Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
Актуальность работы состоит также в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Введение……………………………………………………………………….4
Теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета………………………………………………6
Характеристика, роль и классификация расходов государственного бюджета……………………………………………………………………………..6
Принципы планирования бюджетных расходов…………………….9
2. Анализ динамики расходной части государственного бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2010 годы………………………………..13
2.1 Динамика структуры расходной части государственного бюджета Республики Беларусь……………………………………………………………….13
2.2 Сравнительный анализ расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и Республики Беларусь…………………………………19
Направления оптимизации расходной части государственного бюджета………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………...29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2. Анализ динамики расходной части государственного бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2010 годы………………………………..13
2.1 Динамика
структуры расходной части государственного
бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………
2.2 Сравнительный анализ расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и Республики Беларусь…………………………………19
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...29
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Кроме того, в настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетному устройству и бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.
Тема данной
курсовой работы «Макроэкономическое
содержание, особенности и структура
государственных расходов в Республике
Беларусь». Эта тема весьма актуальна
на сегодняшний день, ведь здоровье
или болезненность
Актуальность работы состоит также в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Предметом исследования курсовой работы выступает государственный бюджет Республики Беларусь в сфере его расходной части за 2008 – 2010 годы.
Объектом исследования является анализ динамики расходной части государственного бюджета за три последних года.
Целью исследования этой работы является раскрытие сущности использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2010 годы и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
При анализе использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о бюджете республики Беларусь на 2008 – 2010 годы, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов, публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам.
В первой главе работы представлены понятие и экономическая сущность государственного бюджета, освещены теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета, определены основные направления их использования, рассмотрены принципы планирования бюджетных расходов.
Во второй главе приводится анализ состава, структуры, динамики расходной части республиканского бюджета, а также сравнительный анализ состава и структуры консолидированных бюджетов РБ и РФ.
В третьей главе рассмотрены основные направления совершенствования механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета Республики Беларусь.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой внутри государства. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.
[1]
Расходы государственного
бюджета – экономические отноше
В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что в зависимости от используемых критериев выделяют несколько бюджетных классификаций расходов.
Среди классических группировок расходов выделяют ведомственную, где расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств; предметную – в соответствии с видами учреждений; экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств – по предметам.
В целевой группировке расходы разбиваются в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами.
В классификации по функциональным признакам расходы разделены на социальные, обеспечения занятости, здравоохранения, транспорта и связи, внутренних дел, обороны. Они в свою очередь разбиты по категориям затрат: заработная плата, текущие расходы и пр.[3, с.100]
Министерством финансов для составления бюджета по программно-целевому методу разработана и утверждена программная классификация расходов бюджета, включающая все действующие в республике государственные и региональные программы, на выполнение которых расходуются бюджетные средства (постановление Министерства финансов от 31 декабря 2008 года № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь»). Программная классификация позволяет группировать расходы республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов по программам и подпрограммам.
Внедрение программной классификации дает возможность иметь полную информацию о количестве программ и их основных параметрах: объемах и источниках финансирования, сроках реализации, конкретных направлениях расходования бюджетных средств.[4]
Бюджетная классификация Республики Беларусь (далее - бюджетная классификация) является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанной на их экономической характеристике и обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов.
Бюджетная классификация включает:
Определение расходов бюджета можно найти в Бюджетном Кодексе Республики Беларусь (далее БК).
Расходы бюджета
- денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций
государства (статья 2 БК).
Расходы республиканского бюджета и местных
бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического
развития Республики Беларусь и соответствующей
административно-
Направления расходов (в зависимости от
уровня бюджета, из которого они финансируются)
определены статьями 44-47 БК, а конкретные
размеры устанавливаются законом о республиканском
бюджете на очередной финансовый год и
решениями местных Советов депутатов
о бюджете на очередной финансовый год.
Расходы бюджета, являются важной составной частью государственных расходов в целом и возникают в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
Конкретные виды бюджетных расходов
определяются рядом факторов: природой
и функциями государства, уровнем социально-экономического
развития страны, административно-
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие. Данная классификация получила свое закрепление в бюджетном законодательстве Республики Беларусь (ст. 39-40 БК).
Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.
Ст. 101 БК в русле исполнения бюджета выделяет кассовые и фактические расходы. Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами. Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 41 БК предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:
-расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;