Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:37, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория (Микроэкономика) "
Пример 1.
Задано изменение цены и объема продаж.
P1=1000, P2=1500; Q1=200, Q2=100.
Рассчитаем
эластичность спроса на отрезке, если
в качестве начала интервала взята
первая точка:
Рассчитаем среднее значение эластичности между двумя точками:
Пример 2.
Задана функция спроса на товар А. Qd = 300 - 0,2P; цена товара А: Pa = 1000
Рассчитаем ценовую эластичность спроса:
Для вычисления объема спроса подставим цену в заданную функцию спроса:
Q = 300 – 0,2*1000 = 100
Различают виды спроса в зависимости от эластичности:
Факторы влияющие на эластичность спроса по цене:
1)
характер и устойчивость
2) доля расходов на товар в бюджете (чем выше доля, тем выше эластичность);
3) наличие товаров заменителей;
4)
фактор времени (с течением
времени эластичность спроса
возрастает, а для товаров длительного
пользования – уменьшается).
Перекрестная эластичность спроса характеризует процентное изменение объема спроса в результате однопроцентного изменения цены сопряженного товара (товара-заменителя или товара-дополнителя).
Для
товаров заменителей
Перекрестную эластичность спроса можно рассчитать по формулам:
Пример. Задана функция спроса на товар А. QDa =5 - 3Pa + 2Pb; Цена товара А: Pa= 3; цена товара В: Pb = 2,5
Рассчитаем
перекрестную эластичность спроса на
товар А относительно цены товара
В.
Для вычисления объема спроса подставим цены в заданную функцию спроса:
QDa = 5 – 3*3 + 2*2,5 = 1
В данном
примере получилось положительное
значение «+5», это означает, что товары
А и В являются заменителями.
Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится объем спроса в результате однопроцентного изменения дохода потребителя.
I –
доход потребителя.
Особым случаем является товар Гиффена. Для него характерна функция спроса с положительным наклоном. Товары Гиффена – некачественные товары, занимающие значительную долю в бюджете.
Рис. Кривая
спроса для товаров Гиффена
Предложение и закономерности его изменения. Эластичность предложения.
Предложение – вторая характеристика рынка, характеризующая поведение на рынке производителей (продавцов).
Объем предложения – то количество товаров, которое производителю выгодно продать при различных уровнях цен. Цена предложения – та цена, по которой производитель готов поставить на рынок определенный объем продукции.
Закон предложения характеризует положительную зависимость между ценой и объемом предложения.
QS = f(P) «–», где
S – объем предложения;
Р – цена товара.
Как
правило, предложение выражается в виде
линейной зависимости P и Q, в этом случае
функция предложения принимает вид: QS
= a + bP.
Неценовые факторы – параметры, влияющие на смещение кривой предложения.
Расширение предложения выражается в сдвиге кривой вправо и вниз (на рис. синяя линяя), и выражает готовность производителей поставить тот же объем продукции по более низкой цене или больший объем продукции по той же цене.
Сокращение
предложения выражается в сдвиге кривой
влево и вверх (на рис.
красная линяя), и выражает готовность
производителей поставить тот же объем
продукции по более высокой цене или меньший
объем по той же цене.
К неценовым факторам предложения относятся:
1)
изменение технологии
2) цены на экономические ресурсы (рост цен на ресурсы вызывает рост издержек, что приводит к сокращению предложения);
3)
ожидания производителей
Эластичность предложения показывает, в какой мере объем предложения реагирует на изменение влияющих на него факторов.
Ценовая эластичность предложения показывает на сколько изменится объем предложения в результате однопроцентного изменения его цены.
Важным
фактором, влияющим на эластичность, является
фактор времени. В экономической
теории различают три функциональных
периода.
1.
Мгновенный период – период, в
течение которого фирма не
может изменить объем выпуска,
а предложение меняется только
за счет изменения запасов
готовой продукции. В этом
2. Краткосрочный период – это период, в течение которого фирма может изменить объем выпуска в рамках существующих производственных мощностей, но не успевает изменить производство и технологию. Кривая предложения имеет эластичность > 0.
3.
Долгосрочный период – это период, в течении
которого фирма может реализовать любые
решения (привлечение капитала, смена
технологии, и т.д.). В долгосрочном периоде
предложение становится абсолютно эластичным.
Рыночное
равновесие и его
устойчивость.
Рыночное равновесие – такая ситуация, когда планы производителей и потребителей совпадают.
Равновесие
характеризуется тем, что ни у
одной из сторон нет побудительных
мотивов к изменению
Параметры равновесия:
Pe – равновесная цена;
Qe – равновесный
объем.
Рынок всегда стремится к точке равновесия. При нарушении равновесия на рынке начинают действовать механизмы восстановления равновесия.
Если,
по каким-либо причинам рыночная цена
окажется выше равновесной, то объем
предложения превысит объем спроса
и на рынке образуется избыток, для
реализации которого фирмы пойдут на
снижение цены, что приведет к росту
объема спроса и снижению объема предложения
до равновесного уровня. Такая ситуация
называется ситуация избытка (или «рынок
покупателя»).
Если,
рыночная цена окажется ниже равновесной,
то объем спроса превысит объем предложения
и на рынке образуется дефицит, конкуренция
среди потребителей приведет к росту
цены, что в свою очередь, снизит
объем спроса и повысит объем
предложения до равновесного уровня.
Такая ситуация называется ситуация дефицита
(или «рынок продавца»).
Применение
теории D и S: оценка экономических
последствий государственного
контроля над ценами
Государственный
контроль над ценами может выражаться
в форме фиксированных цен, при
этом может устанавливаться
Максимальная цена – цена, которая фиксируется ниже равновесной. Такие цены устанавливаются в интересах потребителей, с целью обеспечения доступа к товарам потребителей с низким уровнем дохода. Если правительство не будет поддерживать свою политику в финансовом отношении, то результатом может быть возникновение дефицита товара и нерыночные формы его распределения (очереди, талонная система, черный рынок). Для предупреждения негативных последствий правительство должно субсидировать производство (выплачивать дотации производителям, дабы побудить их выпускать необходимый объем продукции).
G
= h QD,
h = Pтреб
– Pmax
G – совокупные расходы правительства;
Pтреб – цена, по которой производители готовы предоставить объем продукции QD;
h – дотация на единицу товара.
Минимальная цена – цена, фиксированная на уровне выше равновесной. Устанавливается в интересах производителей. Введение минимальной цены приводит к возникновению излишка продукции, который должен быть куплен правительством (правительство осуществляет госрасходы – G). При этом величина расходов правительства определяется как:
G
= (QS –
QD) Pmin.
ТЕМА 3.
Потребительское поведение
В
теории потребительского выбора изучается,
каким образом отдельный
Теория потребительского поведения исходит из следующих предпосылок:
1)
потребитель обладает
2)
потребитель в процессе выбора
стремится достичь наибольшего
благосостояния, при этом он действует
в рамках бюджетных
В целом теория потребительского выбора включает: кардиналистскую теорию или теорию предельной полезности и ординалистскую или порядковую теорию полезности.
В рамках кардиналистской теории предполагается, что целью потребительского выбора является максимизация полезности, получаемой от совокупности товаров входящих в набор потребителя, при этом предполагается, что потребитель может дать абсолютную количественную оценку полезности и выразить ее в определенных единицах или в денежном выражении.
Полезность
рассматривается как
Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории (Микроэкономика) "