Малое предпринимательство, его функции и место в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание

В заключение можно сделать основные выводы, ради которых проводилось исследование.
Во-первых, необходимо отметить, что существующая в настоящее время в России налоговая система носит фискальный характер, что отрицательно сказывается на развитии малого бизнеса. Как показывает мировая практика, наиболее благоприятными налоговыми ставками для малых предприятий являются ставки в размере 20-32 % всех налоговых поступлений. Но в России действует, так называемый, эффект «кривой Лаффера». Он выражается в том, что при повышении налоговых ставок выше 45-50 % налоговые поступления в бюджет перестают расти и даже резко сокращаются, так как предпринимателю не под силу платить такие налоги. Непомерно высокие ставки налога на прибыль, на добавленную стоимость, налога на имущество и других обязательных платежей, сборов и пошлин негативно сказываются на развитии малого и среднего предпринимательства.
Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Не смотря на то, что в стране и в РТ в частности действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге.

Содержание

1. Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.
1.4.1 Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1 Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3 Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы, пути решения.

Работа состоит из  1 файл

мп3.doc

— 697.50 Кб (Скачать документ)

Ниже приводится краткая  характеристика отдельных организационно-правовых форм коммерческих организации как  субъектов предпринимательской деятельности.

Полным товариществом  признается товарищество, участники  которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором  занимаются предпринимательской деятельностью  от имени товарищества и несут  ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ). Участниками полного товарищества могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица как коммерческие организации. Однако одно лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Управление полным товариществом осуществляется по общему согласию всех его участников; каждый участник полного товарищества имеет  один голос Важной особенностью полного  товарищества является положение о том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество. Полученные полным товариществом прибыль и убытки распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников; не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках.

Полное  товарищество не играет существенной роли в  экономике. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 1998 г. функционировало  всего 2899 полных товариществ, что составляет 0,32% всех хозяйственных товариществ и обществ. [32]

Товариществом на вере (коммандитным) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими  от имени товарищества предпринимательскую  деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Главной особенностью коммандитного  товарищества является статус полных товарищей, участвующих в  деятельности товарищества. Положение полных товарищей определяется правилами ГК РФ о полном товариществе, то есть все права и обязанности полных товарищей вытекают из законодательства о полном товариществе. Так, все полные товарищи подписывают учредительный договор о создании товарищества на вере, управляют им, несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Вкладчики же не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества. Однако в соответствии с ГК РФ и учредительным договором вкладчики несут обязанности и имеют права, как и полные товарищи в товариществе на вере.

Участниками товарищества на вере могут быть в качестве полных товарищей  индивидуальные предприниматели  или коммерческие организации, а в  качестве вкладчиков - граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере, если иное не предусмотрено законом, однако финансируемые собственниками учреждения могут быть вкладчиками в товариществе на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное  одним или несколькими  лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью могут  быть граждане и юридические  лица. Государственные  органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено законом.

Учредительными  документами ООО  являются учредительный  договор, подписанный  его учредителями, и утвержденный ими  устав. Если ООО учреждается  одним лицом, его учредительным документом является утвержденный им устав.

Важное  значение для успешного  функционирования ООО  имеет формирование уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов  его участников; он определяет минимальный  размер имущества общества, гарантирующего интересы кредиторов. Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством.

Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал  которой разделен на определенное число  акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. АО может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208ФЗ и ГК РФ.

Учредителями  акционерного общества могут быть граждане (физические лица) и (или) юридические  лица, принявшие решение  о его учреждении. Решение об учреждении АО принимается учредительным собранием. Число учредителей открытого АО не ограничено, а закрытого АО не может превышать 50 чел. Акционерное общество может быть создано одним лицом, которое принимает решение о создании АО единолично. Однако АО не может быть учреждено другим хозяйственным обществом, которое состоит из одного лица. Решение об учреждении АО принимается учредителями единогласно.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут  выступать учредителями АО, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с законодательством  акционерное общество может быть открытым и закрытым, что  должно отражаться в  уставе АО и фирменном  наименовании. Акционеры  открытого акционерного общества могут отчуждать  принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого АО. Открытое АО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу в соответствии с Федеральным законом РФ об АО, ГК РФ (ст. 99) и иными нормативными актами РФ. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц.

Акционерное общество имеет право  выпускать обыкновенные, а также один или  несколько типов  привилегированных  акций, номинальная  стоимость последних  не должна превышать 25% уставного капитала АО. При учреждении акционерного общества его акции должны быть размещены среди учредителей. Все акции общества являются именными. К моменту государственной регистрации не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено.

Акционерное общество в соответствии с уставом и законодательством РФ о ценных бумагах может размещать облигации и иные ценные бумаги. Номинальная стоимость всех выпускаемых обществом облигаций не должна превышать уставный капитал АО либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций. Облигации могут быть именными или на предъявителя.

Высшим  органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, которое  должно проводиться  ежегодно (годовое  общее собрание акционеров).

Анализируя гражданское законодательство и практику функционирования субъектов рыночной экономики в отдельных развитых странах, можно привести следующие организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1.3.1).

Таблица 1.3.1

Основные организационные формы субъектов малого бизнеса.

 
Страна Организационно-правовые формы предприятий  
Великобритания индивидуальное предприятие  ассоциированные владельцы компании с ограниченной ответственностью  
Франция индивидуальное предприятие  акционерная компания товарищество с ограниченной ответственностью  
США единоличное владение товарищество корпорация  
Германия индивидуальная трудовая деятельность партнерство (общее и  ограниченное) малые акционерные  общества  
     

Как видно из таблицы, наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства является индивидуальное предприятие. С введением в действие первой части ГК. РФ индивидуальные (семейные) частные предприятия (ИЧП) в России не создаются.

Как показывает практика, преимуществами этой организационно-правовой формы коммерческих организаций являются:

-полная  самостоятельность,  свобода и оперативность  действий, не требующая  для принятия решений  получения согласия  партнеров;

-максимум  побудительных мотивов.  Все доходы поступают к единому владельцу предприятия, поэтому он заинтересован в упорной работе, в тщательном собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, увеличении объемов продаж;

-конфиденциальность  деятельности, поскольку  в некоторых сферах  бизнеса производственные секреты и специальная технология являются главным капиталом фирмы, а единоличное владение дает возможность сохранить в тайне секрет предприятия.

Но  наряду с достоинствами  этой организационной  формы ей свойственны  и недостатки, к  которым относятся:

-ограниченность  привлечения значительных  финансовых средств;

-неограниченная (полная) имущественная ответственность  за долги в случае  банкротства;

-недоверие  со стороны государственных  учреждений и крупных  предприятий;

-слабость  управления. Обычно  владелец является управляющим по всем вопросам: экономическим, финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам, продаже и др. Как правило, владельцам не хватает профессиональных знаний и опыта менеджмента;

-трудность  в получении кредита;

-высокий  уровень банкротства (в США ежегодно разоряются около 50% из вновь созданных фирм).

По  данным Госкомстата  РФ, число индивидуальных (семейных) частных предприятии  с использованием наемного труда составляло (на 1 января) в 1995г. - 242 036, а в 1996 г. - 268 103 предприятия, причем в 1996 г. ИЧП составили 14,5% всей численности коммерческих организаций и 11,9% всего числа предприятий и организаций, функционирующих в экономике

страны. [12]

1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств.

Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие  на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации  субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими. [32]

Важное значение для  развития предпринимательства имело  принятие и введение в действие закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» от 25 декабря 1990 г., который  после введения в действие первой части ГК РФ утратил силу (кроме ст. 34 и 35). В данном законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти.

С 1 января 1995 г. введена  в действие первая часть ГК РФ, который с определенными оговорками можно назвать экономической конституцией. ГК РФ устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (к сожалению, ГК РФ не разрешено далее создавать индивидуальные (семейные) частные предприятия, но зато расширены права физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

Большую роль в развитии малого предпринимательства в стране сыграло постановление Правительства РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР», в котором были определены критерии отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по отдельным отраслям экономики), впервые было предусмотрено применение для малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной амортизации основных фондов, принадлежащих малым предприятиям. [1]

Информация о работе Малое предпринимательство, его функции и место в рыночной экономике