Курс лекций по "Экономической теории (Микроэкономика) "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:37, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория (Микроэкономика) "

Работа состоит из  1 файл

литература.docx

— 735.67 Кб (Скачать документ)

     Степень рыночной власти зависит от степени  эластичности спроса, чем эластичность меньше, тем большей властью обладает фирма.

     На  основе коэффициента Лернера можно  вывести правило определения  цены монополиста.

     L = (P – MC) / P = – 1 / EPD             P = MC / (1 + 1 / EPD). 
 

     Ценовая дискриминация – метод формирования цены на продукцию монополиста. Она означает установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или различным покупателям.

     Различают три степени дискриминации:

     1. Ценовая дискриминация первой  степени (совершенная ценовая  дискриминация) имеет место, когда  каждая единица товара продается  по ее цене спроса, т.е. цены  для всех покупателей различны. В результате кривые MR и МС будут совпадать и максимизирующий прибыль монополист установит объем выпуска соответствующий рынку совершенной конкуренции, при этом не возникает потерь в общественном благосостоянии, однако монополист изымает весь излишек потребителя.

     2. Ценовая дискриминация второй  степени имеет место, когда  цены продукции одинаковы для  всех покупателей, но различаются  в зависимости от объема покупки  (скидки на объем поставки, кумулятивные (накопительные) скидки, ценовая  дискриминация во времени (кино  с утра и т.д.), взимание абонентской  платы в сочетании с пропорциональной  платой количества товара). В этом  случае потребители осуществляют  самоотбор и встраиваются в  структуру цен, предложенную продавцом.  Возникает «блочная система цен», она позволяет производитель  перераспределить часть излишков  потребителей в свою пользу.

     3. Ценовая дискриминация третьей  степени заключается в разделении  покупателей на группы в соответствии  с готовностью платить или  эластичностью спроса. При этом  на рынке образуются сегменты  с различными эластичностями  спроса и конфигурациями кривых  MR, это означает, что при одинаковом уровне МС на сегментах буде установлена различная цена. Проведение ценовой дискриминации третьей степени, так же позволяет перераспределить излишки и повысить прибыль монополиста. 

     Признаки  олигополии:

  • на рынке действует несколько крупных компаний, зависимых друг от друга, т.е. при принятии решений относительно объема выпуска и цены продукции фирмы должны учитывать не только рыночный спрос, но и действия других фирм;
  • производят как однородную, так и дифференцированную продукцию (однородная – рынки сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.п.; дифференцированная – рынки потребительских товаров);
  • существуют определенные барьеры вхождения в отрасль, доступ к информации затруднен.
 

     Возможны  две основные формы поведения  фирм в условиях олигополистических структур: корпоративность и некопоративность.

     Корпоративное поведение, когда фирмы совместно  решают вопросы о цене товара, объемах  производства, рынках сбыта.

     Некорпоративное поведение, когда каждая фирма самостоятельно решает проблему определения цены, объемов производства, рынков сбыта. 
 

     Признаки  монополистической  конкуренции:

  • большое количество продавцов и покупателей;
  • компании предлагают похожую, но не идентичную продукцию (продукция дифференцированная – одинаковая по назначению, но разная по качественным характеристикам);
  • относительная легкость вступления в рынок;
  • отдельная фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.
 

     В условиях монополистической конкуренции  кривая спроса для фирмы не совпадает  с кривой отраслевого спроса, но и не является горизонтальной, как  при совершенной конкуренции. Наклон кривой менее крутой, чем у монопольной  фирмы, но имеет положительный наклон, так как фирма на рынке монополистической  конкуренции обладает некоторой  монопольной властью. Эластичность спроса по цене в условиях монополистической  конкуренции связана с наличием на рынке других фирм, товаров-заменителей. 

       
 

    Характеристика  типов рыночных структур

Основные  черты рыночной структуры Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Чистая  монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество  и размеры фирм Много мелких Одна крупная Несколько крупных Много мелких и  средних
Тип продукции Однородный (идентичная) Уникальный Однородный, дифференцированный Дифференцированный
Условия входа в отрасль и выходы Свободный Блокирован Трудный Вход и выход  возможны
Доступ  к информации Свободный Затруднен Затруднен Относительно  свободный
Контроль  над ценой Отсутствует Полный Значительный Частичный

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории (Микроэкономика) "