Макроэкономическая стабильность в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:57, реферат

Описание

Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей программе трансформации плановой экономики в рыночную.
Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………........3

Макроэкономическая стабилизация в Казахстане……………………………………5
Монетарная антиинфляционная политика……………………………………5
Чего стоила макроэкономическая стабильность Казахстану………………..6
Распределение доходов……………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономическая стабильность в Казахстане.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

     Непосредственно после обретения независимости  на первый план вышли и вопросы  создания самостоятельной бюджетной, налоговой и таможенной систем. По сути, пришлось их выстраивать с  нуля. На первом этапе требовалось  создать адекватную нормативно-правовую базу.

     Слом  старой системы в первые годы привел к очень большим диспропорциям  государственного бюджета, так как  размер социальных гарантий превышал реальные экономические возможности. К примеру, дефицит бюджета в 1991 году превышал 20 процентов.

     Теоретически  снижения дефицита бюджета можно добиться за счет резкого увеличения налогов с предприятий и столь же резкого сокращения социальных программ. Однако бесконечно усиливать налоговое бремя было нецелесообразно, так как это могло привести к спаду деловой активности и уходу экономики в тень. Да у предприятий и не было достаточных средств, чтобы платить высокие налоги.

     Казахстан первым из стран СНГ провел налоговую  реформу. Уже в 1995 году вышел Указ Президента, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Согласно ему, количество налогов было сокращено более чем в 3 раза. Деятельность налоговой службы приобрела принципиально иной характер. Налоги стали рассматриваться не только как метод пополнения госбюджета, но и как инструмент стимулирования инвестиционно-производственной деятельности.

     Теперь  с началом периода экономической  стабилизации в налоговой системе  мы перенесли акцент со сферы производства на сферу обращения. В 2002 году снизили  ставку НДС до 16 процентов, социальный налог – с 26 до 21 процентов. Начиная с 1 января 2004 года, ставка НДС уменьшилась до 15 процентов, а при исчислении социального налога действует регрессивная ставка – от 20 до 7 процентов.

     В Казахстане создана принципиально  новая и современная двухуровневая  банковская система, которую все международные финансовые организации называют лучшей в СНГ. Национальный банк стал независимым. Это резко повысило эффективность денежно-кредитной политики государства. Импульс для развития получили банки второго уровня. В свою очередь, реформы в банковской сфере подкреплялись активными усилиями по формированию рынка ценных бумаг.

     Реформирование  бюджетной системы началось с  принятием в 1996 году Закона «О бюджетной  системе». Правительство страны отказалось от практики привлечения кредитов Национального банка для покрытия дефицита бюджета и перешло к использованию неинфляционных источников финансирования. Все эти меры вкупе с жестким ограничением государственных расходов стали основой для макроэкономической стабилизации.

     Сокращение денежной массы и подавление инфляции имели и оборотную сторону. Начали останавливаться предприятия. Обострился кризис неплатежей. Основой взаиморасчетов стал бартер. Все, что было сделано за эти годы, оказалось под угрозой.

     Элементарная  логика подсказывала, что реальный переход к рынку невозможен без приватизации государственной собственности. Этот шаг важен не только с точки зрения создания субъектов рынка, но и с позиции формирования у населения психологии собственника.

     Поэтому мы пошли на масштабную приватизацию. Сегодня можно выделить 4 этапа в ее проведении. Первые три связаны со спецификой разгосударствления и приватизации, четвертый этап характеризуется акцентом на совершенствование управлением государственной собственностью.

     Мы  начали с малой приватизации. В ходе первого этапа в 1991-1992 годах было приватизировано около 5000 объектов, в числе которых более 470 совхозов, переданных в коллективную собственность.

     Второй  этап проводился на основе «Национальной  программы разгосударствления и  приватизации государственной собственности в РК на 1993-1995 годы».

     Важнейшим шагом этого этапа стали единая система управления и приватизации государственной собственности. Тогда  же был дан старт развитию малого и среднего бизнеса. Началось преобразование бывшей советской торговой системы, включая оптовое звено.

     Оптово-розничные, торговые и автотранспортные объединения, перед проведением малой приватизации сегментировались с целью создания самостоятельных юридических лиц. Благодаря этому в сфере услуг, включая магазины, рестораны, аптечную сеть, автозаправочные станции, возникла конкурентная среда.

     Мы  понимали, что основным субъектом  рыночной экономики является собственник, использующий прогрессивные и эффективные  методы маркетинга и менеджмента. Горький  урок купонной приватизации заключается в том, что собственность нельзя просто делить и раздавать. Новый собственник должен быть способен привлечь капиталы и технологии.

     Третий  этап начался в декабре 1995 года с  Указа, имеющего силу закона, «О приватизации»  и продолжался вплоть до 1999 года. С этого момента она осуществлялась только за денежные средства.

     Мы  оправдано полагали, что иностранные  компании принесут с собой столь необходимые инвестиции, передовой опыт управления. В результате наши предприятия получили новый импульс для своего развития. Открылись новые рабочие места. Люди стали получать стабильную заработную плату.

     После 1999 года на первый план вышли вопросы  совершенствования управления государственным имуществом. Поэтому на нынешнем четвертом этапе мы начали применять новые подходы к распределению полномочий между государственными органами по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью.

     Началась оптимизация республиканских государственных и коммунальных государственных предприятий. Через национальные компании сохранено влияние и доля государства в стратегически важных секторах экономики, определяющих экономическую безопасность страны. В нефтегазовом секторе – это «КазМунайГаз», в энергетике - «КЕГОК», в телекоммуникации – «Казахтелеком», на железной дороге – «Казахстан темир жолы».

     Сегодня мы подошли к реформированию и  этих сфер. Начата программа реструктуризации железнодорожной отрасли. Поставлена задача демонополизации электроэнергетической и телекоммуникационной сфер.

     При всех своих издержках практически  завершившийся процесс приватизации привел к созданию базовых условий  для реальной конкуренции. В настоящее  время около 85 процентов объема промышленной продукции республики производится в частном секторе.

     Экономические реформы хорошо прослеживаются в  структуре ВВП. Так, за период с 1991 по 2003 годы доля производства товаров  сократилась на 23 пункта, составив 43 процента, соответственно возросла доля производства услуг – с 37,2 до 52,3 процентов. Такое изменение структуры ВВП соответствует современным общемировым тенденциям. В Казахстане доля услуг в структуре ВВП одна из самых высоких среди государств Содружества (в среднем по СНГ 44 процента). В развитых странах мира доля услуг составляет порядка 60-73 процентов, в частности, в Японии – 66 процентов, в Великобритании и Германии – 71 процент.

     В период становления экономической  системы приоритетный характер получила инвестиционная политика. Основным направлением стала ориентация на привлечение иностранных инвестиций, что требовало создания благоприятного инвестиционного климата. В Казахстане были созданы институциональные и нормативно-правовые предпосылки для активизации привлечения финансовых ресурсов в экономику страны. Так, появились специализированный уполномоченный орган и Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Приняты законы об инвестициях, заключен ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения.

     Еще в 1997 году был утвержден перечень приоритетных секторов для привлечения  инвестиций. Это обрабатывающая промышленность, объекты новой столицы страны, социальная сфера и туризм, сельское хозяйство.

     В итоге на текущий момент по объемам  освоенных прямых иностранных инвестиций на душу населения – Казахстан  безусловный лидер среди стран  СНГ. Казахстану первому присвоен кредитный  рейтинг инвестиционного уровня. Источник: Агентство РК по статистике.

     Столь высокий показатель инвестиционной привлекательности был обусловлен тем, что мы открыли путь иностранцам  к освоению минеральных ресурсов, в том числе в нефтегазовой отрасли. В условиях нехватки финансовых средств, износа основных фондов, сам  Казахстан не мог полноценно осваивать огромные месторождения.

     В первое время вопрос привлечения  иностранных инвестиций осложнялся тем, что деловой мир Запада не имел представления о перспективности  и надежности Казахстана как экономического партнера. Приход в 1993 году корпорации «Шеврон» и заключение с ней соглашения по уникальному Тенгизскому месторождению послужило своеобразным сигналом для других транснациональных корпораций.

     С этого началось активный приход инвесторов в нефтегазовую отрасль. Сегодня  в Казахстане работают все крупнейшие нефтяные компании мира. Среди них «Эксон Мобил», «Шелл», «Эни», «Шеврон Тексако», «Тоталь», «Бритиш петролеум», «Лукойл», Китайская национальная нефтяная корпорация. Их присутствие на казахстанском рынке подтверждает как высокую инвестиционную привлекательность страны, так и стабильность законодательства в области защиты интересов и прав инвесторов.

     С открытием крупнейшего за последние 30 лет месторождения Кашаган, запасы которого оцениваются в 10 миллиардов баррелей, Казахстан вышел на одно из ведущих мест в мире по разведанным запасам нефти.

     Наша  стратегия освоения нефтяных запасов  страны не исчерпывалась одной лишь добычей углеводородов. Не менее  важным было создать инфраструктуру для их транспортировки на мировые  рынки. В советское время Казахстан, с его ориентацией на внутренний рынок, таких трубопроводов не имел. Первым за годы независимости и успешно реализованным проектом стал Каспийский трубопроводный консорциум. С вводом в действие КТК мы начали осуществлять последовательную политику по диверсификации маршрутов транспортировки. Прошлый год стал прорывным в переговорном процессе по Каспию. Стратегическое партнерство с Россией сейчас находит практическое воплощение в крупных совместных проектах на шельфе. Начинается строительство трубопровода в направлении Китая.

     Трудно  переоценить роль нефтяного фактора  в экономическом развитии нашей  страны. Действительно, по сравнению  с 1985 годом мы сумели увеличить объем  добычи углеводородного сырья на 225,4 процента, тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза, а Россия только начинает восстанавливать уровень периода восьмидесятых.

     Действительно, благодаря нефти мы смогли ускорить процесс трансформации экономической  системы. Но на достижение нынешней динамики развития повлияло не только повышение мировых цен на энергоносители. Это – результат экономических преобразований.

     Сегодня лишь четверть государственного бюджета  формируется за счет нефтяных доходов. Прямые инвестиции подняли эффективность черной и цветной металлургии. Корпорации «Самсунг» и «Казахмыс» вложили в развитие отрасли 1 833,5 млн. долларов. Это позволило уже к 2000 году превысить уровень 1990 года на 9% по выпуску рафинированной меди. В настоящее время объемы производства меди превышают лучшие показатели прошлых лет. Испат Кармет вложил в развитие производства более 500 млн.долларов. Карметкомбинат прошел этап мощной индустриализации с выпуском металлического листа с покрытием металлами и полимерами.

     Казхром и Казалюминий стали высокоэффективными производствами благодаря инвестициям в размере 537,2 млн.долларов. Это же можно сказать о работе свинцово-цинковой отрасли. Именно эти отрасли сегодня одни из основных наполнителей бюджета страны. В дальнейшем бюджет все больше будет пополняться за счет выпуска готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, поступлений от малого и среднего бизнеса и развития обрабатывающих отраслей.

     Сами  по себе реформы в экономике могли  дать эффект только при условии изменения  отношения к собственности со стороны рядовых граждан, что и произошло в период приватизации жилья. Наделение собственностью привело к изменению менталитета населения. Упование на государство, патерналистская психология стали уходить в прошлое. Теперь ответственность за собственное жилье перешла к самим гражданам.

     Появилась необходимость в дальнейших преобразованиях  жилищно-коммунального хозяйства. Вместо казенных ЖЭКов ставка была сделана  на самоорганизацию населения в  лице кооперативов собственников квартир.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Макроэкономическая стабильность в РК