Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:00, курсовая работа
В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.........................................................................................5
1.1.История возникновения и сущность предпринимательства………………5
1.2 Экономическая сущность предпринимательства, его виды и формы……6
1.3 Развитие предпринимательства в развитых странах
II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………...17
2.1 Анализ развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан…..17
2.2 Оценка становления малого и среднего бизнеса в Акмолинской области……………………………………………………………………………22
III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Новой
организационно- экономической формой
предпринимательства служат финансово-
промышленные группы (ФПГ). Они представляют
собой объединение
В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и её связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие основные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.
Производственное
предпринимательство можно
Состав
производственного
Рисунок 2.
1.3
Развитие предпринимательства
в развитых странах
Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость
В 1953 году в США создается Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:
помощь
в получении кредита для
техническая и информационная поддержка малого бизнеса в США;
предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.
В
США очень четко развита
Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.
Уже здесь наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.
Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.
Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:
кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;
кредитование
проектов, направленных на сохранение
и улучшение благоприятной
кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;
кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;
проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.
Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:
программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;
программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».
Первая
программа обеспечивает финансирования
малого бизнеса Германии, вторая способствует
открытию своего собственного бизнеса,
так называемых «start-up» проектов.
Специальный государственный
В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).
Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.
Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.
В
настоящий момент торгово-промышленные
палаты Германии участвуют в формировании
бюджетов всех уровней, развитии строительства
и промышленности, подготовке законопроектов,
касающихся регулирования деятельности
малых предприятий. Торгово-промышленные
палаты имеют большое влияние на все стороны
жизни общества, участвуя в заседании
местных органов самоуправления, принимая
важнейшие социально-экономические решения
в области развития страны. Это целая инфраструктура,
в которой участвуют и представители СМИ,
и консультационные службы. Основная приоритетная
задача палат – оказание всяческой поддержки
и помощи малому бизнесу Германии.
II.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
РОЛЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1
Анализ развития
малого и среднего
бизнеса в Республике
Казахстан
Аксиомой
современных экономических
В свое время теоретики реформ социализма выдвинули идею «социализма с человеческим лицом». Воплотить эту идею в жизнь не удалось. Зато в развитых странах удалось создать «капитализм с человеческим лицом». Человеческим лицом капитализма стал малый и средний бизнес, сделавший большую часть граждан активными субъектами экономического и социального развития.
С первых лет независимости Президент и руководство Казахстана декларировали развитие малого и среднего бизнеса как важнейший государственный стратегический приоритет. Регулярно, с периодичностью 2-3 года, принимались специальные государственные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В них выдвигалась, как правило, ключевая задача, которую в ретроспективе можно концентрированно сформулировать как повышение роли МСБ в экономике и обществе до количественного, структурного и качественного уровня развитых стран.
Для достижения этой фундаментальной цели практически во всех принимавшихся государственных программах планировались задачи, которые мы бы обобщили по следующим направлениям:
- Создание благоприятного макроэкономического, политического, социального, правового и морального климата для развития малого и среднего предпринимательства;
- Снижение барьеров для занятий предпринимательской деятельностью;
- Обеспечение малому и среднему бизнесу благоприятных условий для доступа к финансовым ресурсам;
- Разносторонняя государственная поддержка МСБ, включающая как финансовый, так и не финансовый компоненты, создание в этих целях специализированных государственных структур;
- Создание стимулов для вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населения.
В
этих направлениях была проделана значительная
и многоплановая работа, главным
результатом которой стало достижение
массовости предпринимательства в Казахстане.
О существенной роли МСБ в современном
казахстанском обществе свидетельствует
помещенная ниже таблица.
Таблица 1. Социально-значимые показатели субъектов малого и среднего
предпринимательства
на январь 2009 года
Как видим, доля занятых в МСБ в общей численности населения Казахстана достигла более чем 12%, а в экономически активном населении – 23%. В отдельных областях этот показатель превышает 25%, в Астане – 30%, а в Алматы приближается к 40%. Конечно, это еще довольно далеко от уровня развитых стран, но для молодой посттоталитарной рыночной экономики это серьезный прогресс.
О
кардинальных изменениях роли и структуры
малого предпринимательства в Казахстане
говорят и ключевые показатели, характеризующие
малый бизнес.
Таблица
2. Ключевые показатели, характеризующие
малый бизнес
Как следует из данной таблицы, число субъектов малого бизнеса возросло с 2001 года2 по 2009 год почти в три раза. В организационно-правовой структуре малого бизнеса доля юридических лиц сократилась с 2001 по 2009 год в 1.8 раза, доля крестьянских хозяйств – в 1.6 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей увеличилась в 1.4 раза.