Людвиг Эрхард - отец немецкого «экономического чуда». ФРГ 1940-1970 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:46, реферат

Описание

Для выявления причин кризиса некогда легендарной экономической модели ФРГ необходимо обратиться к рассмотрению истории ее происхождения, генезиса и эволюции во второй половине прошлого столетия. Каковы предпосылки становления концепции социального рыночного хозяйства? Кто являлся ее духовными наставниками, и какие принципы были положены в ее основу? Пожалуй, так в общих чертах можно сформулировать основной круг вопросов, который будет освещаться в данной работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..4-5
§1. Становление либерально-реформаторских взглядов и политическая карьера
Л. Эрхарда (биографический очерк)……………………………………………………….6-12
§2. Этапы развития западногерманской экономики в конце 1940-х – середине 1960-х гг……………………………………………………………………………………………...13-17
§3. Особенности конъюнктурных циклов в ФРГ (1950—1967)……………………...18-19
Заключение……………………………………………………………………………………...20

Примечание………………………………………………………………………………….24-27
Список литературы……………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Реферат история экономики.doc

— 274.50 Кб (Скачать документ)

    - дальнейшее развитие политики формирования собственности;

   - повышение качества системы государственной поддержки в области образования, науки и культуры («духовные инвестиции»), а также здравоохранения, пенсионного обеспечения и транспортной инфраструктуры;

   - меры по оздоровлению сельского хозяйства и повышению его конкурентоспособности (в том числе на общеевропейском уровне) и проч.

    Как видно из приведенного списка заявленных политико-экономических ориентиров нового правительства, перед федеральным  канцлером стояла непростая задача — соединить «новый стиль руководства» с масштабными внутренними реформами и поиском конструктивного подхода к решению комплексных внешнеполитических задач. Между тем, как покажет опыт исторического развития, период с 1963 по 1966 г. для внешне благополучной Западной Германии станет «достаточно болезненным этапом перехода от эйфории прежних успехов к нормальной экономической стабильности» при более умеренных темпах хозяйственного развития, нежели в предшествующее десятилетие14.

    Что же касается итогов первых двух лет пребывания Эрхарда на высшем государственном посту, то для него эти годы также прошли относительно спокойно, без каких-либо громких побед или явных поражений, что позволяло главе западногерманского правительства сохранять имидж самого популярного политика в стране. Данная популярность способствовала убедительной победе Эрхарда на очередных парламентских выборах в сентябре 1965 г. и его переизбранию на канцлерском посту на второй срок15. В своем втором правительственном заявлении «народный канцлер» призывает граждан ФРГ к проявлению «бережливости и трезвости» и провозглашает переход к так называемому «сформированному обществу»16.

    Однако  периоду второй легислатуры Эрхарда  суждено было стать менее удачным  для его дальнейшей политической карьеры. Все более ощутимый структурный кризис в экономике и внутрипартийные интриги в ХДС, замедление темпов роста народного хозяйства и перспективы первого за всю послевоенную историю страны дефицита госбюджета, внешнеполитические неудачи и внезапно развернувшаяся в западногерманских СМИ «антиэрхардовская» кампания во второй половине 1966 г. — вот главные причины скорой утраты федеральным канцлером политического и общественного доверия. Ни предложенная Эрхардом концепция «сформированного общества», ни призывы к «бережливости и трезвости» в итоге так и не нашли должного понимания и достойной оценки ни в кругу его собственной партии, ни среди широких слоев населения. Разразившийся осенью 1966 г. внутриправительственный конфликт вокруг проблем бюджетного дефицита на 1967 г., который неожиданно достиг масштабов политического скандала, привел в конце концов к расколу коалиционного кабинета и выходу из него министров-либералов от СвДП (27 октября 1966 г.)- Ультимативное требование, выдвинутое в адрес председателя ХДС на заседании Правления партии в начале ноября 1966 г. — «принять меры, необходимые для того, чтобы обеспечить переход к формированию нового правительства» (с возможным участием СДПГ), — Эрхард расценивает не иначе, как «приглашение к добровольной отставке»17.

    1 декабря 1966 г. Людвиг Эрхард  досрочно покидает канцлерский  пост. В своей прощальной речи  экс-глава германского правительства  произносит следующие слова: «Уход с поста канцлера не означает для меня прощания с политикой. Вы еще станете свидетелями моего активного участия в политической жизни. Вы всегда найдете меня на стороне тех, кто ставит интересы общества и благо нашего народа выше своих личных нужд. Я всегда буду стоять плечом к плечу с теми, кто выступает за свободу во всех сферах жизни человека, общественного и государственного строя. Моя любовь и мои силы всегда будут принадлежать всему немецкому народу. Да хранит Господь наше Отечество!»18. На смену прежнему правительству приходит новый кабинет Большой коалиции (из ХДС/ХСС и СДПГ) во главе с новым канцлером — христианским демократом Куртом Георгом Кизингером. С тех пор в экономической политике Германии заканчивается «эра неолиберализма» и начинается новая, социал-демократическая эпоха, вошедшая в историю хозяйства ФРГ под наименованием «глобальное регулирование».

    После своей отставки с поста канцлера Эрхард действительно не уходит полностью с политической арены, еще трижды избираясь в бундестаг (в 1969, 1972 и 1976 гг.), выступая с докладами и исполняя функции почетного председателя ХДС (с 1967 г.). До конца своих дней он продолжает заниматься научной работой, всесторонне исследуя и анализируя проблемы «социального рыночного хозяйства» в созданном им в октябре 1967 г. независимом фонде, который носит его имя и существует по сей день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Этапы развития западногерманской экономики

в конце 1940-х — середине 1960-х гг. 

    Предметом настоящего параграфа является анализ экономического развития Федеративной Республики Германии в конце 1940-х — первой половине 1960-х гг. Данный период времени охватывает годы становления, консолидации, триумфа и последующего кризиса социального рыночного хозяйства как «официального направления» экономической политики ФРГ. Как правило, данный отрезок времени подразделяют на три фазы:

    Начало  первой фазы приходится на дату проведения денежной реформы и законодательства «Об основных принципах» в июне 1948 г., а завершение — на 1950—1951 гг., ознаменованные международным политическим кризисом в связи с войной в Корее (25 июня 1950 г.). Данный восстановительный период отмечен бурным всплеском западногерманской производственной активности наряду со значительным увеличением потребительского спроса и ростом цен, как на сырье, так и на потребительские товары. Одновременно имели место серьезные проблемы занятости: уровень безработицы возрос с 3,2% в июне 1948 г. до 10% к началу 1950.

    Вторая  фаза продолжается с 1952 до 1960—1961 гг. и отличается внушительным экономическим подъемом (со среднегодовыми темпами экономического роста в 7,7%), увеличением национального дохода (за девять лет — с начала 1952 по конец 1960 г. — реальный национальный доход из расчета на одного жителя Западной Германии увеличился почти вдвое), приближением к полной занятости и ее достижением (в период с 1952 по 1960 г. безработица сократилась с 8,5 % до 1,3 %, в 1955 г. уже ощущалась нехватка рабочей силы, а в 1959 г. была зафиксирована полная занятость), стабильностью цен и устойчивостью валюты (см. табл. 1 в Приложении). Столь интенсивное развитие позволило к концу 1950-х гг. широко заговорить о феномене «немецкого экономического чуда», что со всей убедительностью подтверждало успех и эффективность реализации политико-экономического курса под эгидой «социального рыночного хозяйства».

    Третья  фаза развития народного хозяйства ФРГ приходится на первую половину 1960-х гг. (до 1966 г.). Для западногерманской экономической политики данный отрезок времени стал периодом «всевозрастающей внутренней и внешней неуверенности», что не в последнюю очередь обусловливалось конъюнктурными причинами (см. следующий параграф). Так, в течение 1961—1973 гг. темпы экономического роста в ФРГ сократились почти вдвое по сравнению с предшествующим десятилетием. Продолжала сохраняться в скрытой форме опасность инфляционной ценовой динамики на фоне интенсивного роста заработных плат (вследствие дефицита рабочей силы). Экономическое пространство Западной Германии все больше подвергается структурным кризисам, из которых наиболее ощутимым оказался кризис угольно-добывающей промышленности. Обострение «вьетнамского конфликта» во второй половине 1960-х гг., как в свое время и война в Корее, привело к заметному удорожанию сырья, что также не могло не отразиться негативно на экономическом развитии Германии ввиду ее значительной зависимости от импорта сырьевых ресурсов, прежде всего энергоносителей.

    Для федерального канцлера Людвига Эрхарда 1964 г. стал последним, когда он мог с уверенностью констатировать успехи экономического роста и политической стабильности в стране: уже осенью 1965 г. проявились первые признаки ослабления хозяйственной конъюнктуры (стечение обстоятельств, создавшееся положение, влияющее на ход каких-либо событий или дел), сопровождаемые снижением налоговых поступлений. В 1966 г. замедление экономического роста усугубилось относительно высокими темпами инфляции. Федеральный бюджет вышел из-под контроля: опубликованный 19 сентября 1966 г. проект бюджета на будущий год содержал дефицит в 4 млрд. немецких марок. Для поддержания макроэкономической стабильности Центральный банк впервые начинает проводить антиинфляционную политику путем увеличения процентных ставок. В итоге, к декабрю 1966 г., когда уже после ухода Эрхарда в отставку был сформирован новый кабинет правительства (Большой коалиции), Федеративная Республика стояла на пороге первого за всю послевоенную историю серьезного экономического спада19. Становилось все более очевидным, что бесповоротное следование основным неолиберальным принципам в экономической политике отныне больше не могло способствовать эффективному преодолению усугублявшихся экономических проблем.

    Но  вернемся к началу 1950-х гг. В истории  Федеративной Республики данное десятилетие  принято считать эпохой «экономического  чуда». Бесспорно, для граждан только что воссозданного западногерманского государства довольно быстрый и уверенный рост их реальных доходов, снижение безработицы и сохранение относительно стабильного уровня цен на протяжении почти десяти лет, в действительности, не могли не представляться ни чем иным, как «чудом» хозяйственного и социального возрождения. Для того чтобы лучше понять причины столь успешного и сложнейшего процесса социально-экономического выздоровления, обратимся к рассмотрению наиболее важнейших политико-экономических мероприятий, реализованных в ходе осуществления концепции социального рыночного хозяйства.

    Следует напомнить, что для Людвига Эрхарда процесс запуска рыночных механизмов представлялся не просто технико-экономическим мероприятием, но и важнейшим шагом к возрождению в обществе нравственных принципов, основанных на признании свободы и ответственности каждого. Именно «свобода, раскрепощение творческой энергии и инициативы человека, обретение им чувства собственного достоинства и освобождение его от унизительной зависимости от государственной благотворительности»20 являлись для министра экономики Германии главными и неотъемлемыми нравственными требованиями21. Поэтому основными принципиальными задачами хозяйственных реформ с конца 1940-х гг., помимо стабилизации денежного обращения, стали: «обеспечение условий для свободы предпринимательства, снижение налогового бремени, упразднение системы рационирования товаров и административного контроля за ценами, гарантирование свободного заключения договоров между всеми хозяйствующими субъектами и введение тарифной автономии»22. С помощью решительного и последовательного проведения данных фундаментальных неолиберальных принципов экономической политики Эрхарду удалось убедительным образом «освободить от оков» государственной регламентации активность частного хозяйственного сектора и мотивацию к росту производительности труда, выявить незадействованный в течение трех лет послевоенной оккупации германский производственный потенциал.

    Одним из важных стимулов активизации производства в послевоенной Западной Германии первоначально  служила поощрительная налоговая политика, в результате которой произошло заметное увеличение объемов собственных средств предприятий, необходимых для дальнейшего расширения и модернизации производственного процесса23. Важнейшим законодательным обеспечением данной политики было принятие законов «О вступительном балансе» (1949) и «О поддержке капиталовложений» (1951). Если первый закон давал возможность предприятиям открывать новые балансы с учетом ускоренной амортизации основных фондов и «скрытых резервов», то второй способствовал увеличению нормы инвестирования собственных средств предприятий. Можно сказать, что данные (при этом не всегда «рыночные») меры содействия предпринимательской активности (путем стимулирования инвестиций, практики их самофинансирования за счет прибылей, недопущения чрезмерного налогообложения высоких доходов) стали одной из важных предпосылок быстрого роста доходов и благосостояния. Все это не могло не отвечать жизненной заинтересованности всех немцев в скором экономическом успехе, создании «лучших материальных условий их существования после лишений и разрушений, причиненных проигранной войной»24.

    Однако, несмотря на то, что уже в первые годы после начала рыночных реформ многим предприятиям удалось накопить значительные средства, а некоторые «новые предприниматели» всего за несколько послевоенных лет «смогли стать обладателями огромного богатства и приобрести общественный авторитет»25, с общеэкономической точки зрения ни о каком триумфе «социального рыночного хозяйства» в Западной Германии в конце 1940-х гг. не могло идти и речи. Если инфляцию, заметно проявившуюся после денежной реформы, еще можно было как-то сдерживать посредством публикации «каталогов уместных цен», а также контролировать с помощью закона «Против произвольного завышения цен», то безработица, резко возросшая во многом в результате притока новых рабочих рук из-за границы, уже указывала на необходимость проведения специальных государственных мероприятий. Одной из таких «вынужденных» мер «антирыночного» государственного вмешательства стало принятие закона «О стимулировании занятости», который устанавливал выплату пособий всем безработным26.

    С началом «корейского конфликта» летом 1950 г. произошел резкий скачок мировых цен на промышленное сырье (см. табл. 2 в Приложении). Ажиотажный спрос на сырьевые ресурсы во многом провоцировался ускоренным перевооружением Соединенных Штатов, а также других западных стран, и форсированным созданием американского «стратегического сырьевого резерва». Так как Германия пока что не располагала достаточными запасами собственных ресурсов и продовольствия, ей приходилось закупать необходимую продукцию за рубежом, что требовало значительных финансовых средств27. Для расчетов со своими торговыми партнерами Федеративная Республика была вынуждена взять у Европейского платежного союза кредитов на общую сумму в 450 млн. долларов (1,9 млрд. немецких марок), что представлялось весьма рискованным для страны, весь экспорт которой за 1950 г. оценивался в 8,3 млрд. немецких марок!28 В данной ситуации Западной Германии неизбежно грозил кризис платежного баланса.

    В итоге немецкий рынок сырьевых ресурсов был поставлен перед опасностью возврата практики административных предписаний, «имеющих характер принудительного  хозяйственного планирования», как  с опасением уточнял Людвиг Эрхард29. Так, в марте 1951 г. Верховный комиссар США в Германии Джон Макклой категорически потребовал от федерального правительства принятия конкретных мер административного вмешательства в экономику: установления государственного регулирования цен, распределения «дефицитных» товаров, валютного контроля, а также сокращения импорта «неприоритетных» в военном отношении товаров и отказа от дальнейшей либерализации внешней торговли. В противном случае под вопросом могла оказаться возможность дальнейшей долларовой помощи и сырьевых поставок для Германии30.

Информация о работе Людвиг Эрхард - отец немецкого «экономического чуда». ФРГ 1940-1970 гг