Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:46, реферат
Для выявления причин кризиса некогда легендарной экономической модели ФРГ необходимо обратиться к рассмотрению истории ее происхождения, генезиса и эволюции во второй половине прошлого столетия. Каковы предпосылки становления концепции социального рыночного хозяйства? Кто являлся ее духовными наставниками, и какие принципы были положены в ее основу? Пожалуй, так в общих чертах можно сформулировать основной круг вопросов, который будет освещаться в данной работе.
Введение………………………………………………………………………………………..4-5
§1. Становление либерально-реформаторских взглядов и политическая карьера
Л. Эрхарда (биографический очерк)……………………………………………………….6-12
§2. Этапы развития западногерманской экономики в конце 1940-х – середине 1960-х гг……………………………………………………………………………………………...13-17
§3. Особенности конъюнктурных циклов в ФРГ (1950—1967)……………………...18-19
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Примечание………………………………………………………………………………….24-27
Список литературы……………………………………………………………………………28
Учитывая эти, а также многие другие попытки «антирыночного» вмешательства в экономическое развитие послевоенной ФРГ, можно заключить, что период с 1950 по 1952 г. стал этапом «генерального наступления на германскую систему рыночного хозяйства»31, что, несомненно, нанесло бы гораздо больший урон многим уже достигнутым к тому времени экономическим свободам, если бы не упорство и настойчивость главного идейного вдохновителя рыночных преобразований — министра экономики Л. Эрхарда. В своей экономической политике он был категорическим противником искусственного и принудительного расширения объема производства, а также экспансионистской кредитной политики с целью обеспечения полной занятости, поскольку видел в этом опасность нарушения стабильности валюты и угрозу ориентации экономики на экспорт. Также и в отношении установления твердых цен на основные виды сырья и прямого распределения всех дефицитных товаров, несмотря на «угрожающие» рекомендации американской администрации, Эрхард не изменил своей позиции в преодолении трудностей снабжения, решая данную проблему «не регламентированием и рационированием дефицита, а, прежде всего, устранением его»32, т.е. исключительно путем «адекватных рынку средств», которые не противоречат принципам рыночного хозяйства.
Рассматривая экономическое развитие ФРГ в свете «корейского конфликта», следует отметить, что, несмотря на первоначально проявившуюся негативную конъюнктуру (в виде роста цен и безработицы), уже с весны 1951 г. социально-экономическая обстановка в Западной Германии начинает постепенно выправляться. Все более решительными темпами растет германский экспорт — с 485,5 млн. немецких марок в декабре 1949 г. до 651,9 млн. марок в июне 1950 (с одновременным сокращением пассивного сальдо внешнеторгового баланса — с 532,7 до 198,6 млн. немецких марок)33. В последующие полтора года — с июля 1950 по декабрь 1951 г. — увеличение объемов экспорта происходило каждые шесть месяцев на 55, 27 и 25 процентных пунктов34 (см. также табл. 2 в Приложении). Существенный рост экспортных заказов затронул, прежде всего, отрасли тяжелой индустрии, но и во многих других отраслях «корейский бум» вызвал значительный экономический подъем35. Все это способствовало скорой интеграции Федеративной Республики в структуры западного экономического и политического сообщества.
Уже к концу 1951 г. Германия смогла полностью рассчитаться с Европейским платежным союзом по всем полученным ранее займам. В это же время ФРГ добилась положительного сальдо внешнеторгового баланса (см. табл. 1 в Приложении 1). С тех пор наступил продолжительный период активизации западногерманской экономики, которая вплоть до 1960 г. демонстрировала среднегодовые темпы роста в 7,7%. Была достигнута почти полная занятость36. В кратчайшие сроки произошло радикальное улучшение материальных условий жизни широких слоев населения: всего за девять лет (с 1952 по 1960 г.) национальный доход на каждого жителя ФРГ увеличился почти в два раза.
Высокая конъюнктура и стабильный экономический рост позволили развернуть в Германии обширную программу социального обеспечения. В своем втором правительственном заявлении в октябре 1953 г. К. Аденауэр официально заявляет о намерениях «более тесной ориентации внутренней политики на социальное рыночное хозяйство». Только за первое десятилетие существования Федеративной Республики в стране были реализованы следующие важнейшие социальные законы: Закон о неотложной финансовой помощи (1949), Законы о жилищном строительстве (1950— 1956), Закон о праве соучастия в управлении предприятием (1951), Закон о запрещении необоснованного увольнения (1951), Закон об уставе предприятия (1952), Закон о компенсации ущерба, причиненного войной (1952), Закон об охране труда работающих матерей (1952), Закон об охране труда инвалидов (1953), Закон о пособиях для многодетных семей (1954), Закон о реформе пенсионного обеспечения (1957), Закон о стимулировании сбережений (1959), Закон о стимулировании образования собственности и имущества работающих по найму (1961), Закон о социальной помощи (1961) и ряд других. Данный внушительный список «социальных завоеваний» позволяет объяснить причину весьма стремительного роста стоимости «социальной функции» западногерманского государства. Если в 1951 г. социальные статьи расходов федерального бюджета составляли 36,5%, то уже к 1956 г. их доля увеличилась до 42 процентных пунктов. Все это не могло не привести Германию уже в ближайшем будущем (1966—1967 гг.) к возникновению проблем, связанных с дефицитом госбюджета.
Следует заметить, что в условиях хозяйственной стабилизации, устойчивости цен, предельно низкого уровня безработицы и неизменного роста благосостояния широких слоев населения экономическая политика Л. Эрхарда имела склонность все больше подвергаться опасному влиянию со стороны различных «групп интересов». Всеохватывающую практику так называемых «предвыборных подарков», к числу которых можно отнести и аграрное законодательство 1955 г., и пенсионную реформу 1957, и «предоставление иных всевозможных льгот и привилегий как для фактически, так и формально нуждающихся заинтересованных групп», можно интерпретировать не иначе, как начало опасного пути по направлению к формированию «снабженческого государства»37.
Сверхпропорциональный по отношению к увеличению национального продукта прирост налоговых поступлений середины 1950-х гг. служил идеальным источником для щедрых «поощрительных» мероприятий западногерманского правительства, «которые все время обосновывались социальной необходимостью, но при этом в первую очередь были направлены на удовлетворение интересов тех групп, которые представляли эффективное лобби или располагали важным пакетом необходимых предвыборных голосов». Широко распространенная в годы «экономического чуда» практика «политического исчисления максимизации согласия» (Д. Гроссер) уже к середине 1960-х гг. привела к первым политико-экономическим проблемам. На фоне постепенного снижения темпов экономического роста и «всевозрастающей внутренней и внешней неуверенности» западногерманской экономической политики все это создавало новые «особые» условия дальнейшего развития модели социального рыночного хозяйства в ФРГ.
В
первой половине 1960-х гг. общественно-политическая
привлекательность «социального рыночного
хозяйства» начинает постепенно исчезать.
Как указывает западногерманский политолог
Ханс-Херманн Хартвиг, период с 1961 по 1966
г. ознаменовался поражением Л. Эрхарда
и его сторонников «в их стремлении неуклонно
следовать принципам социального рыночного
хозяйства при проведении экономической
политики в любых условиях и независимо
от состояния хозяйственной конъюнктуры
в стране». Очевидно, что изменение экономической
ситуации в Германии после периода бурного
подъема 1950-х гг. требовало более гибкого
(и глубоко продуманного) подхода к проведению
политики хозяйственного порядка, ибо,
как точно заметил другой немецкий политолог
(Ханс Ом), «механизм государственного
управления в условиях рыночной экономики
отнюдь не аналогичен тактике ведения
судна, которому всегда сопутствует хорошая
погода». Данное положение вещей позволяет
объяснить причину, по которой в центр
общественно-политических дискуссий с
середины 1960-х гг. все чаще стали выдвигаться
новые принципиальные идеи относительно
хозяйственного управления в стране, представленные
как концепциями западногерманских оппозиционных
сил (прежде всего социал-демократической
доктриной «глобального регулирования»),
так и зарубежными, менее ориентированными
на неолиберальные постулаты хозяйственного
порядка.
§3.
Особенности конъюнктурных
циклов в ФРГ (1950—1967)
Период экономического развития Федеративной Республики Германии в первые два десятилетия после денежной и хозяйственной реформ 1948 г., помимо приводившегося в предыдущем параграфе поэтапного деления на фазы становления (1948—1951 гг.), консолидации (1952—1959 гг.) и более умеренного развития (с начала 1960-х гг.) модели социального рыночного хозяйства, можно классифицировать также при помощи иного метода систематизации. Дело в том, что, несмотря на интенсивные темпы развития, в указанный отрезок времени германское хозяйство, как ни странно, обнаруживало «понижательный тренд роста» (см. рис. 1 в Приложении), причем с такой периодичностью колебаний, которая позволяет выделить четыре полных цикла конъюнктуры: 1950—1954 гг., 1955—1958 гг., 19:59—1963 гг. и 1964—1967 гг.38
То, что данный тренд имел понижательный характер, можно объяснить с помощью теории экономического роста, согласно которой в условиях неравновесия факторов производства (недостаток инвестиционных средств на фоне избыточного предложения трудовых ресурсов) высокая производительность капитала стимулирует инвестиционную активность, что в свою очередь способствует увеличению национального продукта. Однако чрезмерное увеличение размеров основного капитала постепенно ведет к снижению его производительности, а вместе с тем и к сокращению удельного веса валовых капиталовложений в национальном продукте, что, соответственно, сказывается и на замедлении темпов экономического роста. В итоге стоимость основного капитала достигает такого уровня, на котором его дальнейший прирост, как и прирост национального продукта, может определяться только за счет внешних факторов, таких как технический прогресс или демографические изменения39. Все это позволяет объяснить причины быстрого взлета и последующего ослабления темпов роста немецкого ВНП в течение первых двух десятилетий экономического развития ФРГ.
Следует заметить, что циклические колебания 1950—1960-х гг., сопровождавшиеся общим понижательным трендом экономического роста, были схожи между собой и почти всегда имели одинаковые первопричины. Так, каждый цикл начинался фазой экономического подъема (продолжительность которого составляла в среднем два года) и, как правило, развивался по следующему сценарию: сначала — более или менее внезапный скачок спроса, за тем следовала быстрая перезагрузка производственных мощностей, резкий рост цен и прибылей, а также повышение заработных плат. Затем происходило ослабление спроса, так называемый «рынок продавцов» сменялся «рынком покупателей», после чего следовала фаза более умеренного экономического развития, сопровождавшаяся снижением темпов загрузки производственных мощностей и занятости, продолжаясь в течение двух-трех лет, пока не начинался новый подъем.
В
качестве главной причины данных
ритмичных конъюнктурных
Начало фаз замедления экономического роста в каждом цикле (1952, 1957, 1962 и 1965 гг.) являлось следствием снижения спроса на инвестиционные товары (предприниматели приостанавливают расширение своего производства до появления возможности более эффективного использования производственных мощностей). Помимо сдержанного поведения предпринимателей, одной из причин замедления экономического роста можно назвать дефляционные процессы, которые имели место в каждом цикле и зачастую выходили за рамки своего основного предназначения (подавления инфляции и восстановления равновесия), в итоге порождая новую рецессию.
Несмотря на приведенные примеры колебаний деловой активности в период наиболее интенсивного экономического развития Западной Германии, с конца 1940-х до середины 1960-х гг. в стране не отмечалось какого-либо крупного спада конъюнктуры, чему во многом способствовал относительно устойчивый уровень личного потребления41. Безусловно, стабилизирующего влияния одного лишь данного фактора не может быть достаточно для стимулирования очередной фазы подъема, ровным счетом как не достаточно и роста внутреннего спроса на средства производства в условиях благоприятствующего инвестиционного климата. Это подтверждает вышеприведенное положение, что именно увеличение зарубежного спроса оказывало решающее воздействие на экономический рост в ФРГ в каждом новом цикле конъюнктуры.
Следует
заметить, что вплоть до середины 1960-х
гг. в Федеративной Республике не проводилось
каких-либо специальных конъюнктурно-политических
мероприятий. Понятно, что при темпах роста
в 8—10 процентных пунктов в периоды подъема
деловой активности последующее снижение
ВНП до 5—1% еще расценивалось в качестве
«желаемого успокоения "перегретой"
конъюнктуры, возврата к внутри- и внешнеэкономической
стабильности». Лишь в середине 1960-х гг.,
когда темпы роста в фазу подъема составляли
в среднем 6%, а очередной период спада
уже фактически свидетельствовал о стагнации
(в 1967 г. впервые происходит абсолютное
падение германского ВНП до -0,2%), правительство
Германии было вынуждено прибегнуть к
применению широкого инструментария антициклической
финансовой политики, с тем чтобы не допустить
возможности перерастания экономической
рецессии в депрессию всего народного
хозяйства.
Заключение.
Негативная конъюнктура середины 1960-х гг., повлекшая за собой первые серьезные трудности в хозяйственном развитии Германии, стала одной из причин досрочного ухода правительства Л. Эрхарда в отставку (30 ноября 1966 .). С формированием нового кабинета Большой коалиции (из ХДС/ХСС и СДПГ) в западногерманской экономической политике провозглашается доктрина, получившая широкую известность под названием «глобальное регулирование» (с 1967 г.). Предложенная новым министром экономики Карлом Шиллером (СДПГ) программа экономической и финансовой политики затрагивала важнейшие отрасли германского народного хозяйства и ориентировалась на следующие задачи: среднесрочное финансово-бюджетное планирование; усиление связей между федерацией, землями и общинами; развитие контактов между правительством, предпринимателями и профсоюзами (в рамках программы «согласованное действие»); изменения в налоговой и антикартельной политике; субсидирование предприятий и отраслей народного хозяйства; проведение реформ в социальной сфере и др. Идея воплощения взаимосвязанной системы целей, направленных на достижение стабильности цен, высокого уровня занятости и внешнеэкономического равновесия в условиях постоянного и сбалансированного экономического роста (так называемый «магический четырехугольник») официально закреплялась в принятом 14 июня 1967 г. Законе о содействии стабильности и экономическому росту.
Информация о работе Людвиг Эрхард - отец немецкого «экономического чуда». ФРГ 1940-1970 гг