Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
Актуальность работы состоит также в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Введение……………………………………………………………………….4
Теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета………………………………………………6
Характеристика, роль и классификация расходов государственного бюджета……………………………………………………………………………..6
Принципы планирования бюджетных расходов…………………….9
2. Анализ динамики расходной части государственного бюджета Республики Беларусь за 2008 – 2010 годы………………………………..13
2.1 Динамика структуры расходной части государственного бюджета Республики Беларусь……………………………………………………………….13
2.2 Сравнительный анализ расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и Республики Беларусь…………………………………19
Направления оптимизации расходной части государственного бюджета………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………...29
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.
В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.
В условиях сокращения
доходов консолидированного бюджета
в 2009 году по сравнению с 2008 годом
были ограничены расходы бюджетных
организаций на оплату услуг транспорта,
связи, закупок для текущей
В 2009 году были
сокращены расходы на приобретение
товаров длительного
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2% из расходов республиканского бюджета и 47,8% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 65,7%.
Доходы республиканского бюджета за 2009 год с учетом Фонда социальной защиты населения составили 46 818,8 млрд. рублей, расходы – 46 326,2 млрд. рублей, профицит – 492,6 млрд. рублей (0,4% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Расходы консолидированного
бюджета в разрезе
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта.
В расходах консолидированного
бюджета в 2010 году в разрезе экономической
классификации преобладали
За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.
Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.
Более трети (38,9%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.
В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.
В 2010 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.
В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
2.2 Сравнительный анализ расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и Республики Беларусь
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в Беларуси - республиканского и местных бюджетов.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации включают бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В России при составлении проектов и исполнении бюджетов всех уровней начиная с 1995 г. используется единая бюджетная классификация Российской Федерации.
В 2005 г. Россия и в 2007 г. Республика Беларусь перешли на новые бюджетные классификации.
Доходы бюджета Российской Федерации – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.
К доходам бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Доходы бюджетов Республики Беларусь образуются за счет налоговых доходов, взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Расходы бюджета в Республике Беларусь - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы бюджета Российской Федерации - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы на социально-культурные мероприятия – расходы на образование, культуру, кинематографию, средства массовой информации, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную политику.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. [12, с.139]
Рассмотрим расходы консолидированного бюджета России и Беларуси за 2008, 2009 и 2010 годы.
Расходы консолидированного бюджета в Республике Беларусь в 2008 году профинансированы в сумме 63 811,3 млрд. рублей. В Российской Федерации эта сумма составила 14 157,03 млрд. рублей. За 2009 год в РБ расходы консолидированного бюджета профинансированы в сумме 63 766,0 млрд. рублей. В РФ в этом году они составили 16 048,34 млрд. рублей. Те же показатели за 2010 год в РБ составили 52 980,8 млрд. рублей, а в РФ 17 301,00 млрд. рублей.
Удельный вес расходов в РБ в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2 %, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Удельный вес расходов в РФ в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,4 %, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 2,8 процентных пункта. Можно заметить, что по данному разделу за 2008 и 2009 годы расходы консолидированного бюджета РБ и РФ не имеют существенных отличий.
В 2010 году удельный вес расходов по разделу «Социальная политика» в РБ составил 9,3 %, сократившись на 19,9% по сравнению с предыдущим годом. В РФ удельный вес расходов по данному разделу составил 35,7 %, увеличившись на 6,3 % процентных пункта. Можно заметить, что в 2010 году разница между расходами в РБ и РФ по разделу «Социальная политика» оказалась достаточно велика. Эти показатели более наглядно представлены на рисунках 2.2 и 2.3.
Рисунок 2.2 – Структура расходов консалидированного бюджета Республики Беларусь за 2008, 2009 и 2010 годы
Источник: разработано автором на использовании материалов источника [4]
Рисунок 2.3 - Структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и на 2008, 2009 и 2010 годы
Источник: разработано автором на использовании материалов источника [13]
В РБ в целом
за три года по разделу «Здравоохранение»
наблюдается увеличение доли расходов
на 0,5 % в 2009 году и на 3,8 % в 2010 году.
В РФ по разделу «Здравоохранение, физическая
Похожая ситуация сложилась и с расходами по разделу «Образование» в РБ они увеличились на 0,2 % в 2009 году и на 5,1 % в 2010 году. В РФ расходы по данному разделу сократились на 0,7 % в 2009 году и на 0,2 % в 2010 году.
Аналогичная ситуация произошла с расходами по разделу «Жилищно-коммунальные услуги»: в РБ они увеличивались, в РФ – уменьшались на протяжении последних трех лет.
Удельный вес расходов в РБ в целом по разделу «Национальная экономика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 25,7 %, уменьшившись по сравнению с 2008 годом на 0,1 процентный пункт, в 2010 расходы этого раздела уменьшились на 2,3 процентных пункта. Удельный вес расходов в РФ в целом по разделу «Национальная экономика» в 2009 году составил 17,3 %, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 1,3 % и уменьшившись в 2010 году на 3,9 процентных пункта.
По разделу «Общегосударственные расходы» в РБ в 2009 году расходы составили 12,6 %, по сравнению с 2008 они уменьшились на 4,2 процентных пункта, и увеличили на 6,6 % в 2010 году. В РФ расходы консолидированного бюджета по разделу «Общегосударственные вопросы» в 2009 году составили 8,2 %, по сравнению с 2008 они уменьшились на 0,9 %, а в 2010 году увеличились на 0,1 %.
В РБ расходы по разделу «Охрана окружающей среды» уменьшились на 0,2 % в 2009 году, и увеличились на 0,3 процентных пункта в 2010 году. В РФ расходы данного раздела на протяжении трех лет оставались неизменными.