Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:05, реферат
Целью данной работы является исследовать поведение личности в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщение и систематизация предлагаемых отечественными и зарубежными исследователями теоретико-методологических подходов к исследованию организационного поведения;
- выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение личности на рабочем месте.
Введение 3
1. Теоретические аспекты влияния среды на личность и
поведение 5
2. Концепция личности и самооценка 9
3. Взаимосвязь понятий: индивид - личность – человек 14
4. Взаимодействие человека и организации 20
5. Мотивация личности как основа формирования организационного поведения 23
Заключение 27
Список литературы 29
Профессиональный Институт Управления
Факультет: Бакалавр Менеджмента
Специальность: Управление персоналом
Курс: 1
Реферат
по дисциплине: Организационное поведение.
на тему: «Личность и ее поведение в организации»
Выполнила: Алипова Ксения Олеговна
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты влияния среды на личность и
поведение 5
2. Концепция личности и самооценка 9
3. Взаимосвязь понятий: индивид - личность – человек 14
4. Взаимодействие человека и организации 20
5. Мотивация личности как основа формирования организационного поведения 23
Заключение 27
Список литературы 29
Введение
Поведение – действия человека, направленные на удовлетворение некоторой потребности. Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов с учетом всех последствий, которые определяются внешними условиями в данной конкретной ситуации и накладывают те или иные ограничения для совершения одних действий и благоприятствуют совершению др. Так, в двусторонних отношениях человек не будет сознательно нарушать условия договора, если это неминуемо повлечет за собой неблагоприятные для него последствия.
Поведение человека всегда в любой ситуации является для этой ситуации оптимальным, или поступки человека всегда направлены на получение им наибольшей выгоды (пользы) для себя во всех отношениях (в материальном и (или) моральном плане). Поведение человека совпадает с его намерениями только тогда, когда реализация намерений ведет к удовлетворению его интересов.
Поведение представляет собой формы взаимодействия индивида с окружающей средой, которые зависят от: природных свойств индивида, его индивидуально-психологических особенностей; системы потребностей, мотивов, интересов; системы управления личностью, ее «Я-образ».
Поведение в организации (организационное поведение) – область междисциплинарных исследований, концентрирующаяся на поведении индивидов и групп в организациях и тесно связанная с теорией организаций. Однако в отличие от последней, сосредоточивающейся на анализе организаций, названная область имеет дело с поведением человека организации. Таким образом, при изучении поведения в организации единицей анализа выступает не организация, а индивид или группа.
Поведение человека в организации можно предсказать, зная личные качества работника, так как учет руководителем (менеджером) этих качеств позволяет ему индивидуально подойти к каждому работнику. Это дает возможность привести в действие внутренние резервы и активизировать его деятельность.
В настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.
Целью данной работы является исследовать поведение личности в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщение и систематизация предлагаемых отечественными и зарубежными исследователями теоретико-методологических подходов к исследованию организационного поведения;
- выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение личности на рабочем месте.
1. Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение
Изучение современных теорий организационного поведения требует рассмотрения истории развития науки в целом, которая вместе с обществом прошла путь эволюции — поступательного развития и последовательного совершенствования. Именно такая естественная форма становления науки подтверждает ее жизнеспособность.
В развитии организационного поведения следует выделить два этапа: эмпирический и научный.
Первые попытки осмыслить поведение человека возникли в глубокой древности на эмпирической основе. Фундаментальные проблемы личности были сформулированы в трудах великих древнегреческих мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля и других философов в IV – V вв. до н.э. Они впервые в истории европейской общественной мысли поставили проблему взаимоотношений личности и общества, социальной среды, соотношения индивидуализма и коллективизма.
Вопросы поведения личности в окружающей среде рассматривались в различных религиозных учениях. В частности, идея примата коллектива над личностью питала раннее христианство и вместе с православием пришла на Русь. Православию присущи особый духовный настрой, чувство сопричастности и единения, сопереживания, взаимной любви и жертвенности.
Предпосылками становления научной концепции организационного поведения можно считать идеи свободы, равенства и братства французских просветителей (Вольтер, Ж-Ж. Руссо, П.А. Гольбах), социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн) в середине ХVIII в., классовое учение (К. Маркс), психология народов (В. Вундт) в Германии в середине ХIХ в.
Многие идеи мыслителей прошлого и современности имеют прямое отношение к проблемам межличностного общения и группового взаимодействия людей.
На научной основе организационное поведение развивалось с середины ХIХ в. в рамках следующих учений.
Детерминизм — учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений. Сформировался в середине ХIХ в., имеет две формы — механистическую и биологическую.
Бихевиоризм — ведущее направление американской психологии начала ХХ в. (Дж. Уотсон, Э. Торндайк; в России связан с трудами известного физиолога ИП. Павлова). Согласно этой концепции, анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, поэтому человек выступает как некий «черный ящик». Личность есть ни что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на определенный стимул, ситуацию.
Гештальтпсихология — одна из основных школ зарубежной психологии начала ХХ в. (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин). Использует принцип системности и приоритета целого в динамике мотивации человеческого поведения. Основана на достижениях физики в Германии в тот же период. Трактует поведение человека по типу взаимодействия частиц в поле, игнорируя сознание и психологические аспекты поведения.
Д. Роттер в своей теории социального научения описывает следующие факторы, влияющие на поведение человека:
1) поведенческий потенциал – набор действий, поведенческих Реакций, сформировавшихся в течение жизни человека;
2) ожидания человека в отношении вероятности определенного подкрепления за определенное поведение в определенной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение, соответствующее подкреплению и ситуации);
3) характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и разные подкрепления: одни ценят похвалу, уважение со стороны других, вторые – деньги, третьи более чувствительны к наказаниям и т.п.);
4) «локус» контроля человека, т.е. чувствует ли оно себя «пешкой» либо считает себя хозяином своей жизни. Это показатель ответственности человека. Люди с внешним локусом контроля ищут объяснение всему происходящему в стечении обстоятельств и поступках других людей. В крайних вариантах такие люди безответственны, постоянно оправдывают себя и не стесняются сваливать вину за свои ошибки на окружающих. Внутренний локус контроля говорит об ответственности за свои поступки и способности делать выводы из собственных ошибок, иногда это приводит к чрезмерному самообвинению.
Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 блоков основных поведенческих реакций («техник существования»):
1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, которые служат основанием социального признания;
2) поведенческие реакции приспособления, адаптации – техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т.п.;
3) защитные поведенческие реакции, которые используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (такие реакции, как отрицание, подавление желаний, затушевывание и т.п.);
4) техника избегания – поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения» (например, уход, бегство, отдых и т.п.);
5) агрессивные поведенческие реакции в форме реальной физической агрессии или символической (ирония, критика другого, интриги, направленные против интересов другого человека и т.д.).
Представителями школы поведенческих наук являются Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак Грегор, Фредерик Герцберг, Крис Аргирис, которые исследовали такие вопросы:
- социальное взаимодействие;
- мотивация к труду;
- характер власти и авторитет;
- организационная структура;
- связи в организациях;
- лидерство;
- изменение содержания работы и качества трудовой жизни.
Представители школы считали, что эффективность организации напрямую зависит от эффективности ее человеческих ресурсов «Человеческие ресурсы» в психологии – это личность, группа коллектив, общество, включенное в управленческую систему. Более конкретно – это внутренний мир людей, их потребности, установки, переживания и т.д.
Таким образом, если школа человеческих отношений сосредотачивала свое внимание главным образом на методах налаживания межличностных отношений, то школа управления с позиции науки о поведении стремилась в большей степени оказывать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Человек должен быть уверен в возможности реализации своих способностей и достижении своих интересов[1].
2. Я-концепция личности и самооценка
Любое поведение может рассматриваться как последовательная серия каких-либо действий индивида. Эти действия направлены на удовлетворение какой-либо внутренней потребности (недостаток чего-либо или снятие внутреннего дискомфорта, возникающего при этом). Но эти действия ограничены самоконтролем (внутренними ограничениями и внешними ограничениями – групповыми нормами). У человека должна быть потребность чего-либо, он должен к чему-то стремиться. Потребность формируется у человека через воспитание, жизненный опыт, методом сравнения своего настоящего положения, места или роли с положением других членов социальной группы.
Такое формирование идентификаций начинается с детства и называется Я-образами. Комплекс Я-образов человека составляет его Я-концепцию.
(Чтобы идентифицироваться, человек сравнивает себя другими, для того, чтобы сравнивать, он должен определить где его Я кончается, Я-образы являются собственными ощущениями).
Процесс самоконтроля и самоидентификации включает три этапа:
1) принятие роли членов группы (внешнего окружения);
2) формирование ряда я-образов (несколько моментальных фотографий, позволяющих оценить его место);
3) уточнение собственных планов и роли в межгрупповом общении в соответствии с предвосхищаемыми реакциями других людей из окружения.
Подход к анализу ситуации общения в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, изучается в трансакционном анализе. Наиболее известны социологи и психологи Э. Берн, Г. Харрис и Д. Джонджвилл. Они сформулировали основные понятия теории Я-концепции, которые включают:
- Я-состояние, то есть описание какого-то состояния по отношению к окружению;
- трансакция, которая является единицей общения.
Условно эти состояния могут быть разделены на следующие категории:
1. Концепция «Я-родитель» – это Я-состояние, сходное с образами его родителей, то есть иногда ребенок в 3-4-летнем возрасте начинает вести себя как родитель (например, говорит тоном мамы). В нем начинает преобладать концепция «Я-родитель»
2. «Я», направленное на объективную оценку реальности, связанную с собственными ощущениями. Это концепция «Я-взрослый».
3. Состояние «Я», все еще действующее с момента его фиксации в детстве. Это концепция «Я-ребенок».
Состояния «Я» – это нормальные психологические феномены и каждый тип состояния по-своему жизненно важен для человека. В свое время такую классификацию предложили Э. Берн, Т. Харрис Д. Джонджвилл[2]. Эти феномены связаны с общением людей и позицией, которую они занимают в этом общении.
Согласно этой классификации, состояние «Я-ребенок» рассматривается как источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений (ярких эмоциональных переживаний). Благодаря «Я-родителю», наши реакции становятся автоматическими, что позволяет сберечь массу времени и нервной энергии.
Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающей действительностью. «Я-взрослый» контролирует состояние родителя и ребенка и является посредником между ними.
Позиции в общении людей определяются доминирующим состоянием в их внутренней Я-концепции.