По
мнению заместителя министра экономики
Республики Беларусь А.Н. Тура, в дальнейшем
вклад малого бизнеса в экономику
страны продолжит расти. Мировой
финансовый экономический кризис не
должен этому воспрепятствовать, для
этого в Беларуси принимаются
все необходимые меры.[6]
Можно
сказать, что прогнозы подтверждаются
и достижения белорусской экономики в
сфере малого бизнеса начинают радовать.
По информации Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь, по состоянию
на 1 октября 2009 г. на учете состоит 77228
юридических лиц – субъектов малого предпринимательства.
По сравнению с аналогичным периодом 2009
г. количество юридических лиц – субъектов
малого предпринимательства увеличилось
на 13211 (или на 20,6%), по сравнению с началом
года – также увеличилось на 10808 (или на
16,3%) [12]
Хочется
также отметить, что по данным Всемирного
банка в рейтинге «Ведение бизнеса
2010», который составляется на основании
10 индикаторов регулирования предпринимательской
деятельности, учитывающих время и стоимость
выполнения предпринимателем требований
государства по регистрации нового предприятия,
деятельности предприятия, ведению торговых
операций, налогообложению и закрытию
предприятия, Республика Беларусь заняла
58 место, поднявшись на 24 пункта по сравнению
с прошлым годом и обогнав Россию и Украину.[1]
Несомненная
перспективность сектора малого и среднего
предпринимательства в современной экономике
и, следовательно, большой интерес к нему
не следует рассматривать лишь как очередную
компанию в системе антикризисных мер,
но и как долговременное направление структурной
политики, естественным образом обеспечивающей
органическую смычку воспроизводственных
и рыночных процессов в белорусском хозяйстве,
реализацию современной стратегии экономического
роста в течение долговременного перехода.
Ибо, именно малые предприятия, особенно
в случае удовлетворительной разработки
новой государственной политики в области
малого предпринимательства, могут стать
основой рыночных структур во многих отраслях,
обеспечить перелив инвестиций в сферы
наиболее эффективного приложения ресурсов
и тем самым соединить процессы структурной
политики и формирование отечественного
рынка. Подводя итоги, следует сказать,
что «лёд тронулся» и в развитии малого
бизнеса в Республике Беларусь наметились
положительные тенденции. Но, как говорится,
«есть простор для полёта», нам есть к
чему стремиться, с кого брать пример.
Заключение
Малый
бизнес - сложный комплексный механизм,
включающий в себя воспроизведение,
поступательное изменение целей, задач,
принципов, функций и методов
деятельности. Высокая приспособляемость
малого бизнеса и массовый охват
практически всех сфер национального
рынка, характерные для малого предпринимательства,
обеспечивают экономическую устойчивость
и способствуют стабильности политической
обстановки.
В
данной работе:
- Раскрыта
сущность малого бизнеса, приведены критерии
отнесения предприятий к малым, дана краткая
характеристика форм малых предприятий;
- Оценена роль
малых предприятий в экономике с их достоинствами
и недостатками;
- Рассмотрен
зарубежный опыт ведения малого бизнеса
и роли государства в данном секторе, в
частности наиболее успешные модели;
- Отражено
становление малого бизнеса в Республике
Беларусь, приведены проблемы, встретившиеся
в данной сфере, и даны некоторые рекомендации
по разрешению этих проблем;
- Проанализирована
современная ситуация с малым предпринимательством
в нашей стране, приведены мероприятия
государства по устранению возникающих
проблем;
- Оценены перспективы
развития малого бизнеса в Беларуси.
Темпы
роста белорусской экономики
достаточно высокие, но основная роль,
в этом развитии, принадлежит государственному
сектору экономики. Поэтому для
дальнейшего роста такими темпами
необходимо всё больше внимания уделять
малому бизнесу. Государство должно
постараться решить существующие проблемы
на пути развития малого бизнеса, и
не допустить появления новых
препятствий:
- Во-первых,
для появления новых малых предприятий,
государство должно значительно упростить
и сделать более доступным порядок регистрации
частных предпринимателей, что, уже само
по себе, должно привести к более быстрому
развитию малого бизнеса.
- Во-вторых,
попытаться решить проблему доступа на
рынок недвижимости и создание реальных
технологий приватизации, так как, в большинстве
случаев, начинающему юридическому лицу
очень трудно найти подходящее помещение
для размещения бизнеса за разумную плату,
что часто приводит к изменению организационно-правового
статуса, исходя из специфики деятельности
организаций (компьютерные, юридические,
аудиторские услуги, дизайнерские и печатные
работы и др.), на статус индивидуального
предпринимателя.
- В-третьих,
следует значительно изменить порядок
налогообложения для малого бизнеса, так
как действующая в нашей стране система
носит преимущественно фискальный характер,
и направлена на пополнение бюджета путем
максимального изъятия средств предприятий,
что практически лишает их прибыли — основного
источника расширения производства; необходимо
также упростить порядок налогообложения.
- В-четвёртых,
свести к минимуму формализации и регулирования
расчётов, а также снизить стоимости банковских
услуг.
- В-пятых, повысить
стабильности законодательно-правовой
базы для создания атмосферы уверенности,
что крайне позитивно скажется как на
текущей работе предприятий, так и на перспективах
их развития.
- В-шестых,
уделить повышенное внимание подготовке
высококвалифицированных специалистов
в области ведения бизнеса, а поскольку
своего опыта нашей стране недостаточно,
нужно расширить обмен опытом с высокоразвитыми
странами, посылать молодых специалистов
на обучение за рубеж;
- В-седьмых,
приложить усилия к развитию инновационных
предприятий.
Конечно,
данные рекомендации не так-то легко
применить на практике, это потребует
времени и больших затрат, но сектор
малого бизнеса, несомненно, является
очень перспективным направлением
в современной экономике. Большой
интерес к нему следует рассматривать
как долговременное направление структурной
политики, естественным образом обеспечивающей
органическую смычку воспроизводственных
и рыночных процессов в белорусском хозяйстве,
реализацию современной стратегии экономического
роста в течение долговременного перехода.
Ибо, именно малые предприятия, особенно
в случае удовлетворительной разработки
новой государственной политики в области
малого предпринимательства, могут стать
основой рыночных структур во многих отраслях,
обеспечить перелив инвестиций в сферы
наиболее эффективного приложения ресурсов
и тем самым соединить процессы структурной
политики и формирование отечественного
рынка.
Результатом
этих преобразований должна стать реализация
потенциала малого бизнеса, и вывод
экономики Республики Беларусь на уровень
соответствующий требованиям современного
рынка. Эффективное развитие небольших
предприятий позволит продолжить экономический
рост, что и является целью любой
экономики.
Список
использованных источников
- Doing Business 2010
– Рейтинг экономик 183 государств мира//
Новости гуманитарных технологий [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://gtmarket.ru/files/research/Doing-Business-Rank-2010.html. - Дата доступа:
15.11.2009.
- Балашевич
М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный
опыт: учебное пособие / М.И.Балашевич.
– Минск: БГЭУ,1995.
- Балашевич
М. И. Малые и средние предприятия/ М.И.Балашевич//Предпринимательство
в Беларуси. – 2000. – №2.
- Балашевич
М.И. Экономика малого бизнеса: учебное
пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. - Минск:
БГЭУ, 2005. – 231 с.
- Балашевич
М.И., Малые и средние предприятия – инструмент
экономической и социальной стабильности
государства/М.И. Балашевич, Т.М. Лазуткина//Предпринимательство
в Белорусии. – 2002. - №5.
- Вербитская
Н. Время перемен для малого бизнеса/Н.
Вербитская//Экономика Беларуси. – 2009.
- №1.
- Германович
Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса:
опыт зарубежных стран и предложения по
их оценке в Республике Беларусь/Г.В. Германович//Белорусская
экономика: анализ, прогноз, регулирование.
– 2003. - №12. – с.2-24
- Государственная
поддержка малого бизнеса в Японии//Малый
бизнес в России и за рубежом [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.smallbiznes.net/BusinessJapan.php. - Дата доступа:
13.11.2009
- Государственная
поддержка малого предпринимательства
в 2009 году: постановление Совета Министров
Республики Беларусь ,21 янв. 2009 г., № 65 //
Министерство экономики республики Беларусь[Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/c0f0523c581097c9c225701900349321/c55ab69c787d018dc225756e0039ce99?OpenDocument. – Дата доступа:
13.11.2009.
- Малый бизнес.
Организация, экономика, управление: учебное
пособие для вузов / под. ред. проф. В.Я.
Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА,
2003. – 430 с.
- О некоторых
мерах государственной поддержки малого
предпринимательства: Указ Президента
Респ. Беларусь, 21 мая 2009 г., № 255//Министерство
экономики Республики Беларусь [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/c0f0523c581097c9c225701900349321/724cb63f48268553c22575c100297a89?OpenDocument. – Дата доступа: 13.11.2009.
- О развитии
малого предпринимательства за 9 месяцев
2009 года // Информационно-аналитические
материалы о развитии малого предпринимательства
в Республике Беларусь// Министерство
экономики Республики Беларусь [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/c0f0523c581097c9c225701900349321/8fca6d7e7cbca62fc225765d00277327?OpenDocument. – Дата доступа:
13.11.2009
- Основные
показатели деятельности малых предприятий//
Национальный статистический комитет
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual.php. – Дата доступа:
13.11.2009
- Романчук
Я. «Лёгкая» жизнь малого бизнеса/Я.Романчук//
Открытое общество. – 1998. - №3(105).
- Сечко Н.
Инновации и малые предприятия/Н. Сечко//Директор.
– 2007. - №6(96).
- Симанович
В.Л. Экономика, организация и управление
малым бизнесом: монография / В.Л. Симанович.
– Минск: Бестпринт,2007. – 441с.
- Толстик
Н.Н. Деловой климат в Беларуси: уже не
мороз, еще не оттепель/Н.Н. Толстик// Экономика.
Финансы. Управление – 2006. - №7. – с.18-24.
- Турейко
В. Франчайзинг как форма развития малого
бизнеса/В. Турейко//Банковский вестник.
– 2007. – №7.
- Тэпман Л.Н.
Малый бизнес: опыт зарубежных стран: учебное
пособие для вузов / под ред. проф. В.А.Швандара
– Москва, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 287с.
- Уваров М.Г.
Совершенствование управления малым бизнесом:
применение зарубежного опыта в российской
практике, дис. … канд. экон. наук: 08.00.05
/ М. Г. Уваров. – Москва: РГБ 2003. – 177
с.
- Франковская
Г.Н. Малый бизнес: учебное пособие для
вузов / Г.Н. Франковская. – Воронеж, Издательско-полиграфический
центр Воронежского государственного
университета, 2007. – 182 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Рисунок
А.1 – Отраслевая структура малых
предприятий в Республике Беларусь
в 2008г.
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе данных Национального статистического
комитета[13]
Схема А.1
– Программа государственной поддержки
малого предпринимательства в Республике
Беларусь на 2009г
Примечание
– Источник: собственная разработка на
основе данных Министерства экономики
РБ[9]