Макроэкономическое содержание, особенности и структура государственных расходов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание

Актуальность работы состоит также в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
Теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета………………………………………………6
Характеристика, роль и классификация расходов государственного бюджета……………………………………………………………………………..6
Принципы планирования бюджетных расходов…………………….9

2. Анализ динамики расходной части государственного бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2010 годы………………………………..13
2.1 Динамика структуры расходной части государственного бюджета Республики Беларусь……………………………………………………………….13
2.2 Сравнительный анализ расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и Республики Беларусь…………………………………19

Направления оптимизации расходной части государственного бюджета………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 366.00 Кб (Скачать документ)
  • бюджетные ссуды, бюджетные займы;
  • бюджетные кредиты;
  • расходы на обслуживание долговых обязательств;
  • другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством (ст. 41 БК).

В рамках вышеуказанных форм ст. 44-47 БК определяет функциональные виды расходов, финансируемых из республиканского бюджета, из областных бюджетов, из бюджетов базового и первичного уровней и из бюджета г. Минска.

В соответствии со ст. 42 БК в расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, а в расходной части местных бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов. [6]

 

    1. Принципы планирования бюджетных расходов

 

Планирование  бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта  бюджета органами исполнительной власти. При рассмотрении законопроекта  органом представительной власти в  него вносятся корректировки.

Исходным пунктом  бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году. В краткосрочном периоде доходы более инерционны, чем расходы. Если расходы полностью подконтрольны государству, то большинство доходных статей зависит от внешних условий, на которые государство может влиять лишь опосредованно. К таким условиям относятся объем ВВП, темпы экономического роста, размер налоговой базы. В сфере прямого государственного регулирования находятся ставки налогов, порядок и условия их взимания. Однако, возможности их оперативного изменения также ограничены, поскольку это требует законодательной процедуры.

Именно поэтому  при рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете на первом этапе рассматривается общий объем доходов и расходов бюджета, а затем - распределение расходов по отдельным статьям.

Для того, чтобы  обеспечить реализацию стратегических целей государства, план бюджетных  расходов на очередной год должен составляться как часть более  долгосрочной программы и обязательно  учитывать ее приоритеты.

С этой целью  одновременно с составлением проекта  бюджета на очередной год Министерством  финансов разрабатывается перспективный  финансовый план - среднесрочный документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Основой для формирования перспективного финансового плана является среднесрочный (на 3-5 лет) прогноз социально-экономического развития страны, региона или муниципального образования, а также бюджет на текущий год. В отличие от бюджета, финансовый план законодательно не утверждается. Его задача - быть ориентиром при выработке финансово-бюджетной политики, обеспечивать комплексность прогнозирования финансовых последствий реформ, программ и законов с учетом долгосрочных тенденций развития страны.

При планировании структуры бюджетных расходов на очередной год первым шагом является их распределение по статьям функциональной классификации. Эта классификация отражает направление финансов на выполнение основных функций государства.

С аналитической  точки зрения она представляет наибольший интерес, поскольку определяет приоритеты государственной политики, отражает цели и потребности, которые должны обеспечить государственные расходы. Составление функциональной структуры расходов, в связи с особой значимостью, не может быть полностью передано исполнительной власти. В этом процессе обязательно участие представительных органов власти, которые обеспечивают учет общественных предпочтений при разработке бюджета.

Структура расходов по ведомственной классификации  является объемным приложением к закону о республиканском бюджете. Эта классификация является многоуровневой.

Определение ведомственной  структуры в большей степени, чем функциональная классификация, находится в ведении исполнительной власти. Задачей правительства является распределение средств между подчиненными ему министерствами, ведомствами и другими учреждениями, чтобы наиболее эффективно обеспечить выполнение тех приоритетов, которые закреплены в функциональной классификации. По представлению главных распорядителей средств бюджета правительство может вносить изменения в структуру расходов в ходе исполнения бюджета. Эти полномочия закрепляются за ним бюджетным законодательством, в том числе и законом о бюджете на очередной год.

Составленный  прогноз предельных объемов бюджетного финансирования направляется Министерством  финансов главным распорядителям средств республиканского бюджета. На этой основе каждый бюджетополучатель составляет смету своих расходов. Смета является финансовым планом бюджетного учреждения. В соответствии с Бюджетным кодексом РБ, бюджетные учреждения имеют право расходовать бюджетные средства исключительно на следующие цели:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с республиканскими законами и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РБ;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных контрактов.

Расходование  бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Сведение смет всех бюджетополучателей в рамках одного бюджета, которое осуществляет Министерство финансов, дает экономическую структуру расходов. Экономическая классификация предусматривает деление расходов на две большие группы - текущие и капитальные.

В структуре  расходов государственного бюджета  могут предусматриваться так называемые защищенные статьи. Это статьи расходов, объем финансирования по которым не может быть сокращен в процессе утверждения или исполнения бюджета. Такие расходы возникают в результате принятия законодательных актов, предполагающих осуществление бюджетных расходов, таких как законы о предоставлении льгот или социальных пособий определенным категориям граждан.

Законом установлен перечень расходов, финансируемых исключительно  из региональных и местных бюджетов, а также расходы, совместно финансируемые за счет бюджетов разных уровней.[6; 7, с. 64 – 71]

Ознакомившись с основными теоретическими аспектами  организации расходной части  государственного бюджета, рассмотрев бюджетную классификацию РБ, а  также изучив нормативно-правовую базу, регулирующую порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны и принципы планирования бюджетных расходов, можно сделать вывод, что функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Министерством финансов для составления бюджета по программно-целевому методу разработана и утверждена программная классификация расходов бюджета, включающая все действующие в республике государственные и региональные программы, на выполнение которых расходуются бюджетные средства. Классификация расходов получила свое закрепление в Бюджетном Кодексе Республики Беларусь. В РБ для эффективного функционирования экономики осуществляется планирование бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2008 – 2010 ГОДЫ

 

 

2.1 Динамика  структуры расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 

 

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. При этом экономическое  значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.

В Республике Беларусь ежегодно издается закон о республиканском  бюджете и является основным планом распределения государственных средств на протяжении года.

В соответствии с Законом РБ от 26 декабря 2007г. № 303-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», республиканский бюджет на 2008 год по расходам утвержден в сумме 40 342 173 851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38 152 173 851 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год в сумме 2 190 000 000 тыс. рублей. [8]

В соответствии с Законом РБ от 13 ноября 2008 г. № 450-3 «О республиканском бюджете на 2009 год», республиканский бюджет на 2009 год по расходам утвержден в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в сумме 2 800 000 000 тыс. рублей. [9]

В соответствии с Законом РБ от 29 декабря 2009 г. № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год», республиканский бюджет на 2010 год по расходам утвержден в сумме 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год в сумме 2 700 000 000 тыс. рублей.[10] Данные представлены на рисунке 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2.1 – Прогнозируемые объемы расходов, доходов и дефицита республиканского бюджета РБ на 2008 – 2010 годы

Источник: разработано автором на использовании материалов источников [8; 9; 10]

На  современном этапе в Беларуси отмечается низкий уровень эффективности  использования бюджетных средств  наряду с относительно невысоким  качеством государственных услуг  в целом. При этом операции органов государственного управления, связанные с движением бюджетных денег, являются непрозрачными, что способствует сохранению высокого уровня коррупции в государственном секторе.

В свою очередь, избыточная численность занятых  в бюджетной сфере составляет, по меньшей мере, 20-25%.

Кроме того, отличительной особенностью бюджетной  системы Беларуси в последние  годы является наличие значительного  скрытого дефицита, финансируемого за счет квазифискальных операций Национального  банка и государственных банков, то есть, по сути, за счет денежной эмиссии. В результате без учета финансовой поддержки со стороны центрального банка консолидированный бюджет органов государственного управления в 2008 – 2010 гг. является устойчиво дефицитным, что и послужило одной из причин текущего экономического кризиса в стране.

Ознакомимся с  исполнением  республиканского бюджета за 2008 – 2010 гг.

За январь-декабрь 2008 года доходы республиканского бюджета  составили 49,0 трлн. рублей, или 105,7 процента годового плана.

Доходы республиканского бюджета за январь - декабрь 2009 года сложились в сумме 46,8 трлн. рублей (102,5 процента уточненного годового плана).

Доходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года по предварительной информации сложились  в сумме 30,3 трлн. рублей, или 101,2 процента уточненного годового плана

Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2008 года составили 48,1 трлн. рублей, или 96,7 процента годового плана.

Из них расходы  на общегосударственную деятельность составили 12,1 трлн. рублей (96,0 процента), национальной экономики – 14,5 трлн. рублей (96,6 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 17,7 трлн. рублей (97,4 процента).

Превышение  доходов над расходами республиканского бюджета за 2008 год составило 925,7 млрд. рублей трлн. рублей за счет опережающего поступления доходов, мер бюджетной  политики, направленных на экономию бюджетных  средств и неполного освоения распорядителями средств предусмотренных им плановых назначений.

Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составили 46,3 трлн. рублей (99,5 процента уточненного  годового плана).

Из них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 20,3 трлн. рублей (98,3 процента), национальной экономики - 13,5 трлн. рублей (97,4 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 8,7 трлн. рублей (106,1 процента).

Профицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составил 492,5 млрд. рублей.

Расходы республиканского бюджета  за январь-декабрь 2010 года по предварительной  информации составили 34,3 трлн. рублей, или 98,7 процента уточненного годового плана.

Из них расходы на общегосударственную  деятельность составили 14,3 трлн. рублей (99,0 процента), национальной экономики  – 8,7 трлн. рублей (97,3 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 6,7 трлн. рублей (99,6 процента).

Дефицит республиканского бюджета  за январь-декабрь 2010 года составил – 4,0 трлн. рублей.

Рассмотрим расходы консолидированного бюджета за последние три года.

Информация о работе Макроэкономическое содержание, особенности и структура государственных расходов в Республике Беларусь