Малый бизнес на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития экономической системы Республики Беларусь, как страны с социально-ориентированной рыночной экономикой, наблюдаются довольно высокие темпы роста (так, по данным Национального комитета статистики, рост ВВП в 2007 году составил 8,6 %, а в 2008 – 10,0%).

Содержание

Введение 4
1 Сущность малого бизнеса 6
2 Малый бизнес на практике 12
2.1 Зарубежный опыт 12
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ 18
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

Полная версия.docx

— 101.05 Кб (Скачать документ)

На основе приведенной выше статистики можно сделать вывод, что проводимые предприятия являются довольно эффективными.  По данным Всемирного банка в рейтинге «Ведение бизнеса 2010» США занимает четвёртую строчку.[1]

В Великобритании на долю малого бизнеса  в настоящее время приходится  21% товарооборота и 36% рабочей силы страны. Каждый восьмой взрослый занят  индивидуальным бизнесом. На долю малого бизнеса приходится около 50% прироста новых рабочих мест.[21, стр. 24] Здесь отсутствует единое определение для сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего к нему относят предприятия с числом работающих не более 250 человек.

Значительная роль в стимулировании развития малых фирм принадлежит  бюджетно-налоговой  и кредитной  политике государства. К мерам общего характера относятся:

  • установление для малых фирм пониженных ставок налогов;
  • отложенная оплата счетов;
  • составление баланса для расчёта налога на добавленную стоимость только после оплаты своих счетов;
  • эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд;
  • льготы при взимании местного налога на имущество.

По правительственной «Программе гарантирования кредитов» большая  часть кредитов, предоставляемых  банками малому бизнесу, гарантируется  правительством. Активное участие в  становлении мелких фирм принимают  крупные компании.

Серьёзное внимание уделяется программам подготовки специалистов в области  малого и среднего бизнеса. В университетах, технических вузах, колледжах, региональных центрах управления и частных  консультативных фирмах действуют  курсы «малого бизнеса» с продолжительностью обучения 6-10 недель.

В целом, англосаксонскую модель следует  признать довольно эффективной, опыт ведения  малого бизнеса в США и Великобритании может оказаться полезным для  многих стран, в частности для  Республики Беларусь.

Западноевропейская  модель

Западноевропейская континентальная  модель оформилась во Франции, а нынче  характерна для Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. Важными чертами для континентальной  модели являются традиции государственного регулирования бизнеса, а также  сохранившиеся со средневековья  модернизированные цеховые традиции.

Вплоть до середины 70-х  гг. ХХ в. Большинство европейских  стран было ориентировано на стимулирование массового производства, развитие крупных  предприятий. Малый бизнес рассматривался как возврат к прошлой неэффективной  промышленной структуре, и ему в  основном отводилась роль субподрядчика.

В 90-х гг. ХХ в. Развитие малого и среднего бизнеса стало  одной из главных задач европейских  стран в связи с продемонстрированными  им возможностями выживания в  условиях экономического кризиса. Именно малый и средний бизнес стал рассматриваться  как главный источник обеспечения  занятости и экономического развития.

Согласно «Европейскому  обзору малых и средних предприятий» 99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние  предприятия. На их долю приходится около 50% общего объёма продаж в промышленности, 67% - в сфере услуг, почти 90% - в строительстве  и торговле. Малый и средний  бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа  рабочих мест. [20, стр. 33-34]

В европейских странах  большое число мелких предприятий  – это семейные предприятия, причём, как правило, семейный бизнес наследуется, и традиции продолжаются, качество изделий со временем улучшается. Следовательно, отличительной чертой малого бизнеса  в странах Западной Европы является ориентация на качество и уникальность производимой продукции.

Это влияет и на образ  отраслевой структуры экономики  европейских стран. Франция, Италия, Швейцария, Нидерланды и другие страны Европы доминируют в развитии туризма, высокой моды, в производстве предметов  роскоши и уникальных сельскохозяйственных продуктов. Если в США большинство  состояний сделаны на развитии и  реализации новых технологий, постиндустриальных более в технологическом, чем  в социальном аспекте (информатика, биоинжинерия, физика), то в Европе в  десятку наиболее богатых людей  входят владельцы L’Oreal, LVMH, Redoute, Luxottica, Hermes, представляющие сектор экономики, в котором создаются уникальные и невоспроизводимые товары и услуги.

В странах Западной Европы выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:

административная и  регулирующая бизнес-среда – упрощение  системы налогообложения, сокращение статистической и налоговой отчётности, упрощение порядка получения  лицензий и др. Большинство стран  создали комитеты по анализу ситуации в этой области и выработке  мер по снижению административного бремени:

  • Финансовые условия – в основном применяются такие меры государственной поддержки, как предоставление гарантий займов, используемых для модернизации оборудования, либо расширения производства с увеличением численности занятых;
  • Формирование специальных резервов поддержки малого и среднего бизнеса, а также применение фискальных льгот и дотаций;
  • Развитие экспорта – предоставление экспортных гарантий на благоприятных условиях, улучшение доступа к информации посредством централизации информационных источников; оказание консультационных услуг, информирование о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, результате других маркетинговых исследований;
  • Повышение конкурентоспособности – улучшение доступа к научно-техническим исследованиям, повышение квалификации кадров.

Активная поддержка  малого и среднего бизнеса западными  государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а  тем, что именно малые хозяйственные  структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются  сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира.

Азиатская модель

Сюда можно отнести  такие страны, как Япония, Тайвань, Китай, Южная Корея, Филиппины, Вьетнам.

Наличие в этих странах  большого количества малых и средних  предприятий во многом обусловлено  традициями, семья исторически оставалась главной ценностью. Например, в японском малом бизнесе достаточно большую  часть занятых составляют родственники и земляки хозяина. В Китае  же семья может включать отца и  сына, одновременно несколько поколений  или всех родственников вообще. Это  касается также и других типов  личностных связей (земляческих, отношений  между одноклассниками и т.д.).

Основной особенностью данной модели является очень сильный  государственный контроль. Характерно также преобладание накопления над  текущим потреблением. Для человека Восточноазиатской культуры его  дело значит больше, чем он сам, так  как оно будет жить и после  его смерти.

Обратимся поподробнее  к Японскому малому бизнесу. В  этой стране на малые предприятия приходится около 55% реализованной продукции промышленности, около 60% объема промышленности. Функционируют 6,5 млн. небольших предприятий (90% от общего их числа), на которых занято около 40 млн. человек (более 80% общей численности работающих). В обувной, швейной, галантерейной промышленности, производстве лекарств, комплектующих изделий и конструкций, строительстве, сфере услуг (включая обслуживание техники) небольшие предприятия занимают господствующее положение.[20]

В стране сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых  и средних предприятий:

  • центральное правительство;
  • местные органы власти;
  • крупный бизнес;
  • самостоятельные объединения мелких предприятий.

Стимулирование проводится на всех этапах развития старых и особенно новых малых и средних предприятий: регистрации, становления, роста. Для  этого используется система разнообразных  экономических рычагов: льготные займы  и кредиты (общие и целевые), различные  налоговые льготы, техническая и  консультационная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и  прочее. Все это основано на системе  общенационального законодательства и реализуется через сеть государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, в  том числе специальных центров  по «выращиванию» новых компаний мелкого бизнеса.

Местные и центральные органы власти стимулируют становление и дальнейшее развитие компаний мелкого бизнеса  при помощи субсидий, займов, кредитных  гарантий, налоговых льгот, оказания помощи в обучении кадров и облегчения доступа к информации.

Интересно, что в Японии определяются приоритетные направления развития определённых производств и услуг. И если малые предприятия развивают  своё производство именно на этих направлениях, то им предоставляются налоговые  льготы на стимулирование конкретных видов деятельности. Налоговые льготы распространяются также на содержание современного высокопроизводительного  оборудования.

Тем не менее, азиатская  модель развития экономики в целом  сегодня довольно скептически оценивается  специалистами. Например, Уваров М.Г. утверждает, что, несмотря на высокий уровень технологического развития, сохраняющаяся ориентация на производство (для человека восточноазиатской культуры его дело, которое должно жить и после его смерти, часто значит больше, чем он сам), а не на удовлетворение собственных потребностей в самосовершенствовании, заставляет искать приоритеты экономического роста в рамках западного индустриального общества. Так, несмотря на огромные усилия (например, расходы на НИОКР в Японии сравнимы с расходами США и всего ЕС), доля общепризнанных в мире инноваций (исключая сферу бытовой электроники) здесь невелика: внедряются в основном изобретения и технологии, сделанные в США и Европе.[20, стр.23-33]

Но всё же я думаю  что малый бизнес в Японии является одним из самых успешных в мире. Да и в целом азиатскую модель следует взять на вооружение. По крайней мере, в уже выше упомянутом рейтинге «Ведение бизнеса 2010» азиатские страны занимают лидирующие позиции.[1]

Вообще, в данной главе  рассмотрены наиболее «сильные»  в сфере малого бизнеса регионы, опыт которых может быть полезен  для не столь преуспевающих в  данной области стран, к которым  относится и Республика Беларусь. Конечно, полностью спроецировать  какую-либо модель на нашу страну не получится  ввиду социально-культурных, экономических, политических отличий, но некоторые  аспекты вполне могли бы успешно  применяться и в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Состояние малого  бизнеса в РБ

История формирования и развития негосударственного сектора экономики нашей страны насчитывает более 10 лет. В процессе формирования малого бизнеса можно  выделить 2 этапа: до и после 1994 года.

Массовое возникновение малых  предприятий началось в республике в начале 90-ых годов на волне либерализации  экономических отношений. Усиливающиеся  кризисные явления в экономике  вынуждали все более широкие  слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни.

Государственная власть не осталась в стороне от этого процесса. Основными  нормативными документами, стимулирующими развитие негосударственных и в  том числе малых предприятий, явились законы: о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 годах и открывшие  дорогу частному предпринимательству, и Закон «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» 1993г., определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров  от 20.05.91 года о малых  предприятиях. Экономическая либерализация способствовала довольно интенсивному росту числа  малых предприятий.

Однако с 1994 года отношение к  негосударственному начало существенно  меняться. Постепенно ожесточались налоговые  условия, усиливались ограничительные  меры. Наиболее значимыми из них  явились периодически проводимые перерегистрации, нормативные регламенты качества, меры по безопасности, официальный отказ  государства в поддержке посреднических предприятий, негласные запреты  на кооперацию с государственным  сектором. Впечатляют административные процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую  деятельность. Так, чтобы начать лоточную торговлю фруктами, требуется получить соглашение санитарного врача, главного архитектора, начальника торгового  отдела и заместителя главы администрации  района города.

 В  1996-1997 годах наблюдалась  значительная активность государственных  органов  по стимулированию  развития предпринимательства и  малого бизнеса. Это проявилось  в: подписании Президентом Республики  Беларусь  Указов  «О государственной  поддержке малого предпринимательства»  и «О совершенствовании государственного  управления в области предпринимательства  и содействия инвестициям» от 19.07.96 года, в соответствии с которыми  было создано Министерство предпринимательства  и инвестиций, призванное поддержать  негосударственный сектор экономики;  принятии Верховным Советом Республики  Беларусь Закона «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Республике Беларусь» от 16.10.96  года; принятии постановления Совета  Министров Республики Беларусь  «О программе государственной  поддержки предпринимательства  в Республике Беларусь на 1997 год»  от 7.04.97. года и «Об инкубаторах  малого предпринимательства в  Республике Беларусь» от 4.06.92 года. Затем 18.08.97. года был утвержден  Совет по развитию предпринимательства  и инвестиций. Предприняты шаги  по поддержке малого бизнеса  и на уровне местных органов  власти.  В соответствии с указом президента Республики Беларусь № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» от 21 мая 2009 г. к субъектам малого предпринимательства относятся:

Информация о работе Малый бизнес на практике