Курс лекций по "Экономической теории (Микроэкономика) "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:37, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория (Микроэкономика) "

Работа состоит из  1 файл

литература.docx

— 735.67 Кб (Скачать документ)
  • Среднее значение эластичности:

  

  • Если  известна функция  спроса:

  

Пример 1.

Задано изменение  цены и объема продаж.

P1=1000, P2=1500; Q1=200, Q2=100.

Рассчитаем  эластичность спроса на отрезке, если в качестве начала интервала взята  первая точка: 
 

Рассчитаем  среднее значение эластичности между  двумя точками:

 
 

Пример 2.

Задана  функция спроса на товар А. Qd = 300 - 0,2P; цена товара А: Pa = 1000

Рассчитаем ценовую  эластичность спроса:

 
 

Для вычисления объема спроса подставим цену в заданную функцию спроса:

Q = 300 – 0,2*1000 = 100  
 

Различают виды спроса в зависимости от эластичности:

  • эластичный спрос (|E| > 1);
  • неэластичный спрос (|E| < 1);
  • спрос единичной эластичности (|E| = 1);
  • абсолютно эластичный спрос (|E| = ∞), горизонтальная кривая спроса;
  • абсолютно неэластичный спрос (|E| = 0), вертикальная кривая спроса.

     Факторы влияющие на эластичность спроса по цене:

     1) характер и устойчивость предпочтений (низкая эластичность на табак,  лекарства и т.д.);

     2) доля расходов на товар в  бюджете (чем выше доля, тем  выше эластичность);

     3) наличие товаров заменителей;

     4) фактор времени (с течением  времени эластичность спроса  возрастает, а для товаров длительного  пользования – уменьшается). 
 

     Перекрестная  эластичность спроса характеризует процентное изменение объема спроса в результате однопроцентного изменения цены сопряженного товара (товара-заменителя или товара-дополнителя).

       
 

     Для товаров заменителей перекрестная эластичность больше 0, для дополнителей – меньше 0.

     Перекрестную  эластичность спроса можно рассчитать по формулам:

       
 

 
 
 

Пример. Задана функция спроса на товар А. QDa =5 - 3Pa + 2Pb; Цена товара А: Pa= 3; цена товара В: Pb = 2,5

Рассчитаем  перекрестную эластичность спроса на товар А относительно цены товара В. 
 

Для вычисления объема спроса подставим цены в заданную функцию спроса:

QDa = 5 – 3*3 + 2*2,5 = 1

В данном примере получилось положительное  значение «+5», это означает, что товары А и В являются заменителями. 

Эластичность  спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится объем спроса в результате однопроцентного изменения дохода потребителя.

 
 

I –  доход потребителя. 

  • Для качественных товаров эластичность по доходу  E>0,
  • Для товаров первой необходимости 0<E<1;
  • Для некачественных товаров 0>E.
 

     Особым  случаем является товар Гиффена. Для него характерна функция спроса с положительным наклоном. Товары Гиффена – некачественные товары, занимающие значительную долю в бюджете.

Рис. Кривая спроса для товаров Гиффена 
 

Предложение и закономерности его изменения. Эластичность предложения.

     Предложение – вторая характеристика рынка, характеризующая поведение на рынке производителей (продавцов).

     Объем предложения – то количество товаров, которое производителю выгодно продать при различных уровнях цен. Цена предложения – та цена, по которой производитель готов поставить на рынок определенный объем продукции.

     Закон предложения характеризует положительную зависимость между ценой и объемом предложения.

     QS = f(P) «–», где

S – объем предложения;

Р – цена товара.

     Как правило, предложение выражается в виде линейной зависимости P и Q, в этом случае функция предложения принимает вид: QS = a + bP. 

     Неценовые факторы – параметры, влияющие на смещение кривой предложения.

     Расширение  предложения выражается в сдвиге кривой вправо и вниз (на рис. синяя линяя), и выражает готовность производителей поставить тот же объем продукции по более низкой цене или больший объем продукции по той же цене.

     Сокращение  предложения выражается в сдвиге кривой влево и вверх (на рис. красная линяя), и выражает готовность производителей поставить тот же объем продукции по более высокой цене или меньший объем по той же цене. 

     

     К неценовым факторам предложения относятся:

     1) изменение технологии производства (как правило приводит к расширению  предложения);

     2) цены на экономические ресурсы  (рост цен на ресурсы вызывает  рост издержек, что приводит к  сокращению предложения);

     3) ожидания производителей относительно  будущей цены товара (ожидание  роста цены в краткосрочном  периоде приведет к сокращению  предложения, а в долгосрочном  – к расширению). 

     Эластичность  предложения показывает, в какой мере объем предложения реагирует на изменение влияющих на него факторов.

     Ценовая эластичность предложения  показывает на сколько изменится объем предложения в результате однопроцентного изменения его цены.

       

 
 

     Важным  фактором, влияющим на эластичность, является фактор времени. В экономической  теории различают три функциональных периода.  

     1. Мгновенный период – период, в  течение которого фирма не  может изменить объем выпуска,  а предложение меняется только  за счет изменения запасов  готовой продукции. В этом периоде  предложение низкоэластично, крайний  случай – абсолютнонеэластично.

     2. Краткосрочный период – это период, в течение которого фирма может изменить объем выпуска в рамках существующих производственных мощностей, но не успевает изменить производство и технологию. Кривая предложения имеет эластичность > 0.

     3. Долгосрочный период – это период, в течении которого фирма может реализовать любые решения (привлечение капитала, смена технологии, и т.д.). В долгосрочном периоде предложение становится абсолютно эластичным.  

 
 
 
 

Рыночное  равновесие и его  устойчивость. 

     Рыночное  равновесие – такая ситуация, когда планы производителей и потребителей совпадают.

     Равновесие  характеризуется тем, что ни у  одной из сторон нет побудительных  мотивов к изменению сложившейся  ситуации.

Параметры равновесия:

Pe – равновесная цена;

Qe – равновесный объем. 

     Рынок всегда стремится к точке равновесия. При нарушении равновесия на рынке  начинают действовать механизмы  восстановления равновесия.

     Если, по каким-либо причинам рыночная цена окажется выше равновесной, то объем  предложения превысит объем спроса и на рынке образуется избыток, для  реализации которого фирмы пойдут на снижение цены, что приведет к росту  объема спроса и снижению объема предложения  до равновесного уровня. Такая ситуация называется ситуация избытка (или «рынок покупателя»). 

 
 

     Если, рыночная цена окажется ниже равновесной, то объем спроса превысит объем предложения  и на рынке образуется дефицит, конкуренция  среди потребителей приведет к росту  цены, что в свою очередь, снизит объем спроса и повысит объем  предложения до равновесного уровня. Такая ситуация называется ситуация дефицита (или «рынок продавца»). 
 
 

 

Применение  теории D и S: оценка экономических последствий государственного контроля над ценами 

     Государственный контроль над ценами может выражаться в форме фиксированных цен, при  этом может устанавливаться максимальная цена («потолок») и минимальная цена («пол»).

     Максимальная  цена – цена, которая фиксируется ниже равновесной. Такие цены устанавливаются в интересах потребителей, с целью обеспечения доступа к товарам потребителей с низким уровнем дохода. Если правительство не будет поддерживать свою политику в финансовом отношении, то результатом может быть возникновение дефицита товара и нерыночные формы его распределения (очереди, талонная система, черный рынок). Для предупреждения негативных последствий правительство должно субсидировать производство (выплачивать дотации производителям, дабы побудить их выпускать необходимый объем продукции).

 

     G = h QD,         h = Pтреб – Pmax 

     G – совокупные расходы правительства;

     Pтреб – цена, по которой производители готовы предоставить объем продукции QD;

     h – дотация на единицу товара.

     Минимальная цена – цена, фиксированная на уровне выше равновесной. Устанавливается в интересах производителей. Введение минимальной цены приводит к возникновению излишка продукции, который должен быть куплен правительством (правительство осуществляет госрасходы – G). При этом величина расходов правительства определяется как:

     G = (QS – QD) Pmin. 

 
 

 

ТЕМА 3. Потребительское поведение 

    В теории потребительского выбора изучается, каким образом отдельный потребитель  формирует свою потребительскую  корзину. В то же время изучается, как он делает выбор между различными товарами и, следовательно, каким образом  формирует свой спрос.

    Теория  потребительского поведения исходит  из следующих предпосылок:

    1) потребитель обладает суверенитетом,  т.е. независим в принятии своих  решений;

    2) потребитель в процессе выбора  стремится достичь наибольшего  благосостояния, при этом он действует  в рамках бюджетных ограничений,  которые определяются величиной  дохода и уровнем цен.

    В целом теория потребительского выбора включает: кардиналистскую теорию или  теорию предельной полезности и ординалистскую или порядковую теорию полезности.

    В рамках кардиналистской теории предполагается, что целью потребительского выбора является максимизация полезности, получаемой от совокупности товаров входящих в  набор потребителя, при этом предполагается, что потребитель может дать абсолютную количественную оценку полезности и  выразить ее в определенных единицах или в денежном выражении.

    Полезность  рассматривается как удовлетворение, которое потребитель получает от определенного товара или совокупности благ. Она основана на естественных свойствах товаров или услуг, но в то же время она представляет собой субъективную оценку потребителем этих свойств.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории (Микроэкономика) "