Во втором варианте денежной
программы, предполагающем умеренный
рост цен на нефть в рамках
прогнозного периода, соответствующий
показателям прогноза платежного
баланса прирост ЧМР составит
в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году
- 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок
к нулевому.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост
ЧМР будет частично компенсирован
сокращением ЧВА, которое с
учетом динамики денежной базы,
определенной в соответствии
с ориентирами по инфляции, в
указанный период оценивается
в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно.
Вместе с тем в 2013 году прогнозируется,
что для обеспечения роста
денежной базы на уровне, соответствующем
параметрам данного варианта
программы, потребуется увеличение
ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по
данному варианту сокращения
дефицита федерального бюджета
и изменения источников его
финансирования ожидается, что
динамика чистого кредита расширенному
правительству не окажет существенного
влияния на ЧВА: в 2011 году
объем чистого кредита расширенному
правительству возрастет на 0,2 трлн.
рублей, а в 2012 и 2013 годах он
будет снижаться примерно на 0,1
трлн. рублей в год.
При прогнозируемой динамике
кредита расширенному правительству
в 2011 году сокращение ЧВА будет
обеспечено за счет изменения
чистого кредита банкам, объем
которого снизится на 0,8 трлн. рублей.
В 2012 и 2013 годах требуемый для
увеличения денежного предложения
прирост ЧВА будет обеспечен
за счет повышения чистого
кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн.
рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом
денежной программы, основанным
на предположении о существенном
росте цен на нефть, в 2011
году прогнозируется увеличение
ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и
2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей
соответственно. При этом с учетом
оцениваемой динамики денежной
базы ожидается, что сокращение
ЧВА по данному варианту должно
составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей,
в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году
прирост ЧВА может составить
0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры
и более значительного роста
ВВП по данному варианту можно
ожидать более существенного,
чем по второму варианту, увеличения
остатков средств на бюджетных
счетах в Банке России, что
соответствует снижению чистого
кредита расширенному правительству
на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9
трлн. рублей в 2012 году и на
0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом
согласно прогнозу в 2011 году
уменьшение чистого кредита банкам
может составить около 1,0 трлн.
рублей, а в 2012 году ожидается
его незначительный прирост (на 0,1 трлн.
рублей). В 2013 году требуемый для увеличения
денежного предложения прирост ЧВА будет
обеспечен путем повышения чистого кредита
банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения
объема свободной ликвидности банковского
сектора.
Параметры денежной программы
не являются жестко заданными
и могут быть уточнены при
изменении экономической конъюнктуры
и отклонении фактических значений
от исходных условий формирования
вариантов развития экономики.
В целях адекватного реагирования
на изменение состояния денежно-кредитной
сферы и учета возможных рисков
при реализации денежно-кредитной
политики Банк России будет
использовать весь спектр инструментов,
имеющихся в его распоряжении.
IV.2.
Политика валютного
курса
Курсовая политика в 2011 - 2013 годах
будет направлена на удержание
в приемлемых границах волатильности
российской национальной валюты.
При этом Банк России видит
своей задачей последовательное
сокращение прямого вмешательства
в процессы курсообразования
и подготовку субъектов экономики
к работе в условиях плавающего
валютного курса.
На стадии перехода к режиму
плавающего валютного курса Банк
России продолжит использование
механизма плавающего интервала
допустимых значений стоимости
бивалютной корзины с автоматической
корректировкой границ в зависимости
от объема осуществленных валютных
интервенций. Для обеспечения
сглаживания изменений курса,
не обусловленных фундаментальными
факторами, Банк России сохранит
возможность проводить операции
по покупке/продаже иностранной
валюты как на границах, так
и внутри плавающего операционного
интервала. Вместе с тем Банк
России не будет задавать каких-либо
фиксированных количественных ограничений
на уровень курса национальной
валюты.
Указанный подход позволит сдерживать
чрезмерно резкие колебания валютного
курса, создающие риски для
стабильности российской финансовой
системы, и вместе с тем не
будет препятствовать формированию
рыночных тенденций курсовой
динамики, обусловленных фундаментальными
изменениями состояния мировой
экономики, обеспечивая условия
для адаптации участников рынка
к плавающему валютному курсу.
Эластичность границ и ширина
операционного коридора будут постепенно
меняться в рамках решения задачи повышения
гибкости курсообразования.
В переходный период порядок
проведения интервенций Банка
России на внутреннем валютном
рынке будет включать использование
целевых покупок или продаж
иностранной валюты, осуществляемых
в заранее установленных объемах
и интервалах. Параметры проведения
данных операций будут определяться
с учетом основных факторов
формирования платежного баланса,
показателей бюджетной системы
и конъюнктуры российского денежного
рынка. Применение указанного
механизма будет направлено на
сглаживание воздействия внешних
конъюнктурных шоков на ожидания
экономических агентов, состояние
внутренних финансовых рынков
и динамику основных показателей
денежно-кредитной сферы.
В 2011 - 2013 годах основными факторами
изменения курса рубля будут
баланс внешнеторговых операций
и динамика трансграничных потоков
капитала при растущей роли
последних. В настоящее время
сохранение положительного сальдо
внешнеторговых операций создает
условия для укрепления национальной
валюты, однако по мере выравнивания
торгового баланса значение данного
фактора будет снижаться. Вместе
с тем повышающийся вклад в
формирование курсовых тенденций
динамики потоков капитала, которые
зависят от трудно прогнозируемого
развития ситуации на мировых
финансовых рынках и характеризуются
высокой волатильностью, формирует
значительную неопределенность
в динамике курса рубля в
среднесрочной перспективе. В
этих условиях существенно повышается
важность управления валютными
рисками экономическими агентами
на всех уровнях, а также
возрастает роль процентной политики,
проводимой Банком России, как
для обеспечения финансовой стабильности,
так и для выполнения целевых
ориентиров по инфляции.
IV.3.
Инструменты денежно-кредитной
политики и их
использование
В среднесрочной перспективе
одной из важнейших задач Банка
России является создание необходимых
условий для реализации эффективной
процентной политики, что предполагает
совершенствование системы инструментов
денежно-кредитной политики и
переход к более гибкому курсообразованию.
Действие автономных факторов
формирования ликвидности со
стороны бюджетных потоков (с
учетом предполагаемого дефицита
бюджета), а также операций на
внутреннем валютном рынке при
относительно благоприятной внешней
конъюнктуре допускает вероятность
сохранения избытка банковской
ликвидности. В этих условиях
будут востребованы инструменты
абсорбирования ликвидности.
В качестве инструментов стерилизации
Банк России продолжит использование
операций по размещению ОБР
и депозитных операций. Дополнительным
инструментом регулирования ликвидности
могут также являться операции
Банка России на открытом рынке
с государственными облигациями
и другими ценными бумагами
в соответствии с законодательством.
Банк России продолжит совершенствование
порядка и условий проведения
депозитных операций, в частности
путем внедрения механизма исполнения
обязательств кредитными организациями
по депозитным сделкам путем
предъявления инкассовых поручений
Банка России (по согласованию
с кредитными организациями) на
списание денежных средств в
депозит с банковских счетов
кредитных организаций, участвующих
в депозитных операциях. Планируется
продолжить использование как
рыночных инструментов изъятия
свободной ликвидности - депозитных
аукционов, так и инструментов
постоянного действия - депозитных
операций по фиксированным процентным
ставкам. Применение последних
будет направлено на абсорбирование
краткосрочной ликвидности кредитных
организаций.
С учетом нормализации ситуации
на денежном рынке Банк России
продолжит осуществлять меры
по сокращению использования
антикризисных инструментов и
возвращению к традиционным механизмам
регулирования ликвидности. Вместе
с тем в случае возникновения
объективной необходимости Банк
России будет иметь возможность
возобновить использование кредитов без
обеспечения и других приостановленных
к настоящему моменту инструментов рефинансирования.
При сохранении стабильной ситуации
на денежном рынке и отсутствии
признаков возвращения кризисных
тенденций Банк России будет
концентрироваться на регулировании
краткосрочной банковской ликвидности.
При этом банковскому сектору
по-прежнему будут доступны как
рыночные инструменты рефинансирования,
так и операции постоянного
действия, процентные ставки по
которым ограничивают колебания
краткосрочных процентных ставок
межбанковского кредитного рынка.
В целях повышения эффективности
инструментов денежно-кредитной
политики Банк России продолжит
работу, направленную на повышение
доступности операций рефинансирования
Банка России для кредитных
организаций, включая возможность
расширения перечня активов, используемых
в качестве обеспечения по
указанным операциям, в том
числе за счет золота.
Банк России продолжит использование
обязательных резервных требований
в качестве инструмента регулирования
ликвидности банковского сектора
и сдерживания инфляционных процессов.
В зависимости от изменения
макроэкономической ситуации, состояния
ресурсной базы российских кредитных
организаций Банк России может
принять решение относительно
изменения нормативов обязательных
резервов и их дифференциации.
Вместе с тем Банк России
не исключает возможности дальнейшего
повышения коэффициента усреднения
обязательных резервов, позволяющего
кредитным организациям поддерживать
ликвидность при выполнении ими
обязательных резервных требований.
Дальнейшее развитие процентной
политики Банка России будет
направлено на совершенствование
системы инструментов денежно-кредитного
регулирования, сужение коридора
процентных ставок, внедрение системы
рефинансирования под единый
пул обеспечения.
Принимая решения о выборе
инструментов денежно-кредитной
политики, Банк России будет исходить
как из текущих задач, так
и задач, поставленных на среднесрочную
перспективу, которыми, в частности,
являются создание условий для
последовательного снижения темпов
инфляции и восстановление устойчивого
экономического роста, включая
формирование предпосылок для
перераспределения активов кредитных
организаций в пользу реального
сектора экономики.
В 2011 - 2013 годах Банк России
продолжит взаимодействие с Минфином
России как в сферах, непосредственно
относящихся к реализации денежно-кредитной
политики, так и в области дальнейшего
развития национальных финансовых
рынков. В частности, будет продолжено
использование реализованного Минфином
России совместно с Банком
России механизма размещения
временно свободных бюджетных
средств на депозиты в кредитных
организациях, позволяющего сглаживать
воздействие неравномерности бюджетных
потоков на состояние банковской
ликвидности.
V.
Приложение
V.1. Мероприятия
Банка России по совершенствованию
банковской системы и банковского
надзора в 2011 году и на период
2012 и 2013 годов
В 2011 - 2013 годах деятельность Банка
России в сфере совершенствования
банковской системы и банковского
надзора будет сосредоточена
на реализации предусмотренных
законодательством целей развития
и поддержания стабильности банковского
сектора Российской Федерации,
защиты интересов вкладчиков
и кредиторов. Указанную деятельность
Банк России будет вести с
учетом уроков мирового финансового
кризиса и опыта, извлеченного
в ходе преодоления кризиса
и его последствий в российском
банковском секторе, а также
с учетом разрабатываемых международными
организациями подходов к усилению
банковского регулирования.