Малый бизнес на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития экономической системы Республики Беларусь, как страны с социально-ориентированной рыночной экономикой, наблюдаются довольно высокие темпы роста (так, по данным Национального комитета статистики, рост ВВП в 2007 году составил 8,6 %, а в 2008 – 10,0%).

Содержание

Введение 4
1 Сущность малого бизнеса 6
2 Малый бизнес на практике 12
2.1 Зарубежный опыт 12
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ 18
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

Полная версия.docx

— 101.05 Кб (Скачать документ)

В 50-е гг. в США появилась система  делового сотрудничества больших, средних  и малых предприятий, получившая название «франшизная» (от «франшиза» — льгота, привилегия). Франшиза - это  соглашение крупной компании с мелкими  фирмами или отдельными бизнесменами, по которому первая обязуется снабжать вторую своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это малая фирма в свою очередь  обязуется - поставлять большому партнеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию определенную часть своих доходов. Малая фирма обязуется иметь деловые отношения исключительно с данной крупной компанией, а также вести бизнес строго по ее технологии [18, с.18].

По франшизному соглашению малая  фирма получает название крупной, которое  становится и товарным знаком продаваемой  продукции. Это значительно повышает жизнеспособность бизнеса. Крупная же фирма получает возможности широкой рекламы своей продукции через малые фирмы, расширения рынков ее сбыта. В итоге от такого сотрудничества выигрывают все стороны: малые и большие фирмы укрепляют свои позиции на новых рынках, потребители получают возможность пользоваться высококачественной продукцией знаменитых фирм. [5,стр.12]

Как видим, в странах с развитой рыночной экономикой законодательные  органы направляют свои усилия на то, чтобы  предоставить как можно более  широкие возможности гражданам, занимающимся бизнесом, а с помощью  комбинирования различных форм повысить жизнеспособность их предприятий.

Сектор малого предпринимательства  является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться.

Исходя из взглядов Уварова М.Г., экономическое содержание понятия  «Малое предпринимательство» составляет совокупность  экономических отношений, складывающихся между субъектами общественного  производства по поводу инициативной, самостоятельной, особо рисковой и  инновационной хозяйственной деятельности на малых предприятиях.[20, стр.19]

Малый бизнес не выступает чем-то изолированным от общей экономической системы, он является ее органической и неотъемлемой частью. Он содействует становлению новой социально-экономической среды и одновременно является ее продуктом.

Малый бизнес органично  включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду, в общественное разделение труда, не подменяя собой те сферы, где эффективно развитие других форм организации предпринимательства — среднего, крупного национального, а также транснационального.

Однако нельзя отрицать того, что малое предпринимательство оказывает влияние на экономическое поведение крупных фирм.

Это выражается в следующем: во-первых, крупные предприятия (фирмы, компании), используя опыт малого бизнеса, структуризуют свои подразделения в пользу мелких; во-вторых, они, опираясь на опыт предприятий малого бизнеса, предоставляют своим подразделениям большую хозяйственную свободу, большую самостоятельность в выборе и принятии тактических решений; в-третьих, у них появляется стремление к взаимовыгодному взаимодействию — отношениям субподряда, венчурному финансированию, выполнению определенных заказов и т.п.

 При современных  масштабах развития малый бизнес  во многих странах обеспечивает  стабильность государства, обслуживает  своих граждан, создаёт богатство  стране. Занимая определённую нишу  в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств:

  • сравнительно низкую капиталоёмкость и поэтому широкую доступность населению;
  • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
  • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
  • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
  • быструю адаптацию на внешнем рынке;
  • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
  • значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.

 Но обладая указанными преимуществами, малые и средние предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке находятся в худших конкурентных условиях по сравнению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров. Сложнее обстоит дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок.

Свое влияние оказывают  и субъективные факторы: некомпетентность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса — важнейшее условие его развития.

Экономическое значение малого бизнеса  особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно  широко развивавшиеся в торговле строительстве, сфере услуг и  сельском хозяйстве, всё шире осваиваются  в промышленности, особенно  в  общем и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного  производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности.

Малые предприятия начали активно  осваивать новые формы международного сотрудничества – торговлю интеллектуальными  продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы.

Малые фирмы тесно связаны с  научно-техническим прогрессом, посредством  их деятельности производится значительное количество нововведений. В расчёте  на одного занятого они создают почти  в 2,5 раза больше принципиально новых  продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьёзных предложений  по улучшению существующей технологии.

Развитие производства предприятий  малого бизнеса создаёт благоприятные  условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие  места, активнее идёт структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса  ведёт к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов.

Необходимо особо подчеркнуть  региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной  базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном  сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем  развития малых предприятий связано  именно с решением вопросов регионального  и местного значения.

Можно сделать вывод, что малый  бизнес является неотъемлемым элементом  экономики: малые предприятия работают на удовлетворение потребностей населения, они регулируют занятость населения, в силу небольших размеров малый  бизнес проще организовать, он требует  для своего создания меньше средств, а следовательно количество малых  предприятий довольно велико, что  порождает конкуренцию. Это стимулирует  субъектов малого предпринимательства  к повышению качества производимой продукции, увеличению её разнообразия. С помощью малого бизнеса можно заработать дополнительные деньги, проявить инициативу, позаботиться о будущем. Я думаю, что, несмотря на наличие негативных сторон в функционировании малого бизнеса, положительное влияние на экономику всё же перевешивает.

Таким образом, социально-экономическая  роль малого бизнеса очень большая, но всё же возможности его ограничены, поэтому ему необходима поддержка со стороны государства.

 

 

 

2 Малый бизнес на практике

 

2.1 Зарубежный опыт

Огромное влияние на развитие малого бизнеса оказывают социально-культурные и политико-экономические факторы. Конечно, малый бизнес в различных  странах заметно отличается и  у каждой страны имеется свой уникальный опыт в этой сфере. Но всё же можно  выделить определённые модели ведения  малого бизнеса, в рамках которых  будут наблюдаться схожие черты. Исторически существует три ведущих  типа экономической культуры: протестантская (американская),  католико-протестантская (западноевропейская) и конфуцианская (дальневосточная), и следовательно три модели рыночного хозяйства:

  • англосаксонская либеральная модель («протестантский капитализм» - США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия), для которой характерна тенденция минимизации государственного регулирования, основанного на правовом регулировании хозяйственной жизни;
  • западноевропейская (континентальная) социал-демократическая модель («католико-протестантский капитализм» - Франция, Скандинавские страны, Германия и большинство других стран Западной Европы), предполагающая «сильное» государство, активно участвующее в хозяйственной жизни, причём главное внимание уделяется социальной политике;
  • дальневосточная патриархально-корпоративная модель («конфуцианский капитализм» - Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай), когда «сильное» государство активно регулирует и направляет хозяйственную жизнь страны, занимаясь преимущественно стратегией экономического роста.

Именно в этих регионах наиболее развит малый бизнес, основывающийся на человеческом индивидуализме и поддержке  «сильного» государства. Рассмотрим особенности  функционирования малого бизнеса в  рамках данных моделей рыночной экономики  поподробнее.

Англосаксонская модель

Малые предприятия занимают ведущее  место в экономике США, являются её стержнем. Немного статистики на этот счёт.

 К настоящему времени в США за счёт малого бизнеса удалось в основном ликвидировать безработицу, которая в отдельные годы достигала 12 млн. человек. Число малых фирм к настоящему времени достигло 20 млн., что составляет 99,7% от общего количества действующих в стране фирм. На долю малого бизнеса приходится до 50-52% ВВП. По отраслям малым бизнесом охвачено: обрабатывающая промышленность – 21%, строительство – 80%, оптовая торговля – 86%, розничная торговля – 55%, финансы – 60, производство – 81. Это доказывает эффективность и конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в малом бизнесе. [16, стр.75]

В общем, характерными чертами малого бизнеса в США являются:

  • относительная независимость от государства;
  • прагматичность;
  • ориентация на инновационность и наукоёмкость производства;

Экономическая помощь малому бизнесу  со стороны государства осуществляется на трёх уровнях:

  1. Федеральный (Администрация малого бизнеса);
  2. Правительства Штатов;
  3. Муниципальный.

Администрация по делам малого бизнеса  была создана в 1953 году как самостоятельное  агентство федерального правительства  с соответствующим финансированием. Следует привести также её основные функции:

  • определение показателей отнесения предприятий к категории малого бизнеса, участия в государственных программах и пользования льготами;
  • осуществление различных программ методологической и финансовой поддержки малых предприятий;

Основной формой поддержки является программа кредитных гарантий, которая  обеспечивает кратко- и долгосрочные займы для предпринимателей, начинающих свою деятельность, или уже действующих компаний, не имеющих возможности получить финансовые ресурсы на обычных условиях. АМБ предоставляет им гарантии на получение кредитов для создания основного капитала и приспособления оборотных средств.[7, стр. 5] Наряду с кредитованием наиболее крупными являются программы поддержки деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, оказания юридических услуг, оказания помощи в научно-исследовательской работе, развития экспортоориентированных производств.

  • осуществление посредничества между крупными компаниями, университетами и малыми фирмами;
  • исследование внутреннего и внешнего рынка.

Следует также отметить, что федеральное  правительство финансирует 35 % расходов малых и средних предприятий  на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы в форме налоговых льгот  и через государственные контракты.

Важным направлением стимулирования малого инновационного бизнеса является организация технопарков. Технопарки – это научно-промышленные комплексы, созданные для производства новейшей продукции или разработки новейшей технологии на базе тесных отношений  с университетскими и научно-исследовательскими центрами. [20, стр.41]

Информация о работе Малый бизнес на практике