Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:05, реферат
Целью данной работы является исследовать поведение личности в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщение и систематизация предлагаемых отечественными и зарубежными исследователями теоретико-методологических подходов к исследованию организационного поведения;
- выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение личности на рабочем месте.
Введение 3
1. Теоретические аспекты влияния среды на личность и
поведение 5
2. Концепция личности и самооценка 9
3. Взаимосвязь понятий: индивид - личность – человек 14
4. Взаимодействие человека и организации 20
5. Мотивация личности как основа формирования организационного поведения 23
Заключение 27
Список литературы 29
В соответствии с этими характеристиками показатели анализируют текущую преобладающую внутреннюю концепцию у человека и выбирают такую позицию во взаимоотношениях, которая ориентирована на понимание и контроль («Я-взрослый» – более правильная, реалистическая позиция)[3].
Я-концепция и самооценка — вот два вида восприятия себя, которые в огромной степени воздействуют на то, как мы общаемся.
Самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, — это наша положительная или отрицательная оценка я-концепции. Иметь высокую самооценку — это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях и все время совершенствуется в результате опыта.
Когда мы успешно используем наши навыки, способности, знания или личные качества в стремлении стать достойным человеком, мы повышаем самооценку. Когда мы не можем использовать наши навыки, способности, знания, компетентность или личные качества или когда мы используем их для достижения неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.
Правильность нашей я-концепции и самооценки зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими. Если личность придает чрезмерно большое значение успешному опыту и положительным результатам, ее я-концепция может гипертрофироваться, и самооценка подвергнется инфляции. Если же человек, тем не менее, принимает неудачи близко к сердцу и низко оценивает свои успехи или если долго помнит полученные критические замечания, то образ себя может быть не сформирован и самооценка занижена. Ни в том, ни в другом случае я-концепция и самооценка не будут точно отражать, кем личность является.
Я-концепция и самооценка — устойчивые характеристики, но они могут изменяться. Самооценка является базой самоуважения, а самоуважение является одним из основных источников психологической устойчивости личности (психозащита).
Таким образом, самооценка бывает высокая, низкая, приближается к нормальной. Эта система самооценок является своеобразным регулятором во взаимоотношениях с людьми.
Социальная оценка адекватна личностной оценке. Социальная оценка выше личностной (мера успеха). Социальная ниже личностной (мера неудач).
Неадекватность оценки возникает, как интегральный результат унаследованного типа высшей нервной деятельности, природных задатков, способностям; воспитанием и воздействием среды.
Самооценка реализовывается в уровне притязаний в самоподаче.
Существуют два механизма для сохранения самоуважения:
1. Личностный ресурс – готовность человека изменить сложившееся представление о себе, нормальное восприятие неудач (это мера мужества знать правду о себе).
2. Психозащита. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий, позволяет “уйти от угрожающей реальности”, иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе. Он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т. е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми “псевдопробимами”. Знаменитый психолог Фрейд выделял семь защитных механизмов: 1) подавление желаний — удаление желаний из сознания, так как его “нельзя” удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности; 2) отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как “неправды”. “Этого не может быть” — человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях; 3) рационализация — построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний; 4) инверсия — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5) проекция — приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т. е. “отдаление угрозы от себя”. Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что “некоторые евреи — обманщики”, хотя фактически это может значить: “Я порой обманываю”; 6) изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному “Я”; 7) регрессия — возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психичеси, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.)[4].
3. Взаимосвязь понятий: индивид – личность – человек
Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Единичный представитель человеческого рода представляет собой индивида – единичного представителя. Каждый человек – это личность, которая представляет собой устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.
Индивидом рождаются и люди, и животные, так как обладают особенностями, обусловленными природой. Личностью может быть только человек, достигший определенного уровня развития, благодаря его жизни в обществе, общению (наличию второй сигнальной системы), наличию сознания определенной (высшей) ступени развития. Подлинной личностью человек становится только тогда, когда его самодеятельность и творчество направлены на принятие целей, задач, норм общества, то есть личность выступает как человек, для которого общественные задачи становятся значимы, важны и выступают для него как собственные, нужные ему.
Формирование личности проходит через этапы: идентификации, индивидуализации и персонификации. Личность организует свое поведение как индивид и обязательно обладает качеством индивидуальности – творческим началом. Индивидуальность личности определяется жизненным опытом и проявляется через отношение человека к окружающим явлениям и своеобразие его внутренних психических функций.
Индивидуальность формируется под влиянием различных черт:
1) наследственность (врожденные характеристики): рост, внешняя привлекательность, пол, темперамент, физическая сила и прочие, которые передаются нам от родителей;
2) окружение, которое включает: культуру (в которой мы воспитываемся), мораль и нормы нашей семьи, друзей, социальных групп и другие воздействия, формирующие наш жизненный опыт;
3) ситуация, в зависимости от которой индивидуальность может изменяться, несмотря на ее относительную устойчивость и непротиворечивость, причем влияние ситуации проявляется в ограничениях, налагаемых на поведение, например, некоторые ситуации (церковная служба, интервью при найме на работу) оказывают сдерживающее воздействие, а другие – противоположное (поведение на пикнике или вечеринке).
Чтобы руководитель мог учитывать в своей деятельности особенности психологии и поведения каждого подчиненного, прежде всего он должен знать общие особенности, характерные для любой личности:
1) личность неповторима, индивидуальна;
2) существуют многообразные психологические механизмы активной самозащиты личности от всякого воздействия, которое покажется ей ненужным, обидным, задевающим чувство собственного достоинства (например, прочная уверенность каждого, что он хороший человек, полезный член общества вызывает противодействие, болезненное отношение к любым критическим замечаниям);
3) человек способен рационализировать свое неправильное поведение (например, для всех может быть ясно, что работник не прав, но он свое поведение объясняет, таким образом, будто бы так и надо);
4) человеку свойственен самоанализ, умение находить у себя недостатки, однако некоторые люди облегчают себя сознанием того, что и у других есть недостатки, мало того, критикуют других за те недостатки, которые присущи самим.
Рассмотрим содержание отдельных элементов социально-психологической структуры личности работника.
Потребность – это состояние нужды человека в предметах, объектах, условиях, без которых жизнедеятельность невозможна либо ощущается таковой. Потребность можно рассматривать с двух сторон: как причину деятельности и как следствие деятельности, в этом проявляется процесс (кругооборот) изменения и формирования потребностей.
С одной стороны, потребность – причина деятельности, то есть она стимулирует деятельность, вызывает необходимость действовать, чтобы удовлетворить потребность. Так, наличие нужды в деньгах вызывает необходимость трудиться и получать соответствующее вознаграждение. С другой стороны – следствие деятельности. Например, работая в организации, работник осознает свою некомпетентность в некоторых вопросах в результате внедрения определенных инновации. Это вызывает у него новую потребность – в повышении своей квалификации.
Осознанная личностью потребность становится интересом. Иначе интерес – это форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, который вызывает положительные эмоции. Интересы могут быть различными: к музыке, технике, природе и т.д. Главное здесь то, что, проявив интерес к какому-либо предмету, человек может сделать этот интерес средством достижения своих целей. Так, потребность в повышении квалификации вызывает интерес работника, например, к финансовому институту.
Интерес вызывает притязания на какой-то предмет, объект, условия. Удовлетворение притязаний повышает настроение и трудовую активность, создает атмосферу оптимизма.
В психологическом механизме поведения личности важную роль играют ценностные ориентации – это относительно устойчивые, социально обусловленные отношения личности к материальным и духовным благам, которые являются для нее целью или средством удовлетворения своих потребностей. Система ценностных ориентации – основа отношения личности к действительности.
Условием осуществления того или иного вида деятельности являются способности человека – возможность выполнять различные задачи в работе. Они определяются природными данными, а также опытом, навыками, умениями.
Принято различать способности:
А) интеллектуальные, позволяют осуществлять умственные действия: расчеты, пространственное воображение, скорость принятия решений, логика, общая эрудиция и т.д.
Б) физические, позволяют выполнять менее квалифицированные работы: выносливость, ловкость рук, сила ног и т.д.
Разные виды работ предъявляют разные требования к сложностям работников. Следовательно, эффективность работы человека увеличивается, когда совпадают способности и требования к должности
Таким образом, от руководителя во многом зависит умелое использование способностей человека. Если поручить работнику ту работу, к которой он более расположен и которая больше соответствует его способностям, следует ожидать и лучших результатов работы, и лучшего взаимопонимания.
Эмоция – это реакция человека на окружающие его явления, события, людей. Физическое проявление эмоции: смех, плач, учащение пульса, сердцебиение, дрожь в руках, бледность, пот и т.д. Формами эмоций являются следующие:
- внезапная и кратковременная – это шок;
- возрастающая и устойчивая - это чувства.
Эмоции, принимающие форму ярости, ужаса, отчаяния называют состоянием аффекта. В этом состоянии человек теряет контроль над собой, становится неуправляемым, способным на поступки, которые никогда бы не совершил в обычном состоянии.
Основу мыслительной деятельности человека составляют мышление, память и воображение.
Мышление реализуется через процессы анализа и синтеза.
Тип мышления играет большую роль для руководителя организации. Для авторитарного мышления характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Данному стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Менеджер с авторитарным мышлением единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми.
Для автократа характерны также догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами.
Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.