Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:00, курсовая работа
В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.........................................................................................5
1.1.История возникновения и сущность предпринимательства………………5
1.2 Экономическая сущность предпринимательства, его виды и формы……6
1.3 Развитие предпринимательства в развитых странах
II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………...17
2.1 Анализ развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан…..17
2.2 Оценка становления малого и среднего бизнеса в Акмолинской области……………………………………………………………………………22
III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Снижение доли крестьянских хозяйств связано с естественными и позитивными процессами развития аграрного сектора, в частности с радикальным возрастанием роли казахстанского зернового экспорта и с укрупнением аграрного производства.
Что
же касается доли индивидуальных предпринимателей,
то это говорит о растущей массовости
предпринимательства, о вовлеченности
в него все более широких слоев населения.
При этом объем выпускаемой субъектами
малого бизнеса продукции возрос с 2001
по 2009 год в 3.9 раза.
Таблица
3. Количество активных субъектов малого
предпринимательства и численность активно
занятых в малом предпринимательстве
на 1 октября 2009 года по видам экономической
деятельности
С наступлением глобального экономического кризиса казахстанское государство сделало поддержку малого и среднего бизнеса одним из главных направлений антикризисной программы. Это явилось одним из факторов, позволивших нашей стране избежать катастрофических сценариев кризиса.
В то же время, выдвигавшиеся государственными программами задачи развития МСБ в структурном и качественном параметрах на сегодняшний день решены далеко не в полной мере. Это касается, в первую очередь, отраслевой структуры малого предпринимательства.
Как видим, в торговле задействовано 40,5% всей численности субъектов малого предпринимательства и более 35% занятых на предприятиях малого бизнеса. В то же время в промышленности действуют чуть более 2% субъектов малого предпринимательства, а число работников этих предприятий не достигает и 5% от общей численности занятых в секторе МСБ.
Неэффективная отраслевая структура, в свою очередь, порождает слабую способность малого бизнеса к модернизации и технологическим инновациям.
В малом бизнесе остается высокой теневая составляющая, которая по официальным оценкам достигает 30%3.
Таким образом, главными институциональными, структурными и процессными изъянами в развитии казахстанского малого и среднего бизнеса, приобретшими характер «вечных» проблем, стали структурный дисбаланс, инновационная невосприимчивость, господство «неформальных» отношений как внутри бизнеса, так и в общении бизнеса и власти.
В казахстанском обществе сложился редкий консенсус относительно факторов, сдерживающих или искажающих развитие малого и среднего предпринимательства.
Таковыми, по почти полностью совпадающим оценкам как государства, так и бизнес-сообщества являются:
- слабый доступ МСБ к финансовым ресурсам, что связано с невыгодностью для банков (несмотря на все меры государственного стимулирования) кредитовать производственную, особенно – аграрную сферу малого и среднего предпринимательства;
- неблагоприятная конкурентная среда, которую государственные органы объясняют, главным образом, сырьевой направленностью экономики Казахстана, а бизнес- сообщество – засилием в экономике олигархических финансово-промышленных групп;
§
низкая культура ведения бизнеса, связанная,
прежде всего, с «неподъемностью» для
значительной части средних предприятий
современного информационно-
Что же касается мер по преодолению описанных изъянов и проблем, то в их видении и оценке существуют заметные противоречия между государством и предпринимательской общественностью. Это продемонстрировал и наш исследовательский проект. (Соответствующие материалы будут представлены по мере изложения результатов исследования).
Объективный взгляд на идущие дискуссии требует признать некоторую корпоративную предвзятость бизнес-сообщества, представители которого, прежде всего в лице различных ассоциаций и форумов предпринимателей, иногда вообще игнорируют позитивные сдвиги в положении МСБ, ставшие результатом государственной политики.
На самом же деле объективным свидетельством успешности реформирования налогового законодательства, других нормативных основ функционирования, регулирования и поддержки предпринимательства стали лидирующие позиции Казахстана в международном рейтинге “Doing Business” в сравнении со всеми другими странами СНГ. Это достижение особо отметил Президент Н.А. Назарбаев в выступлении на торжественном собрании, посвященном 18-ой годовщине независимости Казахстана.
Во
всемирном индексе
Таблица
4. Казахстан во Всемирном индексе экономической
свободы
В то же время осуществляемые государством меры зачастую сводятся на нет недостаточным учетом условий и сопутствующих факторов их реализации, а главное – негодной практикой их осуществления на местах. На это постоянно обращает внимание предпринимательская общественность. В нашем отчете также будут описаны и проанализированы многочисленные факты подобного рода.
Достаточно
тревожным сигналом относительно динамики
развития МСБ является снижение его
доли в ВВП, обозначившееся в последние
годы.
Таблица
5. Доля малого и среднего предпринимательства
в ВВП
Притом,
что доля МСБ в общей численности
субъектов предпринимательства в Казахстане
не уступает соответствующим показателям
в развитых странах, в частности – в странах
ОЭСР, показатели занятости в секторе
МСБ и производительности МСБ разительно
отстают как от наиболее развитых стран,
так и от стран – новых членов Европейского
Союза [4, стр.2-10].
2.2
Оценка становления
малого и среднего
бизнеса в Акмолинской
области
В
целях поддержки и развития бизнеса
в области реализуется
Проводится работа, направленная на защиту прав предпринимателей и пресечение вмешательства в их деятельность контролирующих государственных органов, предупреждение лоббирования интересов коммерческих структур государственными служащими, усиление борьбы с коррупцией, укрепление дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц. Во всех Департаментах и управлениях установлены и действуют телефоны «доверия».
Для финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства проводится целенаправленная работа по отбору приоритетных инвестиционных проектов, осуществляется эффективное взаимодействие с банками, финансовыми и микрокредитными организациями по вопросам финансирования и кредитования этих проектов.
Кроме того, для активизации деятельности субъектов малого и среднего бизнеса госорганами оказывается информационная и методологическая поддержка. Так, 30 января т.2010 г. совместно с департаментом внутренней политики проведен круглый стол «Социальная ответственность бизнеса – важный аспект развития гражданского общества». 14 февраля т.2010 г. приняли участие в семинаре на тему «Объединения субъектов предпринимательства – полномочные представители социального партнерства от работодателей». 3 апреля т.2010 г. совместно с Департаментом внутренней политики проведен Форум по социальной ответственности бизнеса Акмолинской области.
На 1 апреля 2010 года в области по данным Управления статистики зарегистрировано 5992 предприятия малого бизнеса в форме юридического лица, что на 7,5% больше соответствующего периода прошлого года. Из зарегистрированных 63,3% или 3794 предприятия являются действующими, т.е. осуществляют или потенциально могут осуществлять экономическую деятельность, 1898 предприятий (50 % из числа действующих) - активные.
Большинство активных предприятий (36,5%) специализируются на торговле; ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, т.к. этот вид деятельности наиболее доступен для предприятий малого бизнеса. Сельским хозяйством занято 16,3 % активных предприятий, строительством – 17,0%, промышленной деятельностью – 12,5%.
В региональном разрезе наибольшее количество активных предприятий приходится на города Кокшетау (53,6%) и Степногорск (8,3%), а также Щучинский район (7,8 %).
В предприятиях малого бизнеса занято 26,8 тыс. человек, что на 5% превышает уровень прошлого периода. За 3 месяца текущего года создано 1069 рабочих мест.
Произведено продукции (работ и услуг) на сумму 8,9 млрд. тенге, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 22,4%.
Поступление налогов и платежей в бюджет возросло на 27,7% и составило 1,8 млрд. тенге.
Объем розничного товарооборота за январь- март 2010 года составил 9,1 млрд. тенге и возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 13,7%.
На 1 апреля 2010 года в Акмолинской области имеется 6512 предприятий торговли, 848 предприятий общественного питания, 2938 предприятий сферы услуг, которые достаточно равномерно размещены в районах и городах и позволяют удовлетворить спрос населения в различных товарах и услугах.
Наблюдается значительное повышение цен и тарифов на макаронные изделия (119,0%), молочные продукты (108,6%), фрукты (110,6%), овощи (112,4%), картофель (115,3%), крупы (104,3%), муку (103,4%), мыло хозяйственное (111,9%), одежду (102,5%), услуги парикмахерских (107,7%), услуги транспорта (104,8%) и т.д.
Внешнеторговый оборот по Акмолинской области за январь-март 2010 года составил 247,7 млн.долларов США и возрос против соответствующего периода прошлого года на 22%. Экспорт продукции из области составил 115,2 млн.долларов США, а импорт – 132,5 млн. долларов.
В настоящее время внешнеторговые связи предприятий Акмолинской области осуществляются с предприятиями 55 стран мира. Основными внешнеторговыми партнерами являются предприятия России, Германии, Украины, Пакистана, США, Швейцарии, Китая, Турции и т.д.
В экспорте основное место составляют подшипники, пшеница, мука, золото, отходы и лом черных металлов.
Основными составляющими импорта являются инсектициды и гербициды, прутки из железа, оборудование для сельского хозяйства, части и принадлежности к автомобилям, двигатели внутреннего сгорания, автомобили легковые, нефтепродукты, автомобили грузовые, бульдозеры самоходные, экскаваторы.
Инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства представлена следующими организациями:
- департамент предпринимательства и промышленности Акмолинской области, отделы предпринимательства при рай(гор)акиматах;
- 25 общественных объединений предпринимателей;
- 13 филиалов банков второго уровня;
- региональный филиал АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства;
- региональный филиал АО «Фонд развития малого предпринимательства». Директор филиала – Ташибаева Дамелы Габдулловна.
- 15 сельских кредитных товариществ (ТОО КТ «Енбек-Кредит» в Зерендинском районе, ТОО КТ «Болашак» - Астраханском, ТОО КТ «Окжетпес» - Щучинском, ТОО КТ «Достык Дружба» - Атбасарском, ТОО КТ «Целиноградский», ТОО КТ «Акколь», ТОО КТ «Жаркаин», ТОО КТ «Ерейментау Агро», ТОО СКТ «Жаксы Кийма», ТОО СКТ «Егиндыколь Финанс», ТОО СКТ «Шортанды – НС», ТОО КТ «Аршалы», ТОО КТ «Буланды», СКТ «Есиль-2030», СТК «Коргалжин»).
В области зарегистрировано 40 микрокредитных
организаций, из них действуют
21, в том числе 9 МКО по г.
Кокшетау (ТОО МКО «Финанс-Сервис»,
ТОО МКО «Риза», ТОО МКО «Aльянс
CONSUMER FINANCE», ТОО МКО «Кокше-
Информационную поддержку