Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:56, курсовая работа
В заключение можно сделать основные выводы, ради которых проводилось исследование.
Во-первых, необходимо отметить, что существующая в настоящее время в России налоговая система носит фискальный характер, что отрицательно сказывается на развитии малого бизнеса. Как показывает мировая практика, наиболее благоприятными налоговыми ставками для малых предприятий являются ставки в размере 20-32 % всех налоговых поступлений. Но в России действует, так называемый, эффект «кривой Лаффера». Он выражается в том, что при повышении налоговых ставок выше 45-50 % налоговые поступления в бюджет перестают расти и даже резко сокращаются, так как предпринимателю не под силу платить такие налоги. Непомерно высокие ставки налога на прибыль, на добавленную стоимость, налога на имущество и других обязательных платежей, сборов и пошлин негативно сказываются на развитии малого и среднего предпринимательства.
Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Не смотря на то, что в стране и в РТ в частности действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге.
1. Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития. Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
1.3 Субъекты малого предпринимательства.
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.
1.4.1 Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно развитых странах.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
2.1 Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
2.2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
2.3 Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы, пути решения.
Президент США ежегодно делает доклад Конгрессу о положении малого бизнеса. Конгресс США утверждает разнообразные программы помощи развитию мелкого бизнеса. Такие программы имеют также различные правительственные ведомства (Министерство торговли, сельского хозяйства, и т.д.). Бизнесменам помогают информацией, обучением, консультированием.
Следующие федеральные
организации принимают участие
в программах по развитию экспорта
малых предприятий и являются
участниками Координационного комитета
по развитию торговли: Торговая палата
США, Департамент сельского
Большое внимание уделяется малому бизнесу на региональном уровне.
Так, например, в 1983 г. при Уэйнском университете штат Мичиган создан Центр развития малого бизнеса для реализации программ по консультации, обучению, исследованию и правовой защите малого бизнеса.
Цель этой федеральной / местной программы, которая имеет законодательную основу и, руководство которой осуществляется совместно с Администрацией малого бизнеса США, определена следующим образом:
- обеспечить последовательное консультирование малых фирм в штате Мичиган через 13 региональных отделений;
- разработать и реализовать практические обучающие программы по проблемам малого бизнеса;
- изучить специфические проблемы малого бизнеса в штате Мичиган;
- представлять интересы
малого бизнеса по вопросам
правовой защиты совместно с
другими общественными и
В соответствии с законодательством кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Такой же порядок предусмотрен при страховании субъектов малого предпринимательства.
Важное место в
механизме поддержки
В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» говорится, что государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организации, а также для проведения организационных или публичных мероприятий, связанных с поддержкой малого предпринимательства.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
2.1 Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны
Развитие предпринимательства в городе Набережные Челны берет свое начало с 1987 года.
За короткий срок в городе было создано 900 кооперативов, большинство из них объединились в городскую ассоциацию, и тогда впервые в России в Набережных Челнах был проведен съезд кооператоров России.
Для города Набережные Челны вопросы развития предпринимательства имеют особо важное значение, т.к. до начала развития предпринимательства в городе 97% основных средств материального производства города принадлежали лишь двум производствам - ОАО «КамАЗ» и АО «КамГЭСэнергострой». Пожар, который произошел в 1993г. на заводе двигателей ОАО «КамАЗ», не мог не отразиться на экономике города. Резко сократился объем производства ОАО «КамАЗ», на предприятиях стройиндустрии. В связи с сокращением заказов ОАО «КамАЗ» - основного заказчика строительных работ, значительно снизились объемы на предприятиях строительного комплекса. Как следствие, снижение поступлений в бюджет города от этих предприятий.
Но город смог пережить последствия пожара, и в первую очередь, благодаря заранее продуманной политике развития предпринимательства.
Большой промышленно-экономический
потенциал, энтузиазм молодых
За все эти годы Администрацией города проделана большая, целенаправленная работа по реализации государственной политики в области содействия становлению, развитию и укреплению предпринимательского сектора экономики города.
Мэром города за 3 года принято 27 постановлений и осуществлена практическая работа по их реализации, направленная на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса, а также на стабилизацию социально-экономического развития города, обеспечение занятости и сохранение жизненного уровня населения.
В целях повышения эффективности развития предпринимательства мэром города утверждена «Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Набережные Челны на 1998-2000 годы».
Принятые в рамках постановлений и программы меры в значительной степени способствовали активизации деятельности предпринимательских структур города. Если в 1995 году количество малых и средних предприятий уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 198 единиц, то в 1996 году отмечено увеличение их количества на 333 единицы. За три года прирост составил 1005 предприятий. На 01.01.99г. число зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса составляет 6487. В то же время в сравнении с 1.01.96г. число предпринимателей без образования юридического лица увеличилось к 1.01.99г. с 19643 до 26561.
На сегодняшний день львиная доля предприятий - около 60% - заняты торгово-посреднической деятельностью, 14% - промышленным производством, 10% - строительством, 8% - сервисом.
Если доля поступлений в бюджет города от предприятий малого и среднего бизнеса в 1992г. составляла 11% и численность работающих на них - 19,5 тыс. человек, то в 1998г. доля малого и среднего предпринимательства в секторе экономики города составляет 30%, а численность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса - около 70 тысяч человек это 33% работающего населения города.
Мэром города принято постановление от 16.02.1996г. № 334 «О мерах по дальнейшему развитию предпринимательства в городе Набережные Челны», в соответствии с которым начато предоставление льгот по уплате налогов в бюджет города различным категориям действующих предприятий на 1 год, а вновь созданным предприятиям малого и среднего бизнеса на первые три года их работы, независимо от вида деятельности, а также их освобождение от единовременной платы за землю.
Гибкая система предоставления налоговых льгот распространилась и на некоторые убыточные предприятия, которые подлежат оздоровлению, а также для решающих проблему занятости молодежи, инвалидов, матерей-одиночек, многодетных матерей и других категорий населения, нуждающихся в социальной защите. Всего за 1996-98гг. было предоставлено льгот 446-ти вновь созданным предприятиям на сумму 12256,3 тыс. руб.
1996 | 1997 | 1998 | Итого | ||
Количество
вновь зарегистри-
рованных предприятий |
519 | 659 | 369 | 1547 | |
Количество предприятий, получивших льготы | 73 | 181 | 192 | 446 | |
Сумма льгот,
тыс.руб.
(*-с учетом деноминации цен) |
200,000* | 5147,300* | 6909,900 | 12256,3 | |
Количество рабочих мест, созданных по условиям предоставления льгот | 967 | 1527 | 4521 | 7015 | |
Кроме средств местного бюджета было выделено 1,5 млрд. рублей в 1996г. Республиканским Фондом финансовой поддержки предпринимательства предпринимателям города, хотя в последующие годы такой помощи не было оказано. Поэтому мэрией города выделено 10 млн. руб. бюджетных средств в качестве товарного кредита и отработан механизм его предоставления через городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства для инвестирования бизнес проектов предприятий малого и среднего бизнеса.
Кроме того, администрация города предоставляет льготы предпринимателям без образования юридического лица. В республике принято решение о лицензировании данной деятельности, а в Набережных Челнах предприниматели уступают 50% стоимости лицензии, благодаря чему в городе появилось около 23000 предпринимателей без образования юридического лица.
В 1998г. предпринимательскими структурами выпущено продукции и оказано услуг на 3050,1 млн. рублей, что составляет 101% к уровню прошлого года. В том числе в промышленности выпущено продукции на 700 млн. рублей, или 14% от общего объема промышленной продукции по городу. В строительстве выполнено подрядных работ на 163,9 млн. рублей, или 21,7% от общего объема подрядных работ по городу. В торговле реализовано товаров на 1518,2 млн. рублей или 47,4% от общего объема товарооборота по городу. В прочих отраслях - 668 млн. рублей, или 39,5% от общего объема оказанных услуг по городу.
В целях оказания более весомой поддержки развитию предпринимательства в городе, мэром города в январе 1996г. создано управление развития предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. Для обеспечения действенной и оперативной связи городских органов с предпринимателями города и привлечения предпринимателей для принятия необходимых решений в области развития предпринимательства, в этом же году на Активе предпринимателей избран Совет предпринимателей при мэре города. С 1996 года проводилась целенаправленная работа по созданию инфраструктуры по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
За эти годы созданы:
1. Городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства, зарегистрированный постановлением мэра города № 1652/5 от 16.09.1997г.
Фонд создан для финансирования мероприятий по развитию малого предпринимательства и инвестирования на конкурсной основе проектов, разработанных предпринимателями. Фонд является некоммерческой организацией.
2.
Региональное
3. Научно-производственное некоммерческое партнерство «Технопарк Прикамья», созданное в 1996г. постановлением мэра города №2533/4 от 20.11.1996г.
Основные
направления работы
регионального
реализация программы обучения по организации НИОКР руководителей предприятий, бухгалтеров и ответственных за НИОКР;
подготовка специалистов по разработке бизнес-планов;
создание базы данных по инновациям;
участие в работе Экспертного Совета города;
привлечение
специалистов КамПИ,
регионального
Информация о работе Малое предпринимательство, его функции и место в рыночной экономике