей - в 2013 году. Согласно расчетам
по программе, в 2011 году такое
увеличение чистого кредита расширенному
правительству с учетом динамики
ЧМР может вызвать необходимость
уменьшения чистого кредита банкам
на 0,2 трлн. рублей и осуществления
Банком России операций по
дополнительной стерилизации свободной
банковской ликвидности. Однако
в 2012 и 2013 годах в рамках
первого варианта будет необходима
активизация других источников
роста денежного предложения:
прогнозируется увеличение чистого
кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн.
рублей соответственно за счет
сокращения объемов свободных
денежных средств в банковском
секторе, а в 2013 году - также
за счет увеличения валового
кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.