Макроэкономическое содержание, особенности и структура государственных расходов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание

Актуальность работы состоит также в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
Теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета………………………………………………6
Характеристика, роль и классификация расходов государственного бюджета……………………………………………………………………………..6
Принципы планирования бюджетных расходов…………………….9

2. Анализ динамики расходной части государственного бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2010 годы………………………………..13
2.1 Динамика структуры расходной части государственного бюджета Республики Беларусь……………………………………………………………….13
2.2 Сравнительный анализ расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и Республики Беларусь…………………………………19

Направления оптимизации расходной части государственного бюджета………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 366.00 Кб (Скачать документ)

Расходы консолидированного бюджета в РБ по разделу «Физическая  культура, спорт, культура и средства массовой информации» в 2009 не изменялись, а в 2010 увеличились на 1,1 %. В РФ расходы по разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации » уменьшились на 0,2 % в 2009 году, и не изменились в 2010 году.

По разделу  «Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности»  в РБ  расходы увеличились на 0,2 %  в 2009 году и на 1,8 % в 2010 году. В  РФ расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличись на 0,1 % в 2009 году и уменьшились 0,1 % в 2010 году.

Ознакомившись с основными показателями расходной части государственного бюджета Республики Беларусь, с исполнением республиканского бюджета и консолидированного бюджета, а также рассмотрев расходы консолидированных бюджетов по основным разделам Республики Беларусь и Российской Федерации, можно сделать вывод, что…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

 

Политика государственных  расходов, как составной части  бюджетной политики, формируется  под воздействием следующих критериев:

  1. Приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;
  2. Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;
  3. Финансирование целевых государственных программ;
  4. Выполнение заключенных международных договоров и соглашений.

Вообще, смягчение  напряженности в бюджетно-налоговой сфере в долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами.

Целями бюджетной  политики в реальном секторе экономики  являются развитие конкурентных основ  деятельности в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных функции объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной экономики. [14, с. 26]

В Республике Беларусь разрабатываются различные методы и пути совершенствования государственного бюджета и в частности его расходной части, в большинстве случаев эти занимается Министерство финансов РБ.

Министерство  финансов Беларуси работает над внедрением новых механизмов финансирования бюджетных расходов. Основной идеей бюджетной реформы является повышение ответственности и свободы распорядителей бюджетных средств и переход от финансирования затрат к финансированию результата. Сегодня Минфин соизмеряет расходы бюджета со штатом работников, занятых в бюджетной сфере. Причем финансирование ведется четко по затратам каждого бюджетного учреждения.

При таком механизме  финансирования у руководителя бюджетного учреждения исчезает всякая заинтересованность в экономии бюджетных расходов. После оптимизации штата работников, внедрения новых энергосберегающих технологий производства сокращается база затрат. Соответственно для этого учреждения на следующий год сокращаются и объемы финансирования. В итоге существующая система стимулирует обратный процесс – наращивания затрат. Получается, что чем больше затраты в учреждении, тем большее финансирование для него предусматривают. Как известно, ресурсы бюджета сегодня ограничены. Поэтому в каждой бюджетной организации должны думать о развитии за счет внутренних резервов, оптимизации своих собственных затрат. И таких резервов достаточно много. В связи с этим, численность работников, занятых в бюджетной сфере, необходимо оптимизировать, при этом повысив качество работы в организациях бюджетного сектора. Минфин осуществляет серьезный постатейный контроль над целевым использованием бюджетных средств, фактически сужая свободу распорядителей этих средств. В дальнейшем мы намерены уйти от тотального финансового контроля и перейти к тотальному управленческому контролю. То есть руководитель бюджетной организации должен отвечать за качество оказанных этой организацией услуг, за эффективность использования полученных бюджетных средств». Сэкономив бюджетные средства, руководитель сможет перераспределить их на финансирование других задач, стоящих перед организацией. Также будет оцениваться качество предоставляемых бюджетных услуг, что должно отразиться на уровне зарплаты в бюджетной организации. Таким образом, Минфин будет переходить к стимулированию экономии бюджетных средств. [15, с.20]

Министерством финансов разработано постановление  «Об утверждении Инструкции о  порядке заполнения формы паспорта бюджетной программы и иных вопросах, связанных с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 668». Постановление и утверждаемая им инструкция являются практическим руководством для составления государственными заказчиками паспортов бюджетных программ. Порядок формирования и реализации программ в зависимости от вида имеет свои особенности. С целью систематизации работы над всеми бюджетными программами, проектами бюджетных программ , внедрения в бюджетный процесс программно-целевого метода разработаны форма паспорта бюджетной программы и механизм их использования в бюджетном процессе. Паспорт составляется по всем реализуемым за счет бюджетных средств программам, какой бы статус они не имели. Исключение составляют лишь программы, разрабатываемые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». [16, с. 3 – 13 ]

В начале 2010 года Министерство финансов Республики Беларусь обратилось к Всемирному банку с  просьбой предоставить рекомендации в  отношении возможных вариантов  проведения фискальных реформ по приоритетным направлениям бюджетной политики и их последовательности. В ответ на запрос Правительства была достигнута договоренность о проведении программного (двухэтапного) Обзора государственных расходов.

С учетом тенденций  экономического развития за последние три года необходима программа корректировки макроэкономической политики в сочетании с программой структурных реформ, включающей значительный бюджетно-налоговый компонент.

Правительству необходимо проводить строго упорядоченную стратегию макроэкономической корректировки в сочетании с надежной программой структурных реформ.

В данном программном  Обзоре государственных расходов (ОГР) предлагаются варианты мер бюджетно-налоговой  политики для одновременного решения  задач консолидации бюджета и структурных проблем, в значительной мере связанных с бюджетно-налоговой политикой. Данная программная работа преследует три цели. Во-первых, она направлена на определение возможных вариантов экономии средств по отдельным направлениям бюджета с тем, чтобы способствовать макроэкономической корректировке и одновременно оказать содействие в реализации структурных реформ в экономике. Во-вторых, она дает количественную оценку влияния мер по рационализации расходов на бюджет. В-третьих, в ОГР используется новый подход на основе системного объединения анализа влияния предлагаемых реформ на перераспределение и их социальных последствий, особенно в части воздействия на наиболее уязвимые слои населения.

С учетом предусмотренных  структурных изменений в программе расходов, воздействие данных реформ на бюджет будет выходить за рамки четырехлетнего расчетного периода. Запланированные пенсионные реформы будут способствовать переходу системы на устойчивый путь долгосрочного развития, смягчая последствия демографических изменений. Реформирование тарифов на коммунальные услуги  и рационализация субсидирования сельскохозяйственных предприятий, несмотря на некоторое увеличение давления на расходную часть в краткосрочной перспективе в связи с ростом цен на энергоносители, также приведут к восстановлению долгосрочной финансовой жизнеспособности этих секторов. В целом, такое

реформирование  расходной части бюджета позволит сократить размер государственного сектора, обеспечив устойчивое с точки зрения бюджета сокращение налоговой нагрузки при сохранении необходимого объема средств для осуществления государственных капитальных вложений и защиты уязвимых групп населения от негативных последствий кризиса. [17, с. 11 – 12 ]

Ознакомившись с данными статьями можно сделать  такое заключение, что в Республике Беларусь постоянно разрабатываются пути совершенствования государственного бюджета, а также пути оптимизации расходной части государственного бюджета, что имеет большое значение для сложившейся экономической ситуации в нашей стране в настоящее время.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе на тему: «Макроэкономическое  содержание, особенности и структура  государственных расходов в РБ», исследован государственный бюджет в сфере его расходной части  за 2008 – 2010 годы, а именно были освещены:

  • теоретические основы организации расходной части государственного бюджета;
  • проведен анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2010 годы;
  • определены основные направления совершенствования механизма использования бюджетных средств.

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующие  заключения:

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам.

Расходы бюджета  – затраты, возникающие в связи  с выполнением государством своих  функций.

Источниками финансирования расходов государственного бюджета  являются доходы государственного бюджета.

В любом государственном  образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. В зависимости от используемых критериев выделяют несколько бюджетных классификаций расходов.

Планирование бюджетных  расходов осуществляется на этапе составления  проекта бюджета органами исполнительной власти.

Сопоставление доходов  государственного бюджета с его  расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита –  показателя, применяемого международными финансовыми организациями для  оценки финансового состояния страны.

Основные задачи в  области бюджетных расходов:

  • сократить число целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  • снизить расходы на содержание государственного аппарата;
  • развить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
  • повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских работах в сфере ВПК;
  • снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
  • усилить контроль за использованием бюджетных средств;
  • обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Анализ расходной части  бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2010 годы показал особенности и структуру государственных расходов в РБ.

Внесены определенные предложения  по совершенствованию организации  расходов государственного бюджета  в Республике Беларусь.

Решение существующих проблем в области расходов республиканского бюджета, может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Информационный бизнес портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.market-pages.ru/budsyst/6.html. - Дата доступа 23.10.2011.
  2. Тетерина, Л. М. Государственный бюджет: Учеб. – метод. комплекс. / Л. М. Тетерина; Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 216 с.
  3. Головачев, А.С.         Макроэкономика / Головачев А.С., Головачева И.В. – 2-е стер. изд. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с.
  4. Официальный  сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов РБ, 2000 – 2011. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/index/. – Дата доступа: 17.10.2011.
  5. О бюджетной классификации Республики Беларусь: закон Республики Беларусь, 5 мая 1998 г. № 158-3: одобр. Советом Республики 17 апреля 1998 года (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 № 189-3)
  6. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Республики 28 июня 2008 г.: текст по состоянию на февраль 2010г.
  7. Финансы: учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 317 с.
  8. О  бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Республики Беларусь, 26.12.07, № 303-3
  9. О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь, 13.11.08, № 450-3
  10. О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь, 29.12.09, № 73-3
  11. Муха, А. Варианты модернизации бюджетной системы Беларуси на современном этапе / А. Муха // [Электронный ресурс]. - 2011. - / BusinessForecast.by. – Режим доступа: http://www.businessforecast.by/partners/publication/426/. Дата доступа: 04.10.2011.
  12. Беларусь и Россия. 2010: Стат.сб./Росстат, Белстат, Постоянный Комитет Союзного государства. - М., Росстат, 2010.- 194с.
  13. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический раздел. – 2009-2011. – Режим доступа:  http://info.minfin.ru/kons_rash.php. Дата доступа: 08.11.2011.

Информация о работе Макроэкономическое содержание, особенности и структура государственных расходов в Республике Беларусь