Лекции по национальной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:43, курс лекций

Описание

Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.

Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).

Национальная экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.

Содержание

1.1. Понятие национальной экономики.

1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по Национальной экономике Беларуси.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

    Другие  характеристики социальной сферы: 

  1. По удельному  весу расходов на здравоохранение (6,2 % от ВВП) Беларусь опережает 22 страны с  высоким уровнем развития человеческого потенциала.
  2. По удельному весу государственных расходов на образование (6 % от ВВП) Беларусь остается одним из лидеров на постсоветском пространстве. Для примера аналогичные показатели у Латвии и Эстонии составляют 5,3 %, у Литвы - 5,2 %, у России — 3,6 %, у Казахстана — 2,3 %.
  3. Беларусь входит в число сорока стран, где все роды принимаются квалифицированным медицинским персоналом.
  4. Страна занимает третье место в мире по количеству врачей (455) на сто тысяч человек населения. Большим количеством врачей располагают только Куба (591) и Сент-Люсия (517).
  5. Беларусь достигла значительных успехов в борьбе с детской смертностью (в возрасте до пяти лет всего 12 случаев на тысячу живорожденных малышей). В Украине этот показатель составляет 17 случаев, в России — 18 случаев, в Молдове - 16 случаев, в Казахстане - 73 случая. В Беларуси детская смертность ниже, чем в таких странах ЕС. как Болгария (15 случаев) и Румыния (19 случаев).
  6. Беларусь имеет также наиболее благополучный среди стран СНГ показатель материнской смертности (18 случаев на сто тысяч живорожденных.
  7. Беларусь входит в число тридцати четырех государств мира, где все население имеет устойчивый доступ к источникам питьевой воды улучшенного качества. Такого показателя не достигла ни одна другая страна СНГ.
 

Тема 7 . МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

  1. Тенденции и факторы международной интеграции.
  2. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ.
  3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации.
 

7.1. Тенденции и факторы международной интеграции.

  Международная экономическая интеграция – переплетение хозяйственных связей между странами мира, которое ведет к слиянию национальных рынков, формированию единого мирового экономического пространства с единым рыночным режимом.

  Международная экономическая интеграция обусловлена рядом следующих факторов:

  1.  углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства;
  2. ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;
  3. расширение региональных группировок;
  4. формирование региональных рынков;
  5. интернализация хозяйственной жизни;
  6. создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.
 

После обретения независимости в 1991 году Беларусь впервые стала полноправным субъектом международного права. С 19 сентября 1991 года БССР стала называться Республикой Беларусь. Вскоре Парламентом был принят первый законодательный акт о самостоятельной внешнеполитической деятельности республики. С конца 1991 года начался процесс признания мировым сообществом молодого белорусского государства. Первыми странами, признавшими Беларусь, стали Польша, США и Украина. К настоящему времени Беларусью установлены дипломатические отношения со 162 государствами. Республика имеет 65 дипломатических представительств в 46 странах мира, в том числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств, 1 консульство, 12 отделений посольств. Беларусью подписано более 3 тыс. международных документов. В республике функционируют 37 посольств, 2 отделения посольств (Швеции и Швейцарии), 1 торговое представительство (КНДР), 9 консульских учреждений и 10 почетных консулов иностранных государств, 12 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 82 посла иностранных государств.

Активно развивается и внешняя торговля Республики Беларусь со стракнми мира. В январе-ноябре 2009 года экспорт  товаров и услуг составил 22 220 млн. долларов США, импорт товаров и услуг – 27 034, 4 млн. долларов США, снизившись по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 36,5% и 30% соответственно. Дефицит торгового баланса за январь-ноябрь 2009 года составил 6 099,1 млн. долларов США (на 19,2% больше, чем в январе-ноябре 2008 года).

  Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

  • содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;
  • равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;
  • создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;
  • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;
  • содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;
  • содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;
  • расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;
  • привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;
  • участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.
 
 

7.2. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ.

  СНГ (Содружество Независимых Государств) – объединение суверенных государств: РБ, РФ, Украины, Казахстана, Туркменистана, Молдовы, Таджикистана, Армении, Кыргызстана (1991 год), Узбекистана (1992 год), Азербайджана, Грузии (1993 год), образованное в соответствии с договороми между ними в 1991, 1992 и 1993 годах. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.

  Объективными  причинами образования СНГ являлись следующие:

1) страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве;

2) страны  СНГ совместно обладают большими  природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество

3) выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию;

4) относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др.  

Стратегическими целями экономической интеграции стран  СНГ являются: использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства; повышение уровня и качества жизни населения стран, входящих в союз.

Развитие  интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений:

  1. В октябре 2000 году был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан (принят в 2006 году). Статус наблюдателя предоставлен Армении, Молдове и Украине. Основная цель ЕврАзЭС – эффективная реализация общих выгод и национальных интересов его членов.
  2. В сентябре 2003 года подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украины. При этом Россия, Беларусь и Казахстан – приступили к формированию таможенного союза.

Основные  характеристики взаимной торговли РБ со странами СНГ за 2009 год:

  1. Объем внешней торговли составил 27529 млн. долларов США, что на 46,4% меньше, чем в 2008 году.
  2. Экспорт товаров снизился на 35,1% по сравнению 2008 годом и составил 9314 млн.долларов США.
  3. Импорт товаров снизился на 41,2% по отношению к 2008 году и составил 18215 млн. долларов США.
  4. Основные страны, в которые происходит экспорт продукции: Россия (72% от всего экспорта), Украина (18,2%), Казахстан (3,4%), Молдова (1,8%), Азербайджан (1,3%), Узбекистан (1,1%).
  5. Импорт продукции в основном из РФ (91,8% от всего импорта), Украины (7,1%), Молдовы (0,5%), Казахстана (0,4%), Узбекистана (0,1%).
 

7.3. Экономическая интеграция  Беларуси и Российской Федерации.

  Союз  РБ и РФ – интеграционное образование двух стран СНГ, созданное в соответствии с Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 год), с 1997 года — Договор об образовании Союза Беларуси и России, а с 1999 года – Договор о создании Союзного государства Беларуси и России.

Основные  Союзные программы:

  1. создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов;
  2. разработка и организация производства специального технологического оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем;
  3. разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе;
  4. разработка опережающих технологий «двойного» применения и гаммы современного оптического оборудования на принципах управляемого формообразования;
  5. создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы;
  6. создание высокоэффективных и биологически безопасных 
    лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных;

  7) применение метода вибросварки при изготовлении изделий из пластмасс для автомобильной промышленности. Использование высококачественного сетевого шнурка для сложной бытовой техники;

8) программа «Нанотехнологии — СГ»;

    9)космос Союзного государства. 

Основные  характеристики экономических  связей РБ и РФ за 2009 год: 

  1. Общий оборот товаров и услуг с Российской Федерацией составил 23 431 млн долларов и уменьшился на 45,4 %, что связано с мировым экономическим кризисом.
  2. Экспорт товаров и услуг составил 6 713,9 млн долларов и снизился на 57,2 %. Основными группами в экспорте товаров явились: транспортные средства, машины и оборудование, сельскохозяйственная продукция и продукты питания. Основными видами услуг, предоставленными резидентам Российской Федерации, явились транспортные услуги, услуги по статье «Поездки» и услуги связи
  3. Импорт товаров и услуг уменьшился на 40,6 % по сравнению с 2008 годом и сложился в размере 16 717,1  млн долларов. Основными группами в импорте товаров: минеральные продукты, Основными видами услуг, приобретенными у резидентов Российской Федерации, явиляются транспортные услуги (и услуги по статье «Поездки» .
  4. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 10 003,2 млн долларов, что на 29,5 % меньше, чем за 2008 год.
 
 
 
 

Тема 8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

  1. Национальная  безопасности РБ и основные задачи ее обеспечения.
  1. Экономическая безопасность Республики Беларусь. 

8.1. Национальная  безопасность РБ и основные задачи ее обеспечения. 

  Национальная  безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

  Составные части национальной безопасности — безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах.

  Концепция нациоанльной безопасности РБ – система взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

  Основные объекты безопасности – личность, общество, государство.

  Основной  субъект обеспечения  безопасности – государство, действующее через органы законадательной, исполнительной и судебной власти.

  Основными задачами обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь являются:

  1. определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
  2. разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  3. достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства;
  4. обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
  5. динамичное и устойчивое развитие экономики и повышение уровня жизни населения, последовательная реализация социально ориентированной модели экономического развития;
  6. равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;
  7. сохранение биосферы и среды обитания человека на уровне, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений;
  8. совершенствование государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  9. поддержание на необходимом уровне оборонного потенциала государства;
  10. обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;
  11. совершенствование законодательства и системы государственной власти, укрепление правопорядка, сохранение социально-политической стабильности общества.

Информация о работе Лекции по национальной экономике РБ