Макроэкономическая стабильность в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:57, реферат

Описание

Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей программе трансформации плановой экономики в рыночную.
Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………........3

Макроэкономическая стабилизация в Казахстане……………………………………5
Монетарная антиинфляционная политика……………………………………5
Чего стоила макроэкономическая стабильность Казахстану………………..6
Распределение доходов……………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономическая стабильность в Казахстане.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)
 

План 

    1. Введение……………………………………………………………………………........3
 
    1. Макроэкономическая  стабилизация в Казахстане……………………………………5
      1. Монетарная антиинфляционная политика……………………………………5
      2. Чего стоила макроэкономическая стабильность Казахстану………………..6
      3. Распределение доходов……………………………………………………….14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

     Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей  программе трансформации плановой экономики в рыночную. 
    Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке. 
    Существуют разные экономические теории, объясняющие с тех или иных позиций характер и причины инфляции. Однако все они сходятся на том, что при определенном, высоком, уровне инфляция становится опасной для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательно влияние высокой инфляции состоит в следующем: обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере; происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение; разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки начинают вытеснять национальную валюту в денежном обороте, расцветает бартер; денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста. 
    Для плановой экономики были характерны две формы инфляции: открытая (проходящая в виде одноразовых административных повышений цен) и скрытая. Последняя была основной формой обесценения денег и проявлялась в виде всеохватывающего дефицита товаров и услуг, ухудшения качества товаров при неизменной цене, «вымывания» дешевых товаров из ассортимента, наличия неудовлетворенного спроса в виде вынужденных сбережений населения. 
    На старте рыночных реформ, сразу после либерализации цен, происходит их резкий скачок: накопленный в обществе скрытый инфляционный потенциал переводится в форму открытой инфляции. Другими словами, инфляция является неизбежным спутником начального этапа переходной экономики.    Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующих устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. 
    Составной частью программы шоковой терапии, разработанной специалистами Международного валютного фонда и Мирового банка для стран Восточной Европы, являются антиинфляционные меры из арсенала монетаризма. В самых общих чертах эта концепция рассматривает инфляцию как чисто денежное явление, вызванное чрезмерным количеством денег в обращении. Поэтому и введение инфляции в разумные рамки может быть осуществлено достаточно быстро путем сокращения платежеспособного спроса и денежной массы.

     Ряд исследователей полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию, приводятся следующие:

     1. Структурные диспропорции между отраслями и секторами экономики. Оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы микро- и макроэкономические перекосы не только не соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, на которые требуются десятилетия.

     2. Высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены.

     3. Глобальная милитаризация домашней экономики, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сегменты экономики, по своему определению, являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики. Другими словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложением этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции. 
    Ряд авторов считают, что инфляцию вызывает рост издержек производства: давление растущих цен на энергосырьевые и другие ресурсы, рост транспортных тарифов и пр. При таком подходе первоначальный толчок росту цен дают производственные факторы, а деньги рассматриваются лишь в качестве пассивного инструмента. Тогда повышение цен требует «подтягивания» денежной массы (с учетом скорости ее обращения) к возросшему уровню цен. В современной рыночной экономике с ее развитой и гибкой кредитно-денежной системой подобное расширение денежной массы происходит автоматически. В переходной экономике такая система еще не создана, поэтому необходимы меры государственной политики, ведущие к гармонизации между ростом цен и объемом денежных средств. В противном случае возникает острая нехватка платежных средств, а инфляция издержек проявляется не столько в росте цен, сколько в кризисном сокращении производства. Поэтому сторонники концепции инфляции издержек считают, что монетарная антиинфляционная политика ведет не к подавлению или сдерживанию факторов инфляции, а лишь к острой нехватке платежных средств в стране. Ее результатом может быть углубление экономического кризиса в стране, дальнейшее сокращение производства, рост неплатежей. Применяемая монетарная программа дает эффект в виде замедления роста цен, который достигается не за счет устранения самих причин инфляции, а за счет падения объемов производства, что в конечном счете делает крайне непрочным и само замедление инфляции. 
    Восточноевропейские страны с переходной экономикой, наиболее активно проводящие трансформационные преобразования, в основном ориентируются на монетарные концепции и подходы к стабилизации. Рассмотрим подробнее программу монетарной стабилизации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Монетарная антиинфляционная политика

Монетарная  теория инфляции исходит из того, что  инфляция всегда и везде имеет  исключительно денежную природу. Согласно классическому уравнению обмена, темпы инфляции (прироста цен) прямо  пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны величине реального продукта. Известное уравнение И. Фишера, связывающее уровни цен и производства с денежной массой:

PY = МV,

где P — уровень цен;

Y — объем производства;

М — денежная масса;

V — скорость обращения денег.

       Зная эти переменные, можно не  только объяснить движение инфляции  в прошлом, но и спрогнозировать  ее развитие на будущее. Наличие  в этой закономерности темпов  изменения объема реального продукта, обслуживаемого деньгами, не меняет  денежной природы инфляции. Снижение объема реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объема реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции — снижению уровня цен. Главным фактором инфляции, по монетарной теории, являются темпы прироста денежной массы. 
    Денежная масса создается Национальным банком. Процесс ее создания имеет две стадии. Первая стадия — первичная эмиссия, когда Национальный банк увеличивает свои активы путем предоставления кредитов правительству, коммерческим банкам, зарубежным странам, а также приобретая золотовалютные резервы. Увеличение активов есть одновременное возрастание пассивов, т.е. создание денежной базы. Она складывается из наличности в обращении, а также обязательных и необязательных резервов коммерческих банков в Национальном банке. 
    Вторая стадия — вторичная эмиссия наступает тогда, когда коммерческие банки, опираясь на свои резервы, увеличивают кредитование своих клиентов. Остатки денег на счетах клиентов наряду с наличностью в обращении составляют денежную массу. Соотношение между денежной массой и денежной базой, показывающее, какое количество денег создается в результате «разрастания» денежной базы, называется денежным мультипликатором. 
    Таким образом, количество денег в обращении полностью предопределяется кредитной эмиссией Национального банка. Рост его активов неизбежно приводит к увеличению денежной базы, что через эффект мультипликатора ведет к увеличению денежной массы, которая воздействует на ускорение темпов инфляции. Любое увеличение активов Национального банка носит инфляционный характер. 
    Согласно монетарной теории, инфляция обусловлена безудержной раздачей кредитов Национальным банком. Главным источником инфляции является громадный дефицит государственного бюджета, финансируемый за счет бесконтрольной эмиссии. Первопричина такого дефицита — продолжающаяся поддержка бывшего государственного сектора экономики путем выделения кредитов, освобождения от налогов и предоставления субсидий предприятиям. Фактором косвенного субсидирования выступает также «мягкая» кредитная политика Национального банка. 
    Высокая инфляция прекращается только тогда, когда правительство находит новые источники пополнения бюджета или снижает расходы. Без разрешения проблемы дефицита бюджета меры по ужесточению денежно-кредитной политики не дают ожидаемого эффекта. 
    Бюджетный дефицит — главный, но не единственный источник увеличения денежной массы. Она может возрастать за счет выдачи Центральным банком кредитов коммерческим банкам.
 
 

2.2. Чего стоила макроэкономическая стабильность Казахстану.1

     Перед страной стояла следующая задача: вывести экономику из глубокой депрессии при одновременном проведении системных структурных и институциональных рыночных реформ, что составляет суть трансформации плановой экономики в рыночную. Возник вопрос: с чего начать? Для реформаторов ответ был один: с постлиберализации цен и превращения скрытой инфляции в открытую, с ростом цен в 2-3 раза. Само собой напрашивалась необходимость введения политики макроэкономической стабилизации, главная цель которой состоит «в том, чтобы остановить рост цен, ввести инфляцию в приемлемые границы, создав тем самым условия для роста экономики и уровня благосостояния населения».

     Между тем, как не трудно было заметить из раздела «Шоковая терапия», так думали не все. Большинство политиков, ученых-экономистов, специалистов предлагали начать трансформационный  процесс сразу после оздоровления и роста экономики, структурной модернизации и т.д. Проведение макроэкономической стабилизации считали политикой, диктуемой западными институтами, такими как МВФ и ВБ, попыткой «западников» использовать у нас монетарную теорию, которая, мол, нигде не применяется и не признается многими западными учеными и т.д. и т.п. Сами они с этой теорией знакомы не были и пользовались информацией из третьих рук. Тем самым они показывали незнание трудов и В.И. Ленина, учение которого преподавали студентам в вузах. Никто иной, а сам Дж. М. Кейнс писал: «Ульянов Ленин утверждал, что наилучший способ уничтожить капиталистическую систему – это ослабить и разложить ее валюту посредством инфляции». Следовательно, надежные деньги – первичны, а рост производства – вторичен. Чтобы сделать деньги надежными, необходимо подавлять инфляцию, что можно сделать только монетарными, т.е. денежно-кредитными инструментами. Но в Казахстане не все оказалось в «доме», в прямом смысле этого слова.

     Во-первых, платежным средством оставался российский рубль, поскольку в 1992 году Казахстан не стал вводить свою национальную валюту или суррогатную валюту, как это сделали некоторые бывшие союзные республики. Причем, естественно, эмиссионная функция оставалась за Центробанком Российской Федерации, и Казахстану пришлось выпрашивать необходимые денежные средства у правительства России, которое старалось отпускать запрашиваемые суммы согласно своей денежно-кредитной политике. Конечно, в начале ему чаще всего не удавалось придерживаться данного условия, поэтому уже в середине лета 1992 года оно решило выдавать запрашиваемые суммы в государственный долг. С 1 июля 1992 года были открыты специальные корреспондентские счета для ведения межгосударственных взаиморасчетов в СНГ и установлены котировки безналичных денег стран рублевой зоны. Казахстан теперь должен был оформить свою задолженность как государственный долг России со всеми условиями погашения внешнего долга.

     Более того, российское правительство потребовало  от всех стран СНГ, использующих рубль в качестве своего денежного знака, использовать его по правилам Центробанка РФ, делегировать ему функции своих национальных банков и даже передать свои золотовалютные резервы. Эти страны должны были принять все условия ЦБ РФ в области денежно-кредитной политики.

     Это было естественным шагом России, иначе  было невозможно вести жесткую денежно-кредитную  политику и побороть инфляцию как  в самой России, так и в странах рублевой зоны.

     Во-вторых, задача проведения реформ и политики макроэкономической стабилизации возлагалась на правительство С. А. Терещенко, сформированное в ноябре 1991 года, и руководство Национального банка Казахстана во главе с Г. Байназаровым. В состав правительства входили в основном известные кадры старой закалки, бывшие партийно-советские и хозяйственные руководители плановых и финансовых органов, имеющие преимущественно техническое образование. В Национальном банке на руководящих постах трудились главным образом экономисты старой советской системы. Они в своем большинстве являлись хорошими организаторами производства, умелыми руководителями коллективов в условиях планового хозяйствования и административно-командного управления, были незаменимы в экстремальных условиях. Однако многим из них было чрезвычайно трудно на ходу овладевать всеми премудростями рыночной экономики, макроэкономической политики, в особенности представить себе, чем и насколько опасна инфляция, какова ее связь с экономическим ростом, инвестициями, безработицей, как с ней эффективно бороться и т.д. Поэтому им была неведома суть антиинфляционной денежно-кредитной политики правительства и Нацбанка.

     А понимали ее в буквальном смысле, как  тратить деньги на производство. Создавалось  ощущение, что Нацбанк и не думал  вести определенную денежно-кредитную  политику в этот критический для экономики период. Он напоминал Госплан Казахской ССР. Не случайно, что у власти Казахстана как к началу реформы, так и в последующие полтора года отсутствовала собственная продуманная экономическая политика и соответствующая программа ее реализации, которые отвечали бы интересам государства и подходам к решению проблемы стабилизации цен и финансовой системы, оздоровления экономики и обеспечения ее роста.

     Страна  могла ознакомиться в мае 1992 года только с основными направлениями  экономической реформы, которые президент Н.Назарбаев изложил в своей статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». К этим направлениям были отнесены: создание в Казахстане социальной рыночной экономики, основанной на сочетании различных форм собственности; планомерное преобразование экономики с фиксированием этапов и соответствующих конкретных задач.

Информация о работе Макроэкономическая стабильность в РК