Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:50, реферат
Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).
1. Основы функционирования рынка.
Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).
Спрос на какой-либо
товар или услугу - это желание
и возможность потребителя
Важно заметить, что спрос характеризует не просто желание покупателя иметь этот товар, но и его способность заплатить за этот товар (т. е. возможность купить товар). Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.
Объем спроса на какой-либо товар или услугу - это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Цена спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.
Спрос - это одна
из сторон многомерного процесса рыночного
ценообразования. Характерные для
него причинно-следственные зависимости
имеют вид устойчиво
В западной экономической
литературе спросом называют то, что
связывает покупаемые блага с
теми "жертвами", которые приходится
делать для приобретения этих благ.
Поэтому разница между
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общест-ва в целом, т.е. государства, предприятий и населения.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обознача-ется буквой D (от англ. demand - спрос).
Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса.[9]
Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.[1]
В частности закон спроса выражает:
- обратную зависимость
между ценой и покупаемым
- постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньше количество товаров или услуг будет куплено потребителями. По рис.1 видно, что если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т. е. очевидна нехватка каких-либо товаров или услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т. е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.
Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую ползу, выгоду, удовлетворение.[3]
Кроме цены самого товара на спрос оказывает влияние множество других факторов. Учесть их всех очень трудно. Однако возможно выделить наиболее существенные:
- цены на товары-заменители;
- цены на дополняющие товары;
- доходы покупателей;
- мода, вкусы и предпочтения покупателей;
- реклама;
- сезонные изменения в спросе;
- ожидания покупателей.
Изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же цене. Спрос не бывает статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса.[9]
Увеличение спроса под воздействием неценовых факторов (рис.1) - это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж по той же, неизменяющейся, цене.
При уменьшении спроса (рис.2) кривая смещается влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами и выражается в снижении объема продаж при неизменяющейся цене за единицу товара.
Изменения спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров.
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение -это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Цена предложения - минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.
Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.[9]
Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения.[1]
Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Тот факт, что объем предлагаемых товаров увеличивается с ростом цены на него, объясняется стремлением производителей увеличить свою прибыль. Чем выше цена, тем больше у них стимулов для производства и продажи своего товара.[9]
Основным, ведущим фактором в законе предложения выступает цена. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.
По каждому
из великого множества товаров цена
свидетельствует о
Предложение товаров имеет вид кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумя переменными - ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на рынке (рис.2) .
Согласно закону предложения - при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.
Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение кривой в ту или иную сторону. Смещение кривых (рис.4) , означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:
- изменение цен на факторы производства;
- технический прогресс;
- сезонные изменения;
- налоги и субсидии;
- увеличение спроса на другие товары;
- цены на товары,
- которые производятся совместно с рассматриваемым товаром;
- ожидания производителей;
- реклама, маркетинг
Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке.[9]
Рыночное равновесие цен спроса и предложения
Рыночным процессом
ценообразования управляют
Совместим на одном графике линии спроса и предложения.
Как видно из рис.5, линии спроса и предложения пересекаются в одной точке (точка Е). В этой точке цен, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (QE).
QE=QS=QD
Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (PE).
PE=PS=PD
Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
Различают частичное и общее равновесие.
Частичное равновесие - равновесие на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства.
Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж.[9]
Понятие общего
равновесия разработано Вальрасом.
В его трактовке, это состояние,
при котором эффективное
Равновесие всей экономической системы в целом называется экономическим равновесием и проявляется в виде пропорциональности:
- между производством продукции и его потреблением;
- между вовлеченным в оборот ресурсами и их использованием;
- между предложением товара и их спросом;
- между материально-
Согласованность
данных пропорциональностей
Модели макроэкономического равновесия
Согласно рис. 5:
1. Горизонтальный (кейсианский) отрезок
2. Промежуточный отрезок
3. Вертикальный (классический) отрезок
Такой подход впервые сформулировал А. Смит. Его последователи экономисты неоклассики исходят из того, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов, причем возникающая иногда диспропорция разрешается на основе автоматического саморегулирования. Благодаря Смиту в экономике всегда достигается уровень производства при полной зан1.1 Виды денег: товарные, символические и кредитные деньги
Информация о работе Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках