- По удельному
весу расходов на здравоохранение (6,2 %
от ВВП) Беларусь опережает 22 страны с
высоким уровнем развития человеческого
потенциала.
- По удельному
весу государственных расходов на образование
(6 % от ВВП) Беларусь остается одним из
лидеров на постсоветском пространстве.
Для примера аналогичные показатели у
Латвии и Эстонии составляют 5,3 %, у Литвы
- 5,2 %, у России — 3,6 %, у Казахстана — 2,3
%.
- Беларусь
входит в число сорока стран, где все роды
принимаются квалифицированным медицинским
персоналом.
- Страна занимает
третье место в мире по количеству врачей
(455) на сто тысяч человек населения. Большим
количеством врачей располагают только
Куба (591) и Сент-Люсия (517).
- Беларусь
достигла значительных успехов в борьбе
с детской смертностью (в возрасте до пяти
лет всего 12 случаев на тысячу живорожденных
малышей). В Украине этот показатель составляет
17 случаев, в России — 18 случаев, в Молдове
- 16 случаев, в Казахстане - 73 случая. В Беларуси
детская смертность ниже, чем в таких странах
ЕС. как Болгария (15 случаев) и Румыния
(19 случаев).
- Беларусь
имеет также наиболее благополучный среди
стран СНГ показатель материнской смертности
(18 случаев на сто тысяч живорожденных.
- Беларусь
входит в число тридцати четырех государств
мира, где все население имеет устойчивый
доступ к источникам питьевой воды улучшенного
качества. Такого показателя не достигла
ни одна другая страна СНГ.
Тема
7 . МЕЖСТРАНОВАЯ
И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ
-
Тенденции и факторы международной интеграции.
- Интеграционные
процессы в экономике стран СНГ.
- Экономическая
интеграция Беларуси и Российской Федерации.
7.1.
Тенденции и факторы
международной интеграции.
Международная
экономическая интеграция – переплетение
хозяйственных связей между странами
мира, которое ведет к слиянию национальных
рынков, формированию единого мирового
экономического пространства с единым
рыночным режимом.
Международная
экономическая интеграция обусловлена
рядом следующих факторов:
- углубление
международного разделения труда, специализация
и кооперация производства;
- ускорение
научно-технического прогресса, развитие
и внедрение информационных технологий;
- расширение
региональных группировок;
- формирование
региональных рынков;
- интернализация
хозяйственной жизни;
- создание
транснациональных корпораций и финансово-промышленных
групп.
После
обретения независимости в 1991 году
Беларусь впервые стала полноправным
субъектом международного права. С 19 сентября
1991 года БССР стала называться Республикой
Беларусь. Вскоре Парламентом был принят
первый законодательный акт о самостоятельной
внешнеполитической деятельности республики.
С конца 1991 года начался процесс признания
мировым сообществом молодого белорусского
государства. Первыми странами, признавшими
Беларусь, стали Польша, США и Украина.
К настоящему времени Беларусью установлены
дипломатические отношения со 162 государствами.
Республика имеет 65 дипломатических представительств
в 46 странах мира, в том числе 44 посольства,
2 постоянных представительства при международных
организациях, 6 генеральных консульств,
1 консульство, 12 отделений посольств.
Беларусью подписано более 3 тыс. международных
документов. В республике функционируют
37 посольств, 2 отделения посольств (Швеции
и Швейцарии), 1 торговое представительство
(КНДР), 9 консульских учреждений и 10 почетных
консулов иностранных государств, 12 представительств
международных организаций; по совместительству
в Республике Беларусь аккредитовано
82 посла иностранных государств.
Активно
развивается и внешняя торговля
Республики Беларусь со стракнми мира.
В январе-ноябре 2009 года экспорт
товаров и услуг составил 22 220 млн.
долларов США, импорт товаров и услуг –
27 034, 4 млн. долларов США, снизившись по
сравнению с январем-ноябрем 2008 года на
36,5% и 30% соответственно. Дефицит торгового
баланса за январь-ноябрь 2009 года составил
6 099,1 млн. долларов США (на 19,2% больше, чем
в январе-ноябре 2008 года).
Основными
задачами внешней политики Республики
Беларусь являются:
- содействие
построению стабильного, справедливого,
демократического миропорядка, базирующегося
на общепризнанных принципах международного
права;
- равноправная
интеграция Республики Беларусь в мировое
политическое, экономическое, научное,
культурное и информационное пространство;
- создание
благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических
условий для повышения уровня благосостояния
народа, развития политического, экономического,
интеллектуального и духовного потенциала
государства;
- обеспечение
защиты прав, свобод и законных интересов
граждан Республики Беларусь за границей;
- содействие
реализации национальных, культурных
и иных прав и законных интересов этнических
белорусов, выходцев из Республики Беларусь
и лиц, идентифицирующих себя как белорусы,
проживающих за пределами ее территории;
- содействие
укреплению международной безопасности,
нераспространению оружия массового поражения
и контролю над вооружением;
- расширение
международного сотрудничества в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной
и гуманитарной сферах;
- привлечение
внешних интеллектуальных и научных ресурсов
в интересах образовательного, научного
и культурного развития Республики Беларусь;
- участие
в международном сотрудничестве в области
поощрения и защиты прав человека.
7.2.
Интеграционные процессы
в экономике стран СНГ.
СНГ
(Содружество Независимых Государств)
– объединение суверенных государств:
РБ, РФ, Украины, Казахстана, Туркменистана,
Молдовы, Таджикистана, Армении, Кыргызстана
(1991 год), Узбекистана (1992 год), Азербайджана,
Грузии (1993 год), образованное в соответствии
с договороми между ними в 1991, 1992 и 1993 годах.
В апреле 1994 г. было подписано соглашение
о создании зоны свободной торговли, в
октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного
экономического комитета (МЭК) как постоянно
действующего органа Экономического союза.
Объективными
причинами образования СНГ являлись
следующие:
1) страны,
входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы
в силу того, что долгий период времени
находились в одном государстве;
2) страны
СНГ совместно обладают большими
природными, человеческими и экономическими
потенциалами, что дает им конкурентное
преимущество
3) выгодное
геополитическое положение: например,
по территории СНГ проходит самый короткий
путь из Европы в Юго-Восточную Азию;
4) относительно
дешевая в мировых рамках рабочая сила
и др.
Стратегическими
целями экономической интеграции стран
СНГ являются: использование международного
разделения труда; специализация и кооперирование
производства; повышение уровня и качества
жизни населения стран, входящих в союз.
Развитие
интеграционных процессов в СНГ связано
с организацией субрегиональных образований
и заключением двусторонних соглашений:
- В октябре
2000 году был подписан Договор об учреждении
Евразийского экономического сообщества
(ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь,
Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация,
Таджикистан, Узбекистан (принят в 2006 году).
Статус наблюдателя предоставлен Армении,
Молдове и Украине. Основная цель ЕврАзЭС
– эффективная реализация общих выгод
и национальных интересов его членов.
- В сентябре
2003 года подписано Соглашение о создании
Единого экономического пространства
(ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана,
Украины. При этом Россия, Беларусь и Казахстан
– приступили к формированию таможенного
союза.
Основные
характеристики взаимной торговли РБ
со странами СНГ за 2009 год:
- Объем внешней
торговли составил 27529 млн. долларов США,
что на 46,4% меньше, чем в 2008 году.
- Экспорт товаров
снизился на 35,1% по сравнению 2008 годом
и составил 9314 млн.долларов США.
- Импорт товаров
снизился на 41,2% по отношению к 2008 году
и составил 18215 млн. долларов США.
- Основные
страны, в которые происходит экспорт
продукции: Россия (72% от всего экспорта),
Украина (18,2%), Казахстан (3,4%), Молдова (1,8%),
Азербайджан (1,3%), Узбекистан (1,1%).
- Импорт продукции
в основном из РФ (91,8% от всего импорта),
Украины (7,1%), Молдовы (0,5%), Казахстана (0,4%),
Узбекистана (0,1%).
7.3.
Экономическая интеграция
Беларуси и Российской
Федерации.
Союз
РБ и РФ – интеграционное образование
двух стран СНГ, созданное в соответствии
с Договор об образовании Сообщества Беларуси
и России (1996 год), с 1997 года — Договор об
образовании Союза Беларуси и России,
а с 1999 года – Договор о создании Союзного
государства Беларуси и России.
Основные
Союзные программы:
- создание
компьютерных технологий программно-переналаживаемого
оборудования, новых материалов и инструментов
для обработки оптических деталей от микрооптики
до астрооптики из традиционных и нетрадиционных
оптических материалов;
- разработка
и организация производства специального
технологического оборудования для изготовления
сверхбольших интегральных схем;
- разработка
и освоение в серийном производстве семейства
высокопроизводительных вычислительных
систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров)
и создание прикладных программно-аппаратных
комплексов на их основе;
- разработка
опережающих технологий «двойного» применения
и гаммы современного оптического оборудования
на принципах управляемого формообразования;
- создание
и организация серийного производства
комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных
машин на базе универсального мобильного
энергосредства мощностью 200-450 л.с. на
2006-2009 годы;
- создание
высокоэффективных и биологически безопасных
лекарственных препаратов нового поколения
на основе белков человека, получаемых
из молока трансгенных животных;
7) применение
метода вибросварки при изготовлении
изделий из пластмасс для автомобильной
промышленности. Использование высококачественного
сетевого шнурка для сложной бытовой техники;
8) программа
«Нанотехнологии — СГ»;
Основные
характеристики экономических
связей РБ и РФ за 2009
год:
- Общий оборот
товаров и услуг с Российской
Федерацией составил 23 431 млн долларов
и уменьшился на 45,4 %, что связано с мировым
экономическим кризисом.
- Экспорт товаров
и услуг составил 6 713,9 млн долларов и снизился
на 57,2 %. Основными группами в экспорте
товаров явились: транспортные средства,
машины и оборудование, сельскохозяйственная
продукция и продукты питания. Основными
видами услуг, предоставленными резидентам
Российской Федерации, явились транспортные
услуги, услуги по статье «Поездки» и услуги
связи
- Импорт товаров
и услуг уменьшился на 40,6 % по сравнению
с 2008 годом и сложился в размере 16 717,1
млн долларов. Основными группами в импорте
товаров: минеральные продукты, Основными
видами услуг, приобретенными у резидентов
Российской Федерации, явиляются транспортные
услуги (и услуги по статье «Поездки» .
- Отрицательное
сальдо внешней торговли товарами и услугами
составило 10 003,2 млн долларов, что на 29,5
% меньше, чем за 2008 год.
Тема
8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
- Национальная
безопасности РБ и основные задачи ее
обеспечения.
- Экономическая
безопасность Республики Беларусь.
8.1.
Национальная безопасность
РБ и основные задачи
ее обеспечения.
Национальная
безопасность – состояние защищенности
жизненно важных интересов личности, общества
и государства от внутренних и внешних
угроз.
Составные
части национальной
безопасности — безопасность в политической,
экономической, военной, экологической,
информационной и гуманитарной сферах.
Концепция
нациоанльной безопасности
РБ – система взглядов относительно
направлений, средств и способов защиты
жизненно важных интересов личности, общества
и государства.
Основные
объекты безопасности
– личность, общество, государство.
Основной
субъект обеспечения
безопасности – государство, действующее
через органы законадательной, исполнительной
и судебной власти.
Основными
задачами обеспечения национальной
безопасности в Республике Беларусь являются:
- определение
внешних и внутренних угроз национальной
безопасности;
- разработка
и реализация мер по предупреждению и
нейтрализации внутренних и внешних угроз;
- достижение
сбалансированности политических интересов
граждан и государства, поддержка обществом
внутренней и внешней политики государства;
- обеспечение
суверенитета и территориальной целостности
страны, безопасности ее приграничного
пространства;
- динамичное
и устойчивое развитие экономики и повышение
уровня жизни населения, последовательная
реализация социально ориентированной
модели экономического развития;
- равноправное
и взаимовыгодное сотрудничество со всеми
государствами мира;
- сохранение
биосферы и среды обитания человека на
уровне, обеспечивающем воспроизводство
возобновляемых и рациональное использование
невозобновляемых природных ресурсов
с учетом удовлетворения разумных потребностей
нынешнего и будущего поколений;
- совершенствование
государственной системы предупреждения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их
последствий;
- поддержание
на необходимом уровне оборонного потенциала
государства;
- обеспечение
личной безопасности человека и гражданина,
соблюдение его конституционных прав
и свобод;
- совершенствование
законодательства и системы государственной
власти, укрепление правопорядка, сохранение
социально-политической стабильности
общества.