Курс лекций по "Экономической теории (Микроэкономика) "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:37, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория (Микроэкономика) "

Работа состоит из  1 файл

литература.docx

— 735.67 Кб (Скачать документ)
justify">     

LAC – кривая средних издержек в долгосрочном периоде;

AC1, AC2…ACn – средние издержки в краткосрочном периоде;

Qопт – оптимальный объем выпуска. 

     Кривая  долгосрочных средних издержек (LAC) имеет также, как и кривые краткосрочных  средних издержек (АС) U-образную форму, что означает экономию затрат вначале  и их рост после достижения оптимального объема (Qопт).

     Конфигурация  кривой зависит от эффекта масштаба и от того, насколько быстро положительный  эффект масштаба сменится на отрицательный. Так при положительном эффекте  масштаба расширение производства и  вовлечение дополнительных капитальных  ресурсов приводят к снижению средних  издержек в долгосрочном периоде  по мере увеличения объема производства. При отрицательном эффекте масштаба средние издержки в долгосрочном периоде будут расти с увеличением  объема производства. Симметрия кривой LAC относительно точки М, соответствующей  оптимальному объему выпуска в долгосрочном периоде, необязательна. 

     Производственный  оптимум фирмы 

     Производственный  оптимум – это такое сочетание факторов производства, при котором фирма может произвести доступный ей объем выпуска с минимальными издержками, или максимальный объем выпуска при заданном уровне издержек.

     Для определения оптимума фирмы необходимо сопоставить производственную функцию  с уровнем общих издержек.

     Графически  общие издержки фирмы представляются в виде изокосты. Изокоста – комбинации факторов производства, которые доступны фирме при данном уровне общих издержек и при данных ценах на экономические ресурсы.

TC = PL L + PK K – уравнение изокосты,

где

ТС –  общие издержки

PL – цена труда

PK – цена капитала

L – количество используемого труда

К –  количество используемого капитала

Графически  изокоста представляется следующим  образом:

     

 L0 = TC / PL         K0 = TC / PK.

     В точке L0 – весь объем выпуска может быть произведен только с помощью труда.В точке K0 – весь объем выпуска может быть произведен только с помощью капитала.

     Изменение цен на экономические ресурсы  приводит к изменению угла наклона  изокосты, изменение уровня общих  издержек приводит к параллельному  сдвигу изокосты.

     Оптимум фирмы определяется точкой касания  изокосты и одной из изоквант. В  точке касания наклон изокосты и  изокванты равны и условие  производственного оптимума фирмы  имеет вид:

MPL / PL = MPK / PK

     

     Примеры решения задач по теме производство и издержки 

1. Исходя из данных таблицы, предельные издержки производства третьей единицы составят:

Выпуск  продукции, шт. 0 1 2 3 4 5 6 7
Общие издержки, руб. 20 40 55 65 70 110 150 200
 

Формула расчета предельных издержек: MC=ΔTC/ΔQ

Формула для расчета предельных издержек третьей единицы:

MC= (TC3-TC2)/(Q3-Q2)

MC= (65-55)/(3-2) = 10 

2. Исходя из данных таблицы, средние издержки при объеме выпуска в 5 шт. составят:

Выпуск  продукции, шт. 0 1 2 3 4 5 6 7
Общие издержки, руб. 20 40 55 65 70 110 150 200
 

Формула расчета  средних издержек: AC=TC/Q

Формула для  расчета средних издержек при объеме выпуска в 5 шт.:

AC=TC5/Q5

AC=110/5=22 

3. Фирма  увеличивает применяемый капитал  со 120 до 150 ед. и используемый труд с 500 до 625 ед., а объем выпуска увеличивается с 200 до 220 ед. Какой эффект масштаба имеет место? 

Найдем, во сколько раз увеличиваются  капитал, труд и объем выпуска.

Nk=K2/K1=150/120=1,25

NL=L2/L1=625/500=1,25

MQ=Q2/Q1=220/200=1,1 

Если  N>M, то имеет место отрицательный эффект масштаба.

Если  N<M, то имеет место положительный эффект масштаба.

Если  N=M, то имеет место постоянный эффект масштаба. 

Ответ: в данной задаче имеет место отрицательный  эффект масштаба (1,1<1,25) 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА 5. Рыночные структуры 

     Рыночная  структура – совокупность условий, в которых протекает взаимодействие фирм на рынке. Характер рыночной структуры  определяется рядом факторов:

     1) количество и размер фирм на  рынке;

     2) характер продукции (однородная  или дифференцированная, т.е. удовлетворяющая  одну и ту же потребность,  но характеризующаяся различными  свойствами);

     3) характер входных и выходных  барьеров (факторы препятствующие  переливу капитала из одной  отрасли в другую);

     4) характер и степень распространения  информации относительно способов  производства продукции, цен на  различных сегментах рынка, намерений  фирм и т.д.

     В экономической теории выделяют 2 типа рынков: рынок совершенной конкуренции (ни одна из фирм отрасли не в состоянии  изменить рыночную ситуацию); рынок  несовершенной конкуренции (отдельная  фирма в состоянии воздействовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгодном для  себя направлении). Выделяют 3 типа несовершенной  конкуренции: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. 

Совершенная конкуренция существует при следующих условиях:

  • на рынке действует большое количество фирм, которые очень малы относительно размеров рынка;
  • продукция однородная (идентичная), т.е. покупателю не важно у кого он купит этот товар;
  • компании могут свободно вступать на рынок и покидать его;
  • наличие единой общей информации о рынке всех продавцов и покупателей;
  • отдельные покупатели или продавцы не могут повлиять своими действиями на рыночную цену – они принимают цену как данную («ценополучатели»), это происходит вследствие того, что размер компании является небольшим по сравнению с рынком, цены определяются взаимодействием спроса и предложения на рынке.

     Рынок совершенной конкуренции является теоретической моделью, однако можно  назвать ряд рынков, которые по своим характеристикам максимально  приближены к совершенной конкуренции (например, товарные рынки – чай, кофе, шерсть, хлопок, пшеница; валютные рынки; фондовые рынки).  

     Фирма в условиях совершенной конкуренции  принимает рыночные цены как данные, поскольку объем ее производства является незначительным и не может  стать определяющим на цену фактором. Это означает, что цена равна среднему доходу и предельному доходу (P = AR = MR). Кривая спроса на продукцию фирмы, работающей в условиях совершенной  конкуренции, является абсолютно эластичной, а кривая спроса на продукцию всей отрасли носит убывающий характер. 

     

     Рыночная  цена будет одинаковой независимо от того, какой объем продукции производит эта фирма. Условие равновесия: P = MC. В условиях совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене. 
 

Чистая  монополия существует при следующих условиях:

  • единственный поставщик, отрасль – синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;
  • реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители данного вида продукции;
  • на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения (в первом случае естественные монополии – предприятия общественного пользования, например: электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия; искусственные барьеры – патенты и лицензии, контроль товарных запасов и пунктов сбыта и др.);
  • доступ к информации блокирован;
  • монополист обладает рыночной властью: контролирует цены, поставки продукта на рынок.

     В условиях чистой монополии фирма  обладает максимальной, но не абсолютной властью, т.к. при принятии решений  относительно объема выпуска и цены продукции фирма должна учитывать  рыночный спрос.

     В экономической теории также различают  монопсонию – рыночная структура при которой на рынке действует только один покупатель. 

     Фирма, будучи чистым монополистом, сталкивается с «потенциальной конкуренцией»  со стороны фирм, которые при определенных условиях могут войти в отрасль. Так же фирмы могут испытывать конкуренцию со стороны иностранных  фирм.

     Особенность чистой монополии состоит в том, что отрасль и фирма совпадают, и чистый монополист работает с рыночным спросом, который, как правило, имеет  вид убывающей функции. Это означает что MR < P, и условие равновесия (максимизации прибыли) принимает вид: MR = MC.

     Монополист  всегда производит меньше продукции, чем  совершенноконкурентная отрасль и  реализует продукцию по более  высокой цене. Это позволяет монополисту  перераспределять часть излишка  потребителя в свою пользу, и получать «сверхприбыль»

     

MR – предельный доход

MC – предельные издержки

Qm – объем выпуска, который производит монополист.

Qc - объем выпуска, который производит конкурентная фирма. 

     В сверхприбыли реализуется рыночная власть монополиста. Другим проявлением  реализации рыночной власти является возникновение безвозвратных потерь в общественном благосостоянии, называемых «мертвым грузом монополии». Он образуется из потерь излишков потребителей и  производителей, которые образуются в результате сокращения объема выпуска  по сравнению с конкурентным. 

     Коэффициент Лернера

     Для оценки степени рыночной власти используется коэффициент Лернера. Он показывает как существующее равновесие соотносится  с условием равновесия совершенно конкурентной отрасли, и рассчитывается по формуле:

     L = (P – MC) / P.

     Если  отрасль является совершенно конкурентной, то рыночная цена равна предельным издержкам и коэффициент Лернера  равен нулю. Если фирмы в отрасли  обладают рыночной властью, то они стремятся  выпускать объем выпуска соответствующий  равенству предельного дохода и  предельных издержек, при этом цена будет выше предельных издержек и  коэффициент Лернера окажется выше нуля.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории (Микроэкономика) "