Малый бизнес республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.........................................................................................5
1.1.История возникновения и сущность предпринимательства………………5
1.2 Экономическая сущность предпринимательства, его виды и формы……6
1.3 Развитие предпринимательства в развитых странах
II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………...17
2.1 Анализ развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан…..17
2.2 Оценка становления малого и среднего бизнеса в Акмолинской области……………………………………………………………………………22
III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МАЛЫЙ БИЗНЕС.doc

— 342.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 
 

I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МАЛОГО  И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.........................................................................................5 

1.1.История  возникновения и сущность предпринимательства………………5

1.2 Экономическая  сущность предпринимательства, его виды и формы……6

1.3 Развитие  предпринимательства в развитых  странах 

II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………...17

2.1 Анализ развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан…..17

2.2 Оценка становления  малого и среднего бизнеса  в Акмолинской области……………………………………………………………………………22 

III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.

     Актуальность  курсовой работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Словом, предпринимательство набирает силу, охватывая всё новые сферы экономики и социальные слои. Его успешное развитие может происходить при наличии таких необходимых условий, как частная собственность, свобода экономической деятельности. Казахстан находится на стадии становлении рыночных отношений, существование которых в настоящее время немыслимо без предпринимательской деятельности – это аксиома и является актуальностью выбранной темы.

     Наши  ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам. Более того, система мониторинга должна давать ответ на вопрос - насколько мы продвинулись в достижении поставленных целей. Поэтому нам необходима система стратегического планирования и стратегического контроля, подотчетности и ответственности.

     Главное условие нашего устойчивого движения вперед - это сплоченность нашего общества в достижении поставленных целей, консолидация всех слоев и групп населения  вокруг стратегии, направленной на решение  общих задач. Это станет реальным, если в ней мы будем способны правильно учитывать потребности общества и различных групп населения, верно определять приоритеты и обеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве государства с отдельными группами населения и частным сектором. (Послание Президента «Казахстан - 2030»).

     Объектом  исследования данной работы явились  малые и средние предприятия  в экономике Казахстана и зарубежных стран.

       Целью данной работы является  дать характеристику сущности  малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.

     Задачи  курсовой работы:

  1. Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
  2. Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
  3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

     Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ МАЛОГО  И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 

1.1.История  возникновения и  сущность предпринимательства 

     Изучая  сущность малого и среднего бизнеса, необходимо знать его истоки и  процесс развития. Малый и среднего бизнес играли основную роль в распространении  цивилизации, но их история никогда  не занимала общественное сознание. Но теперь малый и средний бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

     В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря  его способности изобретать новые  товары и создавать новые рабочие  места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

     В российской истории малого бизнеса  можно выделить ряд этапов.

     Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

     Во  время второго этапа (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом “кооперативного движения”. Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

     Третий  этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

     Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

     Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого и среднего бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг [1, 2 стр.].

     Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной – шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования. 
 

1.2 Экономическая сущность  предпринимательства,  его виды и формы 

     Теория  предпринимательства развивалась  по ряду направлений. Представители  первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником этого направления можно считать французского экономиста Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвиденьем и способностям к риску и реализацией их с целью получения дополнительного дохода. Он может заниматься деятельностью в любом моменте воспроизводства: процессе производства, обмена, потребления.

       Второе направление в развитии  теории предпринимательства можно  связать с взглядами Ж.Б. Сэя  и А. Маршалла. Они доказывали, что основная функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства и получать предпринимательский доход.

       Логическим развитием первых  двух направлений стала концепция  предпринимательства Й. Шумпетера. И это третье направление в создании теории предпринимательства является наиболее обоснованным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития. Экономическая система саморазвивается тогда, когда в ней непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства. Новые комбинации заключаются: в изготовлении неизвестного потребителем блага, внедрении новых способов воспроизводства, освоении новых рынков или новых сегментов рынка, получении новых источников сырья, внедрении новых методов организации труда и т.д. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процесс воспроизводства, Й. Шумпетер определил как предпринимателей.

       Анализ показывает: в развитых странах малое предпринимательство ценно, прежде всего, своей инновационностью и рисковым характером деятельности. Малые фирмы в этих странах играют роль в развитии наукоемких высокотехнологических производств, в быстром освоении новшеств [2, стр.250].

       Таким образом, предпринимательство  – это особая система хозяйствования, основанная на специфической  рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать воспроизводство  в целом, или какой – то  отдельный момент воспроизводства,  обмена, распределения, потребления с целью получения предпринимательского дохода.

       Экономическая сущность предпринимательства  конкретизируется в его содержании. Предпринимательство представляет  собой процесс в рамках воспроизводства.  Основным его фактором является способность предпринимателя по – новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства – рабочую силу (труд), капитал, землю. Способности предпринимателя осуществлять новые комбинации факторов зависят, прежде всего, от его личностных качеств. К ним относятся, прежде всего, способности: продуцировать новые производственные или коммерческие идеи, давать им оценки с точки зрения возможности получения предпринимательского дохода; оперативно использовать новшества в процессах воспроизводства, превращать их в инновации и доводить последние до коммерческого результата; расчетливо рисковать, с большей вероятностью прогнозирую дополнительный доход от риска.

       Предприниматель может персонифицироваться  как в собственника капитала, так и в менеджера, специалиста, наемного работника. Предприниматель может также персонифицироваться как в любом индивидууме, занятом процессом предпринимательства, так и в целых коллективах. Пока индивидуум или коллектив ведут инновационное воспроизводство, используя свои инновационные способности с целью получения предпринимательского дохода, они являются предпринимателями.

     Предприниматели реализуют свои предпринимательские  способности в предпринимательстве  как в экономическом процессе. Сущность заключается в том, что  это процесс создания предпринимательского дохода, т.е. дополнительной прибыли от инновационной рисковой деятельности. Предпринимательский доход может быть получен двумя методами. Первый метод заключается в снижении индивидуальных издержек производства. Известно, что рыночная цена формируется на основе общественных издержек производства, общественно необходимо рабочего времени. Используя новшества, рискуя, предприниматели снижают свои индивидуальные издержки, доводя их до более низкого уровня по сравнению с общественными издержками производства и с теми бизнесменами, кто ведет воспроизводство стационарными методами. В следствие этого они получают кроме обычной прибыли еще и дополнительную прибыль, предпринимательский доход.

Информация о работе Малый бизнес республики Казахстан