Малый бизнес на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития экономической системы Республики Беларусь, как страны с социально-ориентированной рыночной экономикой, наблюдаются довольно высокие темпы роста (так, по данным Национального комитета статистики, рост ВВП в 2007 году составил 8,6 %, а в 2008 – 10,0%).

Содержание

Введение 4
1 Сущность малого бизнеса 6
2 Малый бизнес на практике 12
2.1 Зарубежный опыт 12
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ 18
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

Полная версия.docx

— 101.05 Кб (Скачать документ)
  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. [11]

По состоянию на конец 2008 г. в  республике функционирует 67991 малое  предприятие.[13]

Численность малых предприятий  и их удельный вес в ВВП за период с 2000 по 2008 год приведены на диаграммах.

Распределение малых предприятий  по отраслям представлено в диаграмме.[Рисунок А.1, Приложение А]

 

 

 

 

Рисунок 1 –  Диаграмма численности  малых  предприятий в Республике Беларусь в 2000-2008гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Национального статистического комитета[13]

Рисунок 2 –  Удельный вес малых предприятий  в ВВП РБ,% в 2000-2008гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Национального статистического комитета[13]

Таким образом, можно проследить изменение  количества малых предприятий. С 2000 по 2006 год численность предприятий  увеличивалась, но медленными темпами. А в течение двух последних  лет наблюдается довольно быстрое  увеличение. Хотя 22,4% (по данным Министерства статистики на 2008г.[13]) из них являются убыточными. Конечно, следует отметить, что численность убыточных предприятий за последний год снизилась, но я думаю, что это количество всё же остаётся значительным. Что же касается удельного веса малых предприятий в ВВП Беларуси, то, несмотря на увеличение данного показателя, по сравнению с развитыми странами он остаётся довольно низким. Следует также отметить, что преобладают предприятия, относящиеся к торговле и общественному питанию, второе место занимает промышленность, далее идёт строительство. А, например, доля малых предприятий в сфере науки вообще очень мала. Подводя итог анализу данных диаграмм, следует сказать, что малый бизнес не играет значительной роли в экономике нашей страны, его способности недооцениваются.

Одной из причин такого положения  является отсутствие целостной системы  управления предпринимательством, которая  охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и  уровень непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный  механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства.

Если взять основную массу наших  предприятий, то перелома в сторону  производства еще не произошло. Вот  уже в течение нескольких лет  основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так  называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи  или перепродажей услуг. В этом контексте  следует отметить, что даже такой  вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться  из-за возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается  и потеря рабочих мест.

В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объем производства, чтобы обеспечить прибыль и дальнейшую финансовую поддержку своего бизнеса.

Такое положение малого бизнеса  в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также  психологическими факторами.

К социально-психологическим факторам относятся такие, как низкие темпы  демонополизации, разгосударствления и приватизации, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, доступных  источников финансирования, отсутствие системы страхования коммерческих рисков.

К политическим факторам можно отнести  недостаточную поддержку предпринимательства, препятствия бюрократического аппарата.

Факторами правового характера  являются, в первую очередь, несовершенная  система налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе. Частые изменения в законодательной  базе вызывают неуверенность в завтрашнем дне, отсюда ориентация на сиюминутную  прибыль, а не на долгосрочную перспективу.

Факторы организационного порядка  включают два аспекта проблемы: во-первых, необходимость в новых кадрах и, во-вторых, необходимость в упрощении  процедуры регистрации создаваемого предприятия.

В настоящее время особо остро  стоит проблема нехватки высококвалифицированных  кадров менеджеров, отсутствие опыта  и знаний в предпринимательской  деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать исключительно  на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности  малого производства в целом, а также  и специфические условия его  функционирования в соответствующей  стране или регионе.

Вот почему обязательно нужно учитывать  опыт развитых стран в сфере малого бизнеса. При идеальном учете  опыта развития малого бизнеса в  мире необходимо осуществить комплекс системных мер по приданию этому  сектору экономики места и  роли в решении социально-экономических  проблем общества и создать соответствующие  условия для его развития. По моему мнению, к числу таких мер могут относится следующие:

  1. Согласование политики по развитию малого бизнеса с ключевыми экономическими и социальными целями общества.
  2. Определение вклада малого бизнеса в оптимизацию структуры производства и собственности.
  3. Создание государственной властью такой системы включения граждан в индивидуальную предпринимательскую деятельность, которая предоставляла бы доступные для этого условия.
  4. Децентрализация экономической и политической власти в интересах малого бизнеса.
  5. Развитие предпринимательской культуры.
  6. Проведение благоприятной для малого бизнеса налоговой политики.
  7. Создание системы сотрудничества крупных и малых предприятий.
  8. Создание социально-психологического климата доверия и терпимости к индивидуализму.

Без решения указанных проблем  при выработке и осуществлении  государственной экономической  политики невозможно добиться серьезной  стабилизации на основе реформирования экономики.

Конечно, малый бизнес в РБ испытывает большие трудности. Но в последнее  время всё же ситуация стала меняться. В политике РБ наметилась либерализация  по отношению к малому бизнесу, руководство  обратилось к данному сектору  как к источнику экономического роста. Как отметил глава государства  А. Лукашенко, «Сегодня из больших предприятий  мы «выжали» практически всё. За счёт чего будем прибавлять ВВП в будущем? Только за счёт модернизации и производства конкурентоспособной продукции  на средних и малых предприятиях».[17, стр.18]

В текущей пятилетке предусмотрено  увеличение к 2010 г доли малого бизнеса в ВВП до 25%. Для этого Президентом принят ряд нормативных актов по либерализации условий предпринимательской деятельности. Так, по Декрету от 17.12.07 г. предусмотрено сокращение сроков регистрации предпринимательских структур, уменьшение размеров уставных фондов и субсидиарной ответственности, сокращение перечня регистрационных документов, по Декрету от 2о.12.07 г. с помощью малого бизнеса намечено поднять деловую активность в малых городах, по Декрету от 28. 01.08 г. новые предприятия, в том числе с иностранными инвестициями, в малых населённых пунктах освобождаются на 5 лет от уплаты налога на прибыль, сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей и ряда других налогов при реализации товаров (услуг) собственного производства. Согласно указу №1 от 3 января 2009 года, снижены ставки налога при применении упрощённой системы налогообложения: с 10 до 8% от валовой выручки без уплаты НДС, с 8 до 6 % от валовой выручки при уплате НДС, с 20 до 15% при использовании в качестве налоговой базы валового дохода. Увеличен размер валовой выручки, дающий право на применение упрощённой системы налогообложения. Одним из самых «революционных» новых документов для малого бизнеса стал президентский декрет №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 января 2009 года, нормы которого закрепили реальные механизмы реализации заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования. Декрет вступил в силу с 1 февраля нынешнего года. С этого момента государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в день подачи необходимых документов. Коммерческим организациям, за исключением ЗАО и ОАО, разрешено самостоятельно определять размеры уставных фондов. [6] Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2009 г. № 65 утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год. [Схема А.1, Приложение А] Мероприятия Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики. Реализация мероприятий Программы будет способствовать доведению доли малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров (работ, услуг), до 18,5 процентов; численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 18,5 процентов от общей численности занятых в экономике республики, позволит вывести сферу предпринимательства на качественно новый уровень развития, повысить его вклад в экономику страны.[9]

По мнению заместителя министра экономики Республики Беларусь А.Н. Тура, в дальнейшем вклад малого бизнеса в экономику страны продолжит  расти. Мировой финансовый экономический  кризис не должен этому воспрепятствовать, для этого в Беларуси принимаются  все необходимые меры.[6]

Можно сказать, что прогнозы подтверждаются и достижения белорусской экономики в сфере малого бизнеса начинают радовать.

 По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 октября 2009 г. на учете состоит 77228 юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13211 (или на 20,6%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 10808 (или на 16,3%) [12]

Хочется также отметить, что по данным Всемирного банка в рейтинге «Ведение бизнеса 2010», который составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, налогообложению и закрытию предприятия, Республика Беларусь заняла 58 место, поднявшись на 24 пункта по сравнению с прошлым годом и обогнав Россию и Украину.[1]

Несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в белорусском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование отечественного рынка. Подводя итоги, следует сказать, что «лёд тронулся» и в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь наметились положительные тенденции. Но, как говорится, «есть простор для полёта», нам есть к чему стремиться,  с кого брать пример.

Заключение

 

Малый бизнес - сложный комплексный  механизм, включающий в себя воспроизведение, поступательное изменение целей, задач, принципов, функций и методов  деятельности. Высокая приспособляемость  малого бизнеса и массовый охват  практически всех сфер национального  рынка, характерные для малого предпринимательства, обеспечивают экономическую устойчивость и способствуют стабильности политической обстановки.

В данной работе:

  • Раскрыта сущность малого бизнеса, приведены критерии отнесения предприятий к малым, дана краткая характеристика форм малых предприятий;
  • Оценена роль малых предприятий в экономике с их достоинствами и недостатками;
  • Рассмотрен зарубежный опыт ведения малого бизнеса и роли государства в данном секторе, в частности наиболее успешные модели;
  • Отражено становление малого бизнеса в Республике Беларусь, приведены проблемы, встретившиеся в данной сфере, и даны некоторые рекомендации по разрешению этих проблем;
  • Проанализирована современная ситуация с малым предпринимательством в нашей стране, приведены мероприятия государства по устранению возникающих проблем;
  • Оценены перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.

Темпы роста белорусской экономики  достаточно высокие, но основная роль, в этом развитии, принадлежит государственному сектору экономики. Поэтому для  дальнейшего роста такими темпами  необходимо всё больше внимания уделять  малому бизнесу. Государство должно постараться решить существующие проблемы на пути развития малого бизнеса, и  не допустить появления новых  препятствий:

  • Во-первых, для появления новых малых предприятий, государство должно значительно упростить и сделать более доступным порядок регистрации частных предпринимателей, что, уже само по себе, должно привести к более быстрому развитию малого бизнеса.
  • Во-вторых, попытаться решить проблему доступа на рынок недвижимости и создание реальных технологий приватизации, так как, в большинстве случаев, начинающему юридическому лицу очень трудно найти подходящее помещение  для размещения бизнеса за разумную плату, что часто приводит к изменению организационно-правового статуса, исходя из специфики деятельности организаций (компьютерные, юридические, аудиторские услуги, дизайнерские и печатные работы и др.), на статус индивидуального предпринимателя.
  • В-третьих, следует значительно изменить порядок налогообложения для малого бизнеса, так как действующая в нашей стране система носит преимущественно фискальный характер, и направлена на пополнение бюджета путем максимального изъятия средств предприятий, что практически лишает их прибыли — основного источника расширения производства; необходимо также упростить порядок налогообложения.
  • В-четвёртых, свести к минимуму формализации и регулирования расчётов, а также снизить стоимости банковских услуг.
  • В-пятых, повысить стабильности законодательно-правовой базы для создания атмосферы уверенности, что крайне позитивно скажется как на текущей работе предприятий, так и на перспективах их развития.
  • В-шестых, уделить повышенное внимание подготовке высококвалифицированных специалистов в области ведения бизнеса, а поскольку своего опыта нашей стране недостаточно, нужно расширить обмен опытом с высокоразвитыми странами, посылать молодых специалистов на обучение за рубеж;
  • В-седьмых, приложить усилия к развитию инновационных предприятий.

Информация о работе Малый бизнес на практике