Малый бизнес в рб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является исследование опыта развитых стран, глубокое изучение проблем развития малого бизнеса в Республике Беларусь при существующей системе политических и экономических отношени, анализ текущего состояния этого сектора в республике и определение действий и способов улучшения ситуации.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
Раскрыть сущность малого бизнеса, описать критерии отнесения предприятий к малым, дать краткую характеристику форм малых предприятий;
Охарактеризовать роль малых предприятий в экономике, оценить их достоинства и недостатки;
Изучить зарубежный опыт ведения малого бизнеса и роли государства в данном секторе, в частности опыт развитых стран;
Рассмотреть становление малого бизнеса в Республике Беларусь, изучить проблемы, встретившиеся в данной сфере, и дать некоторые рекомендации по разрешению этих проблем;
Проанализировать современная ситуация с малым предпринимательством в нашей стране, рассмотреть мероприятия государства по устранению возникающих проблем;
Оценить перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.

Содержание

Введение 4
1 Сущность малого бизнеса 6
2 Малый бизнес на практике 12
2.1 Зарубежный опыт 12
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28

Работа состоит из  1 файл

Полная версия.docx

— 101.05 Кб (Скачать документ)

    По  мнению заместителя министра экономики  Республики Беларусь А.Н. Тура, в дальнейшем вклад малого бизнеса в экономику  страны продолжит расти. Мировой  финансовый экономический кризис не должен этому воспрепятствовать, для  этого в Беларуси принимаются  все необходимые меры.[6]

    Можно сказать, что прогнозы подтверждаются и достижения белорусской экономики в сфере малого бизнеса начинают радовать.

      По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 октября 2009 г. на учете состоит 77228 юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13211 (или на 20,6%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 10808 (или на 16,3%) [12]

    Хочется также отметить, что по данным Всемирного банка в рейтинге «Ведение бизнеса 2010», который составляется на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, налогообложению и закрытию предприятия, Республика Беларусь заняла 58 место, поднявшись на 24 пункта по сравнению с прошлым годом и обогнав Россию и Украину.[1]

    Несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в белорусском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование отечественного рынка. Подводя итоги, следует сказать, что «лёд тронулся» и в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь наметились положительные тенденции. Но, как говорится, «есть простор для полёта», нам есть к чему стремиться,  с кого брать пример.

Заключение 

    Малый бизнес - сложный комплексный механизм, включающий в себя воспроизведение, поступательное изменение целей, задач, принципов, функций и методов  деятельности. Высокая приспособляемость  малого бизнеса и массовый охват  практически всех сфер национального  рынка, характерные для малого предпринимательства, обеспечивают экономическую устойчивость и способствуют стабильности политической обстановки.

    В данной работе:

  • Раскрыта сущность малого бизнеса, приведены критерии отнесения предприятий к малым, дана краткая характеристика форм малых предприятий;
  • Оценена роль малых предприятий в экономике с их достоинствами и недостатками;
  • Рассмотрен зарубежный опыт ведения малого бизнеса и роли государства в данном секторе, в частности наиболее успешные модели;
  • Отражено становление малого бизнеса в Республике Беларусь, приведены проблемы, встретившиеся в данной сфере, и даны некоторые рекомендации по разрешению этих проблем;
  • Проанализирована современная ситуация с малым предпринимательством в нашей стране, приведены мероприятия государства по устранению возникающих проблем;
  • Оценены перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.

    Темпы роста белорусской экономики  достаточно высокие, но основная роль, в этом развитии, принадлежит государственному сектору экономики. Поэтому для  дальнейшего роста такими темпами  необходимо всё больше внимания уделять  малому бизнесу. Государство должно постараться решить существующие проблемы на пути развития малого бизнеса, и  не допустить появления новых  препятствий:

  • Во-первых, для появления новых малых предприятий, государство должно значительно упростить и сделать более доступным порядок регистрации частных предпринимателей, что, уже само по себе, должно привести к более быстрому развитию малого бизнеса.
  • Во-вторых, попытаться решить проблему доступа на рынок недвижимости и создание реальных технологий приватизации, так как, в большинстве случаев, начинающему юридическому лицу очень трудно найти подходящее помещение  для размещения бизнеса за разумную плату, что часто приводит к изменению организационно-правового статуса, исходя из специфики деятельности организаций (компьютерные, юридические, аудиторские услуги, дизайнерские и печатные работы и др.), на статус индивидуального предпринимателя.
  • В-третьих, следует значительно изменить порядок налогообложения для малого бизнеса, так как действующая в нашей стране система носит преимущественно фискальный характер, и направлена на пополнение бюджета путем максимального изъятия средств предприятий, что практически лишает их прибыли — основного источника расширения производства; необходимо также упростить порядок налогообложения.
  • В-четвёртых, свести к минимуму формализации и регулирования расчётов, а также снизить стоимости банковских услуг.
  • В-пятых, повысить стабильности законодательно-правовой базы для создания атмосферы уверенности, что крайне позитивно скажется как на текущей работе предприятий, так и на перспективах их развития.
  • В-шестых, уделить повышенное внимание подготовке высококвалифицированных специалистов в области ведения бизнеса, а поскольку своего опыта нашей стране недостаточно, нужно расширить обмен опытом с высокоразвитыми странами, посылать молодых специалистов на обучение за рубеж;
  • В-седьмых, приложить усилия к развитию инновационных предприятий.

    Конечно, данные рекомендации не так-то легко  применить на практике, это потребует  времени и больших затрат, но сектор малого бизнеса, несомненно, является очень перспективным направлением в современной экономике. Большой  интерес к нему следует рассматривать  как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в белорусском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование отечественного рынка.

    Результатом этих преобразований должна стать реализация потенциала малого бизнеса, и вывод  экономики Республики Беларусь на уровень  соответствующий требованиям современного рынка. Эффективное развитие небольших  предприятий позволит продолжить экономический  рост, что и является целью любой  экономики. 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 
 

  1. Doing Business 2010 – Рейтинг экономик 183 государств мира// Новости гуманитарных технологий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gtmarket.ru/files/research/Doing-Business-Rank-2010.html. - Дата    доступа: 15.11.2009.
  2. Балашевич  М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт: учебное пособие / М.И.Балашевич. – Минск: БГЭУ,1995.
  3. Балашевич М. И. Малые и средние предприятия/ М.И.Балашевич//Предпринимательство в Беларуси. – 2000. – №2.
  4. Балашевич М.И. Экономика малого бизнеса: учебное пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. - Минск: БГЭУ, 2005. – 231 с.
  5. Балашевич М.И., Малые и средние предприятия – инструмент экономической и социальной стабильности государства/М.И. Балашевич, Т.М. Лазуткина//Предпринимательство в Белорусии. – 2002. - №5.
  6. Вербитская Н. Время перемен для малого бизнеса/Н. Вербитская//Экономика Беларуси. – 2009. - №1.
  7. Германович Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь/Г.В. Германович//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. - №12. – с.2-24
  8. Государственная поддержка малого бизнеса в Японии//Малый бизнес в России и за рубежом [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.smallbiznes.net/BusinessJapan.php. -  Дата доступа: 13.11.2009
  9. Государственная поддержка малого предпринимательства в 2009 году: постановление Совета Министров Республики Беларусь ,21 янв. 2009 г., № 65 // Министерство экономики республики Беларусь[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/c0f0523c581097c9c225701900349321/c55ab69c787d018dc225756e0039ce99?OpenDocument. – Дата  доступа: 13.11.2009.
  10. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учебное пособие для вузов / под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е  изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 430 с.
  11. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Респ. Беларусь, 21 мая 2009 г., № 255//Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/c0f0523c581097c9c225701900349321/724cb63f48268553c22575c100297a89?OpenDocument. – Дата доступа: 13.11.2009.
  12. О развитии малого предпринимательства за 9 месяцев 2009 года // Информационно-аналитические материалы о развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь//  Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/c0f0523c581097c9c225701900349321/8fca6d7e7cbca62fc225765d00277327?OpenDocument. – Дата  доступа: 13.11.2009
  13. Основные показатели деятельности малых предприятий// Национальный статистический комитет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual.php. – Дата  доступа: 13.11.2009
  14. Романчук  Я. «Лёгкая» жизнь малого бизнеса/Я.Романчук// Открытое общество. – 1998. - №3(105).
  15. Сечко Н. Инновации и малые предприятия/Н. Сечко//Директор. – 2007. - №6(96).
  16. Симанович В.Л. Экономика, организация и управление малым бизнесом: монография / В.Л. Симанович. – Минск: Бестпринт,2007. – 441с.
  17. Толстик Н.Н. Деловой климат в Беларуси: уже не мороз, еще не оттепель/Н.Н. Толстик// Экономика. Финансы. Управление – 2006. - №7. – с.18-24.
  18. Турейко В. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса/В. Турейко//Банковский вестник. – 2007. – №7.
  19. Тэпман Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.А.Швандара – Москва, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 287с.
  20. Уваров М.Г. Совершенствование управления малым бизнесом: применение зарубежного опыта в российской практике, дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / М. Г. Уваров. – Москва: РГБ  2003. – 177 с.
  21. Франковская Г.Н. Малый бизнес: учебное пособие для вузов / Г.Н. Франковская. – Воронеж, Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007. – 182 с.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 

Рисунок А.1 – Отраслевая структура малых  предприятий в Республике Беларусь в 2008г.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе данных Национального статистического  комитета[13] 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема А.1 – Программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009г

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Министерства экономики РБ[9]

Информация о работе Малый бизнес в рб