Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:14, курсовая работа
Основной целью данной работы является исследование опыта развитых стран, глубокое изучение проблем развития малого бизнеса в Республике Беларусь при существующей системе политических и экономических отношени, анализ текущего состояния этого сектора в республике и определение действий и способов улучшения ситуации.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
Раскрыть сущность малого бизнеса, описать критерии отнесения предприятий к малым, дать краткую характеристику форм малых предприятий;
Охарактеризовать роль малых предприятий в экономике, оценить их достоинства и недостатки;
Изучить зарубежный опыт ведения малого бизнеса и роли государства в данном секторе, в частности опыт развитых стран;
Рассмотреть становление малого бизнеса в Республике Беларусь, изучить проблемы, встретившиеся в данной сфере, и дать некоторые рекомендации по разрешению этих проблем;
Проанализировать современная ситуация с малым предпринимательством в нашей стране, рассмотреть мероприятия государства по устранению возникающих проблем;
Оценить перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.
Введение 4
1 Сущность малого бизнеса 6
2 Малый бизнес на практике 12
2.1 Зарубежный опыт 12
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28
По договору товарищества создают общее имущество, внося свои доли в любой форме. Это могут быть как материальные, так и интеллектуальные ценности.
Особенность товарищества — равные права участников по управлению деятельностью и участию в доходах, регламентируемые договором.
Более
сложным по условиям создания является
смешанное товарищество. В западных
странах такое предприятие
Руководить таким обществом имеют право лишь действительные члены, или комплементарии (Австрия, Германия). Они несут, как и в открытом товариществе, неограниченную ответственность по долгам, т.е. всем своим имуществом. Для расширения бизнеса действительные члены привлекают владельцев денег, пассивных вкладчиков или коммандитистов. Последние отвечают по долгам в пределах вложенного имущества и потому лишены права голоса при принятии управленческих решений. Они могут рассчитывать на определенный процент от прибыли на вложенный капитал.
Следующую группу предприятий составляют так называемые капитальные общества, которые создаются на основе объединения капиталов. Из включенных в неё рассмотрим второе, относящееся к формам малого бизнеса.
Общества с ограниченной ответственностью являются наиболее распространенной формой предпринимательства. В Германии их доля составляет более 36 % всех предприятий. Привлекательными сторонами общества являются ограниченная совместным имуществом ответственность по долгам, а также предоставляемые государством налоговые льготы.[3, стр. 68]
В 50-е гг. в США появилась система делового сотрудничества больших, средних и малых предприятий, получившая название «франшизная» (от «франшиза» — льгота, привилегия). Франшиза - это соглашение крупной компании с мелкими фирмами или отдельными бизнесменами, по которому первая обязуется снабжать вторую своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это малая фирма в свою очередь обязуется - поставлять большому партнеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию определенную часть своих доходов. Малая фирма обязуется иметь деловые отношения исключительно с данной крупной компанией, а также вести бизнес строго по ее технологии [18, с.18].
По франшизному соглашению малая фирма получает название крупной, которое становится и товарным знаком продаваемой продукции. Это значительно повышает жизнеспособность бизнеса. Крупная же фирма получает возможности широкой рекламы своей продукции через малые фирмы, расширения рынков ее сбыта. В итоге от такого сотрудничества выигрывают все стороны: малые и большие фирмы укрепляют свои позиции на новых рынках, потребители получают возможность пользоваться высококачественной продукцией знаменитых фирм. [5,стр.12]
Как видим, в странах с развитой рыночной экономикой законодательные органы направляют свои усилия на то, чтобы предоставить как можно более широкие возможности гражданам, занимающимся бизнесом, а с помощью комбинирования различных форм повысить жизнеспособность их предприятий.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Исходя из взглядов Уварова М.Г., экономическое содержание понятия «Малое предпринимательство» составляет совокупность экономических отношений, складывающихся между субъектами общественного производства по поводу инициативной, самостоятельной, особо рисковой и инновационной хозяйственной деятельности на малых предприятиях.[20, стр.19]
Малый бизнес не выступает чем-то изолированным от общей экономической системы, он является ее органической и неотъемлемой частью. Он содействует становлению новой социально-экономической среды и одновременно является ее продуктом.
Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду, в общественное разделение труда, не подменяя собой те сферы, где эффективно развитие других форм организации предпринимательства — среднего, крупного национального, а также транснационального.
Однако нельзя отрицать того, что малое предпринимательство оказывает влияние на экономическое поведение крупных фирм.
Это выражается в следующем: во-первых, крупные предприятия (фирмы, компании), используя опыт малого бизнеса, структуризуют свои подразделения в пользу мелких; во-вторых, они, опираясь на опыт предприятий малого бизнеса, предоставляют своим подразделениям большую хозяйственную свободу, большую самостоятельность в выборе и принятии тактических решений; в-третьих, у них появляется стремление к взаимовыгодному взаимодействию — отношениям субподряда, венчурному финансированию, выполнению определенных заказов и т.п.
При современных масштабах
Но обладая указанными преимуществами, малые и средние предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке находятся в худших конкурентных условиях по сравнению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров. Сложнее обстоит дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок.
Свое
влияние оказывают и
Экономическое
значение малого бизнеса особенно возросло
в последние годы. Малые предприятия,
традиционно широко развивавшиеся
в торговле строительстве, сфере
услуг и сельском хозяйстве, всё
шире осваиваются в промышленности,
особенно в общем и точном
машиностроении, электротехнике. Это
вызвано углубляющейся
Малые предприятия начали активно осваивать новые формы международного сотрудничества – торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы.
Малые
фирмы тесно связаны с научно-
Развитие
производства предприятий малого бизнеса
создаёт благоприятные условия
для оздоровления экономики, поскольку
развивается конкурентная среда, создаются
дополнительные рабочие места, активнее
идёт структурная перестройка, расширяется
потребительский сектор. Кроме того,
развитие малого бизнеса ведёт к
насыщению рынка товарами и услугами,
к повышению экспортного
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.
Можно сделать вывод, что малый бизнес является неотъемлемым элементом экономики: малые предприятия работают на удовлетворение потребностей населения, они регулируют занятость населения, в силу небольших размеров малый бизнес проще организовать, он требует для своего создания меньше средств, а следовательно количество малых предприятий довольно велико, что порождает конкуренцию. Это стимулирует субъектов малого предпринимательства к повышению качества производимой продукции, увеличению её разнообразия. С помощью малого бизнеса можно заработать дополнительные деньги, проявить инициативу, позаботиться о будущем. Я думаю, что, несмотря на наличие негативных сторон в функционировании малого бизнеса, положительное влияние на экономику всё же перевешивает.
Таким
образом, социально-экономическая роль
малого бизнеса очень большая, но
всё же возможности его ограничены, поэтому
ему необходима поддержка со стороны государства.
2
Малый бизнес на практике
2.1 Зарубежный опыт
Огромное
влияние на развитие малого бизнеса
оказывают социально-культурные и
политико-экономические
Именно в этих регионах наиболее развит малый бизнес, основывающийся на человеческом индивидуализме и поддержке «сильного» государства. Рассмотрим особенности функционирования малого бизнеса в рамках данных моделей рыночной экономики поподробнее.
Англосаксонская модель
Малые предприятия занимают ведущее место в экономике США, являются её стержнем. Немного статистики на этот счёт.
К настоящему времени в США за счёт малого бизнеса удалось в основном ликвидировать безработицу, которая в отдельные годы достигала 12 млн. человек. Число малых фирм к настоящему времени достигло 20 млн., что составляет 99,7% от общего количества действующих в стране фирм. На долю малого бизнеса приходится до 50-52% ВВП. По отраслям малым бизнесом охвачено: обрабатывающая промышленность – 21%, строительство – 80%, оптовая торговля – 86%, розничная торговля – 55%, финансы – 60, производство – 81. Это доказывает эффективность и конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в малом бизнесе. [16, стр.75]