Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:57, реферат
Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей программе трансформации плановой экономики в рыночную.
Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке.
Введение……………………………………………………………………………........3
Макроэкономическая стабилизация в Казахстане……………………………………5
Монетарная антиинфляционная политика……………………………………5
Чего стоила макроэкономическая стабильность Казахстану………………..6
Распределение доходов……………………………………………………….14
Поставленные цели должны были быть достигнуты за 10-15 лет в три этапа:
Однако все эти цели и задачи реформ до мая 1993 года оставались не трансформированными в конкретную программу. Страна находилась в рублевой зоне, приняла «правила игры», заданные правительством России, и в течение двух лет следовала за всеми зигзагами в ее экономике. Самостоятельность республики в экономической политике проявлялась только в частных вопросах. Со стороны правительства и Нацбанка не было синхронных и гибких решительных и последовательных действий, адекватных меняющимся условиям, не было предсказуемости в их работе.
Между тем намеченные цели – снижение и стабилизация одновременно и уровня инфляции и спада производства – были трудно реализуемы, по крайней мере, требовалась повседневная ювелирная работа всех ветвей и звеньев власти, компетентность и решительность их руководителей, работа всех органов как единой команды. К сожалению, всего этого не было. Не было этого и во властных структурах Российской Федерации, от денежно-кредитной политики которой зависел успех макроэкономической стабилизации и в Казахстане.
Денежно-кредитная политика правительства России, проведенная в январе-июне 1992 года, несколько сдерживала рост денежной массы и ограничивала кредитное вливание в экономику Казахстана в соответствующем периоде. К середине 1992 года появились улучшения в области сбалансированности бюджета. Денежная масса в течение первых четырех месяцев росла в среднем за месяц на 19-14%, а инфляция снизилась с 360% в январе до 10% в мае. Укрепились позиции рубля: он стал выполнять функции реальных денег. Однако правительство, столкнувшись с резким сокращением объемов производства и ростом размеров задолженностей предприятий, отступило от реализации даже умеренной антиинфляционной политики и вновь прибегло к крупномасштабной денежно-кредитной эмиссии. Ему казалось, что это происходит из-за кризиса ликвидности.
Ослабление
денежно-кредитной и финансовой
политики сразу же вызвало резкий рывок
денежной массы вверх, что, в свою очередь,
вновь сильно подхлестнуло инфляцию. Денежная
масса увеличилась за год в рублевом выражении
в 16,3 раза против 4,5 раза в 1991 году, объем
кредитов экономике возрос в 10,6 раза. Инфляция
росла в среднем на 20% в месяц.
Чтобы обуздать инфляцию, правительство
Казахстана ничего другого не придумало,
кроме как поставить цены на ряд товаров,
преимущественно сырьевого характера
под жесткий контроль государства.
14 мая 1992 года вышел Указ президента Республики Казахстан о расширении круга товаров и услуг, реализуемых по фиксированным ценам. Он распространялся на топливно-энергетические ресурсы и другие стратегические товары (продукция металлургии, сельского хозяйства), а также на социально значимые товары и услуги. Предполагалось, что это будет сдерживать рост цен на продукцию переработки из собственного сырья.
Первоочередная задача достижения макроэкономической стабилизации, поставленная президентом Н. Назарбаевым, похоже, мало кого заинтересовала тогда. Всех производственников, в том числе и в правительстве, больше интересовала проблема остановки спада и обеспечения роста производства. При этом первопричину они искали не в коренных изменениях в экономике и растущей инфляции, а в отсутствии инвестиций в производство и достаточных оборотных средств предприятий.
Отраслевые лоббисты отстаивали необходимость постоянного подпитывания производства крупными кредитными вливаниями. Естественно, источник кредитных ресурсов был один – эмиссия денег НБК. НБК кредитовал предприятия через вновь созданные, в основном государственные, банки второго уровня (БВУ), дело доходило до того, что он осуществлял даже прямое кредитование. Кредиты, конечно, выдавало и правительство как из бюджетных, так и из внешних средств. В 1992 году Верховным Советом РК был принят Закон о создании внебюджетного фонда экономических преобразований за счет 5-процентных отчислений предприятий от себестоимости своей продукции, что «не влезало ни в какие ворота». Были созданы и другие фонды, например, «Дорожный фонд», «Инвестиционный фонд».
В условиях обвального спада производства призыв отраслевых лоббистов сохранить промышленную базу страны находил полное понимание в обществе и правительстве производственников. А необходимость эмиссионного, т.е. инфляционного, кредитования весенней посевной и осенней уборочной кампании в сельском хозяйстве вообще не вызвала никаких сомнений.
Такая политика денежно-кредитной экспансии за счет денежной эмиссии НБК осуществлялась под влиянием председателя Центрального банка России В. Геращенко, который утверждал, что инфляция вызвана обвальным сокращением объема промышленного производства, и поэтому ЦБР должен осуществлять денежную эмиссию для сохранения промышленности страны. Тогда в России и Казахстане широко распространялся кризис ликвидности или кредитный дефицит. Нарастающий объем взаимных неплатежей предприятий подтверждал эту точку зрения.
Голоса
сторонников этой политики слились
с хором противников
В 1991 году Верховный Совет РК
в целях оживления
Сюда следует также добавить практиковавшиеся в течение многих лет начиная с 1992 года субсидирование и централизованное кредитование правительством различных секторов экономики (военно-промышленный комплекс, сельское хозяйство, транспорт и другие).
Такие щедрые налоговые льготы и субсидии при расходовании с размахом бюджетных средств без правил и при низкой налоговой дисциплине, сочетающейся с продолжающимся спадом производства, привели бюджет страны к большому дефициту.
Как видно в течение двух лет бюджетный дефицит был очень высоким, оставаясь в районе 7% ВВП. Интересно, что в 1993 году он был на удивление низким – 1,2% ВВП, а 1994 году, наоборот, очень высоким. Это объясняется политикой не столько правительства Казахстана, сколько России. Дело в том, что правительство России с 1 июля 1992 года, во-первых, устранило рублевую зону с безналичной денежной системой, во-вторых, открыло всем странам рублевой зоны корреспондентские счета для ведения межгосударственных взаиморасчетов стран СНГ с Россией. Были введены котировки безналичных денег стран рублевой зоны и выдвинуто требование оформить задолженность государств-членов СНГ как их государственный долг России со всеми условиями погашения.
С этого момента в сфере
безналичных расходов рублевая
зона перестала существовать. Кроме
того, Россия решила теперь выдавать
не технические, а только
Но и это не все. В 1993 году Россия ввела собственную валюту (денежные знаки нового образца) и выдвинула требование об оформлении предоставляемых Казахстану 3 млрд. рублей в виде государственного долга под залог золотовалютных резервов. Она поставила условия создания «рублевой зоны нового типа» только как зоны работающей по правилам, вырабатываемым ЦБР, которому все участники зоны должны передать свои золотовалютные резервы. Естественно, Казахстан не мог пойти на такие условия, которые на деле означают передачу части своего экономического суверенитета другому государству.
Все
это вынудило правительство существенно
сократить в 1993 году свои бюджетные
расходы (с 31,9% ВВП до 24,7% ВВП, то есть
на 23%). Но это вроде бы противоречит
резкому росту денежной массы
в 1993 году: в 8,38 раза по сравнению с 1992-м
и приросту ее в среднем за месяц на 19,4%.
На самом деле нет никакого противоречия.
Просто Казахстан медлил с введением своей
национальной валюты и не предпринял никаких
защитных мер против наплыва в страну
рублей старого образца. А наплыв происходил
в течение достаточно продолжительного
времени со всех стран СНГ, так как многие
из них заблаговременно обеспечили свою
валютную безопасность.
«Органам МВД удалось изъять 58 млрд. старых
рублей, которые были незаконно переброшены
в республику. Всего в ходе обмена банкнот
на собственную валюту банками Казахстана
было принято 910 млрд. старых рублей».
Конечно, и само правительство Казахстана в 1993 году тоже пыталось наладить макроэкономическую стабилизационную политику. В апреле 1993 года Верховным Советом РК была принята неплохая «Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ», инициированная и разработанная под руководством вице-президента РК, доктора экономических наук Ериком Асанбаевым и представленная на суд депутатов Верховного Совета президентом Назарбаевым.
В ней приоритетной задачей была определена макроэкономическая стабилизация, в частности, борьба с инфляцией и ускоренное преобразование собственности. Одновременно была принята другая «Национальная программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Казахстан на 1993-1995 годы».
Однако
первая антиинфляционная программа
в силу отсутствия национальной валюты,
слабого кадрового обеспечения
и низкой активности НБК не имела шанса
на реализацию, не оставила каких-либо
заметных следов в макроэкономической
политике государства.
В то же время правительство стало усиливать
свое вмешательство в экономику, чтобы,
как казалось членам кабинета, своим активным
регулированием удерживать экономику
от коллапса, и в первую очередь остановить
спад производства, начать изменение структуры
народного хозяйства. В стране разрабатывались
долгосрочные программы развития 18 отраслей,
включая сферы бытового обслуживания,
началась разработка так называемого
индикативного плана по примеру Франции,
Японии, Южной Кореи и Малайзии, пытались
активизировать инвестиционную политику
за счет государственных источников и
привлечения прямых иностранных инвестиций.
Всей этой работой руководство министерства
экономики, роль которого заметно возросла,
были созданы Агентство по иностранным
инвестициям, Комитеты по ценам, по информатике
и другие.
Было сменено руководство Комитета по
государственному имуществу, чтобы ускорить
процесс приватизации государственной
собственности. Итоги реализации программы
приватизации госсобственности были признаны
президентом неудовлетворительными.
Из России в Казахстан вагонами сбрасывались старые рубли, что служило благодатной почвой для инфляции.
Мы стояли перед дилеммой – либо сжать денежную массу, либо установить жесткий государственный контроль за ценами. Второй вариант казался более привычным со старых времен, но изначально противоречил логике реформ.
Мы избрали свой путь, который предполагал введение национальной валюты. Казахстан последними из стран бывшего Союза пошел на это, так как более других был экономически связан с Россией. Но кредит нашего терпения исчерпался. И с 15 ноября 1993 года мы обрели важнейший атрибут экономической независимости – национальную валюту тенге. Недавно мы торжественно отмечали 10 лет этого события, ставшего важнейшим достижением, открывшим простор для дальнейших масштабных преобразований. Это позволило нам уже в 1994 году сбить гиперинфляцию, а в 1995 – обуздать инфляционный процесс, доведя его уровень до двузначной величины.