Малый бизнес в рб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является исследование опыта развитых стран, глубокое изучение проблем развития малого бизнеса в Республике Беларусь при существующей системе политических и экономических отношени, анализ текущего состояния этого сектора в республике и определение действий и способов улучшения ситуации.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
Раскрыть сущность малого бизнеса, описать критерии отнесения предприятий к малым, дать краткую характеристику форм малых предприятий;
Охарактеризовать роль малых предприятий в экономике, оценить их достоинства и недостатки;
Изучить зарубежный опыт ведения малого бизнеса и роли государства в данном секторе, в частности опыт развитых стран;
Рассмотреть становление малого бизнеса в Республике Беларусь, изучить проблемы, встретившиеся в данной сфере, и дать некоторые рекомендации по разрешению этих проблем;
Проанализировать современная ситуация с малым предпринимательством в нашей стране, рассмотреть мероприятия государства по устранению возникающих проблем;
Оценить перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.

Содержание

Введение 4
1 Сущность малого бизнеса 6
2 Малый бизнес на практике 12
2.1 Зарубежный опыт 12
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28

Работа состоит из  1 файл

Полная версия.docx

— 101.05 Кб (Скачать документ)

    Но  всё же я думаю что малый  бизнес в Японии является одним из самых успешных в мире. Да и в  целом азиатскую модель следует  взять на вооружение. По крайней  мере, в уже выше упомянутом рейтинге «Ведение бизнеса 2010» азиатские страны занимают лидирующие позиции.[1]

    Вообще, в данной главе рассмотрены наиболее «сильные» в сфере малого бизнеса  регионы, опыт которых может быть полезен для не столь преуспевающих  в данной области стран, к которым  относится и Республика Беларусь. Конечно, полностью спроецировать  какую-либо модель на нашу страну не получится  ввиду социально-культурных, экономических, политических отличий, но некоторые  аспекты вполне могли бы успешно  применяться и в Беларуси. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Состояние малого  бизнеса в РБ

    История формирования и развития негосударственного сектора экономики нашей страны насчитывает более 10 лет. В процессе формирования малого бизнеса можно  выделить 2 этапа: до и после 1994 года.

    Массовое  возникновение малых предприятий  началось в республике в начале 90-ых годов на волне либерализации  экономических отношений. Усиливающиеся  кризисные явления в экономике  вынуждали все более широкие  слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни.

Государственная власть не осталась в стороне от этого процесса. Основными нормативными документами, стимулирующими развитие негосударственных и в том  числе малых предприятий, явились  законы: о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 годах и открывшие дорогу частному предпринимательству, и Закон  «Об акционерных обществах, обществах  с ограниченной и дополнительной ответственностью» 1993г., определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров  от 20.05.91 года о малых  предприятиях. Экономическая либерализация способствовала довольно интенсивному росту числа  малых предприятий.

    Однако  с 1994 года отношение к негосударственному начало существенно меняться. Постепенно ожесточались налоговые условия, усиливались  ограничительные меры. Наиболее значимыми  из них явились периодически проводимые перерегистрации, нормативные регламенты качества, меры по безопасности, официальный  отказ государства в поддержке  посреднических предприятий, негласные  запреты на кооперацию с государственным  сектором. Впечатляют административные процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую  деятельность. Так, чтобы начать лоточную торговлю фруктами, требуется получить соглашение санитарного врача, главного архитектора, начальника торгового  отдела и заместителя главы администрации  района города.

      В  1996-1997 годах наблюдалась значительная  активность государственных органов   по стимулированию развития предпринимательства  и малого бизнеса. Это проявилось  в: подписании Президентом Республики  Беларусь  Указов  «О государственной  поддержке малого предпринимательства»  и «О совершенствовании государственного  управления в области предпринимательства  и содействия инвестициям» от 19.07.96 года, в соответствии с которыми  было создано Министерство предпринимательства  и инвестиций, призванное поддержать  негосударственный сектор экономики;  принятии Верховным Советом Республики  Беларусь Закона «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Республике Беларусь» от 16.10.96  года; принятии постановления Совета  Министров Республики Беларусь  «О программе государственной  поддержки предпринимательства  в Республике Беларусь на 1997 год»  от 7.04.97. года и «Об инкубаторах  малого предпринимательства в  Республике Беларусь» от 4.06.92 года. Затем 18.08.97. года был утвержден  Совет по развитию предпринимательства  и инвестиций. Предприняты шаги  по поддержке малого бизнеса  и на уровне местных органов  власти.  В соответствии с указом президента Республики Беларусь № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» от 21 мая 2009 г. к субъектам малого предпринимательства относятся:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. [11]

    По  состоянию на конец 2008 г. в республике функционирует 67991 малое предприятие.[13]

    Численность малых предприятий и их удельный вес в ВВП за период с 2000 по 2008 год приведены на диаграммах.

    Распределение малых предприятий по отраслям представлено в диаграмме.[Рисунок А.1, Приложение А] 

     

       
 

Рисунок 1 – Диаграмма  численности  малых  предприятий в  Республике Беларусь в 2000-2008гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Национального статистического комитета[13]

Рисунок 2 – Удельный вес  малых предприятий  в ВВП РБ,% в 2000-2008гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Национального статистического комитета[13]

    Таким образом, можно проследить изменение  количества малых предприятий. С 2000 по 2006 год численность предприятий  увеличивалась, но медленными темпами. А в течение двух последних  лет наблюдается довольно быстрое  увеличение. Хотя 22,4% (по данным Министерства статистики на 2008г.[13]) из них являются убыточными. Конечно, следует отметить, что численность убыточных предприятий за последний год снизилась, но я думаю, что это количество всё же остаётся значительным. Что же касается удельного веса малых предприятий в ВВП Беларуси, то, несмотря на увеличение данного показателя, по сравнению с развитыми странами он остаётся довольно низким. Следует также отметить, что преобладают предприятия, относящиеся к торговле и общественному питанию, второе место занимает промышленность, далее идёт строительство. А, например, доля малых предприятий в сфере науки вообще очень мала. Подводя итог анализу данных диаграмм, следует сказать, что малый бизнес не играет значительной роли в экономике нашей страны, его способности недооцениваются.

    Одной из причин такого положения является отсутствие целостной системы управления предпринимательством, которая охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и уровень  непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства.

    Если  взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства еще не произошло. Вот уже в  течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи  или перепродажей услуг. В этом контексте  следует отметить, что даже такой  вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться  из-за возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается  и потеря рабочих мест.

    В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объем производства, чтобы обеспечить прибыль и дальнейшую финансовую поддержку своего бизнеса.

    Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса  причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами.

    К социально-психологическим факторам относятся такие, как низкие темпы  демонополизации, разгосударствления и приватизации, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, доступных  источников финансирования, отсутствие системы страхования коммерческих рисков.

    К политическим факторам можно отнести  недостаточную поддержку предпринимательства, препятствия бюрократического аппарата.

    Факторами правового характера являются, в  первую очередь, несовершенная система  налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе. Частые изменения в законодательной  базе вызывают неуверенность в завтрашнем дне, отсюда ориентация на сиюминутную  прибыль, а не на долгосрочную перспективу.

    Факторы организационного порядка включают два аспекта проблемы: во-первых, необходимость в новых кадрах и, во-вторых, необходимость в упрощении  процедуры регистрации создаваемого предприятия.

    В настоящее время особо остро  стоит проблема нехватки высококвалифицированных  кадров менеджеров, отсутствие опыта  и знаний в предпринимательской  деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать исключительно  на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности  малого производства в целом, а также  и специфические условия его  функционирования в соответствующей  стране или регионе.

    Вот почему обязательно нужно учитывать  опыт развитых стран в сфере малого бизнеса. При идеальном учете  опыта развития малого бизнеса в  мире необходимо осуществить комплекс системных мер по приданию этому  сектору экономики места и  роли в решении социально-экономических  проблем общества и создать соответствующие  условия для его развития. По моему мнению, к числу таких мер могут относится следующие:

  1. Согласование политики по развитию малого бизнеса с ключевыми экономическими и социальными целями общества.
  2. Определение вклада малого бизнеса в оптимизацию структуры производства и собственности.
  3. Создание государственной властью такой системы включения граждан в индивидуальную предпринимательскую деятельность, которая предоставляла бы доступные для этого условия.
  4. Децентрализация экономической и политической власти в интересах малого бизнеса.
  5. Развитие предпринимательской культуры.
  6. Проведение благоприятной для малого бизнеса налоговой политики.
  7. Создание системы сотрудничества крупных и малых предприятий.
  8. Создание социально-психологического климата доверия и терпимости к индивидуализму.

    Без решения указанных проблем при  выработке и осуществлении государственной  экономической политики невозможно добиться серьезной стабилизации на основе реформирования экономики.

    Конечно, малый бизнес в РБ испытывает большие  трудности. Но в последнее время  всё же ситуация стала меняться. В политике РБ наметилась либерализация  по отношению к малому бизнесу, руководство  обратилось к данному сектору  как к источнику экономического роста. Как отметил глава государства  А. Лукашенко, «Сегодня из больших предприятий  мы «выжали» практически всё. За счёт чего будем прибавлять ВВП в будущем? Только за счёт модернизации и производства конкурентоспособной продукции  на средних и малых предприятиях».[17, стр.18]

    В текущей пятилетке предусмотрено  увеличение к 2010 г доли малого бизнеса в ВВП до 25%. Для этого Президентом принят ряд нормативных актов по либерализации условий предпринимательской деятельности. Так, по Декрету от 17.12.07 г. предусмотрено сокращение сроков регистрации предпринимательских структур, уменьшение размеров уставных фондов и субсидиарной ответственности, сокращение перечня регистрационных документов, по Декрету от 2о.12.07 г. с помощью малого бизнеса намечено поднять деловую активность в малых городах, по Декрету от 28. 01.08 г. новые предприятия, в том числе с иностранными инвестициями, в малых населённых пунктах освобождаются на 5 лет от уплаты налога на прибыль, сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей и ряда других налогов при реализации товаров (услуг) собственного производства. Согласно указу №1 от 3 января 2009 года, снижены ставки налога при применении упрощённой системы налогообложения: с 10 до 8% от валовой выручки без уплаты НДС, с 8 до 6 % от валовой выручки при уплате НДС, с 20 до 15% при использовании в качестве налоговой базы валового дохода. Увеличен размер валовой выручки, дающий право на применение упрощённой системы налогообложения. Одним из самых «революционных» новых документов для малого бизнеса стал президентский декрет №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 января 2009 года, нормы которого закрепили реальные механизмы реализации заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования. Декрет вступил в силу с 1 февраля нынешнего года. С этого момента государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в день подачи необходимых документов. Коммерческим организациям, за исключением ЗАО и ОАО, разрешено самостоятельно определять размеры уставных фондов. [6] Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2009 г. № 65 утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год. [Схема А.1, Приложение А] Мероприятия Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики. Реализация мероприятий Программы будет способствовать доведению доли малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров (работ, услуг), до 18,5 процентов; численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 18,5 процентов от общей численности занятых в экономике республики, позволит вывести сферу предпринимательства на качественно новый уровень развития, повысить его вклад в экономику страны.[9]

Информация о работе Малый бизнес в рб