Курс лекций по "Экономической теории (Микроэкономика) "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:37, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория (Микроэкономика) "

Работа состоит из  1 файл

литература.docx

— 735.67 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования 
«Южно-Уральский государственный университет»

Институт  открытого и дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Т.Ф. Амирова 

Экономическая теория

(Микроэкономика) 

(курс  лекций) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2011

Учебно-методические материалы 

ТЕМА 1. Предмет и метод  экономической теории

     Термин  «экономика» используется в различных  значениях:

     1) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);

     2) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и др. экономики);

     3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономика), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).

     В современных условиях слово «экономика»  имеет несколько значений. Приведем основные из них.

     Экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова. То есть совокупность всех вещей, средств, предметов, используемых людьми с целью удовлетворения своих нужд. В таком варианте экономику можно рассматривать как систему жизнеобеспечения, воспроизводства жизни людей.

     Экономика – это наука как совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, использующих ограниченные ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей.

     Для того, чтобы разделить терминологически экономику как хозяйство и  экономику как науку, в англоязычной литературе были введены два понятия: «экономика» – в его натуральном  проявлении и «экономикс» – экономическая наука, экономическая теория. Это способствовало большей точности, определенности в понимании экономики, но являлось некорректным в русском написании. Поэтому в русской транскрипции «экономикс» часто переводится словосочетанием «экономическая теория». 

 Экономическая теория состоит из следующих основных частей:

      1) общая экономическая теория;

      2) микроэкономика;

      3) макроэкономика;

      В общей экономической теории дается характеристика понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общества; обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической теории, показывается исторический процесс развития данной науки. Поскольку объектом экономической теории выступают экономические отношения, в данном разделе исследуются природа экономической системы общества, место и роль отношений собственности в экономической системе и в совокупности экономических отношений. Здесь же раскрываются природа и направление деятельности производства как важнейшей фазы воспроизводственного процесса. Наконец, в первом разделе характеризуется форма, в которой может функционировать система экономических отношений. Такой формой в современном цивилизованном мире выступает товарная форма производства, природа которой показана посредством анализа сущности товара и денег, механизма функционирования рынка.

      Микроэкономика  объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять взаимодействие субъектов экономики и в отраслях промышленности. Она вызывает интерес к стратегическому взаимодействию фирм, процессу ценообразования на товары и услуги в условиях рынка.

      Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики. Она изучает в агрегированном, совокупном виде такие величины, как национальный объем производства, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Макроэкономика занимается изучением взаимосвязи совокупного спроса и предложения; их влияния на национальный объем производства; проблем установления общего равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках; государственного вмешательства в экономику; проблем инфляции, безработицы, социальной защищенности населения. Основными макроэкономическими показателями являются национальный объем производства, производительность труда, общий уровень цен, процентная ставка и занятость. 

     Методология экономической теории 

     Методология – это наука о методе. Метод наукиэто совокупность исходных позиций и принципов, на основе которых ведется анализ предмета.

     Экономические процессы невозможно изучить так, как  исследуются процессы в естественных науках. Они не протекают в «чистом  виде», а вплетаются в сложную  ткань реальной общественной жизни. Понять их можно, только используя  метод абстракции. Абстракция есть отвлечение от того, что не соответствует природе объекта. Она не уводит от анализа реальной действительности, а за нагромождением отдельных факторов раскрывает истинный порядок и смысл. На основе абстрактного анализа раскрываются понятия, отражающие содержание экономических явлений (экономических категорий).

     Таким образом, основной метод исследования экономической теории – это метод научных абстракций (изучение предмета в чистом виде). 

     Любое описание того, как факты связаны  между собой, называется моделью. Модель – это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение действительного поведения статистических данных.

     Принципами  построения экономической модели являются:

  1. Формулировка взаимосвязи между ограниченным количеством величин.
  2. Все остальные факты являются прочими, равными, неизменными по отношению к рассматриваемой модели.
  3. Модель строится для определенной цели и не является полным отображением действительности.
 

     В экономической теории используют следующие  модели:

  • вербальные (словесные);
  • графические;
  • символические.

     Вербальные  модели – словесное описание экономического процесса или явления.

     Графические модели – представление изучаемой  проблемы с помощью графика или  схемы.

     Символические модели – характеризуют определенные функциональные зависимости между  исследуемыми переменными. 

   По  содержанию выделяют:

  • оптимизационные модели;
  • равновесные модели.

     Оптимизационные модели – характеризуют поведение  каких-либо экономических субъектов  и объясняют принципы оптимизации  принимаемых решений.

     Равновесные модели – характеризуют взаимодействие различных субъектов на рынке  или в другой сфере и объясняют  при каких условиях возможно согласование их интересов.

ТЕМА 2. Теория спроса и  предложения 

     Рыночный  спрос характеризует намерения  потребителей приобретать тот или  иной товар.

     Величина  спроса – тот объем товара, который потребители готовы приобретать при различных уровнях цен. Цена спроса – та цена, которую потребители готовы заплатить за единицу товара при различных объемах покупок.

     Зависимость между ценой и объемом покупок  определяется законом спроса (чем ниже цена, тем выше объем спроса).

     Закон спроса выражается в отрицательной  функциональной зависимости.

QD = f(P) «–», где

     QD – объем спроса

     P – цена товара.

     Как правило, спрос выражается в виде линейной зависимости P и Q, в этом случае функция спроса принимает вид:

QD = a – bP. 

     На  спрос кроме цены влияют «неценовые факторы», они приводят к изменению  спроса и графически их влияние выражается в сдвигах кривой спроса.

     Расширение  спроса выражается в сдвиге кривой спроса вправо и вверх (на рисунке синяя линия). Увеличение спроса означает, что при той же цене потребители готовы приобрести больше, а тот же объем продукции готовы приобрести по более высокой цене.

     Сокращение  спроса выражается в сдвиге кривой спроса влево и вниз на рисунке красная линия. Сокращение спроса означает, что при той же цене потребители готовы приобрести меньше, а тот же объем продукции готовы приобрести за меньшую цену.

     

     К неценовым факторам спроса относятся:

     1) изменение предпочтений потребителей;

     2) изменение доходов потребителей 

     В зависимости от того, как изменение дохода влияет на объем спроса, различают качественные и некачественные товары. Качественными называются товары объем спроса на которые растет по мере увеличения доходов; некачественными – товары объем спроса на которые снижается по мере увеличения доходов. Товары первой необходимости – это такие товары спрос на которые не изменяется при изменении дохода потребителя.

     3) изменение цен на сопряженные  товары (различают товары заменители  или субституты и товары дополнители  или комплиментарные товары; рост  цен на товары заменители приводит  к расширению спроса; рост цен  на товары дополнители сокращает  спрос); 

 

     4) ожидания потребителей относительно  будущей цены товара (если у  потребителей возникли ожидания  роста цены в будущем, то  в настоящем потребители увеличат  спрос на товар, желая приобрести  его до увеличения цены).

Эластичность  спроса

     Важнейшая характеристика спроса – эластичность. Она показывает чувствительность спроса к изменению какого-либо фактора. Различают ценовую эластичность, перекрестную эластичность спроса и  эластичность по доходу. 

     Ценовая эластичность спроса показывает на сколько процентов изменится объем спроса в результате однопроцентного изменения его цены.

       
 

Ценовая эластичность спроса всегда отрицательная.

     Рассчитать  ценовую эластичность спроса можно  с помощью следующих формул:

  • Если эластичность измеряется на отрезке:

       
 

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории (Микроэкономика) "