Малый бизнес в рб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является исследование опыта развитых стран, глубокое изучение проблем развития малого бизнеса в Республике Беларусь при существующей системе политических и экономических отношени, анализ текущего состояния этого сектора в республике и определение действий и способов улучшения ситуации.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
Раскрыть сущность малого бизнеса, описать критерии отнесения предприятий к малым, дать краткую характеристику форм малых предприятий;
Охарактеризовать роль малых предприятий в экономике, оценить их достоинства и недостатки;
Изучить зарубежный опыт ведения малого бизнеса и роли государства в данном секторе, в частности опыт развитых стран;
Рассмотреть становление малого бизнеса в Республике Беларусь, изучить проблемы, встретившиеся в данной сфере, и дать некоторые рекомендации по разрешению этих проблем;
Проанализировать современная ситуация с малым предпринимательством в нашей стране, рассмотреть мероприятия государства по устранению возникающих проблем;
Оценить перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.

Содержание

Введение 4
1 Сущность малого бизнеса 6
2 Малый бизнес на практике 12
2.1 Зарубежный опыт 12
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28

Работа состоит из  1 файл

Полная версия.docx

— 101.05 Кб (Скачать документ)

    В общем, характерными чертами малого бизнеса в США являются:

  • относительная независимость от государства;
  • прагматичность;
  • ориентация на инновационность и наукоёмкость производства;

    Экономическая помощь малому бизнесу со стороны  государства осуществляется на трёх уровнях:

  1. Федеральный (Администрация малого бизнеса);
  2. Правительства Штатов;
  3. Муниципальный.

    Администрация по делам малого бизнеса была создана  в 1953 году как самостоятельное агентство  федерального правительства с соответствующим  финансированием. Следует привести также её основные функции:

  • определение показателей отнесения предприятий к категории малого бизнеса, участия в государственных программах и пользования льготами;
  • осуществление различных программ методологической и финансовой поддержки малых предприятий;

    Основной  формой поддержки является программа  кредитных гарантий, которая обеспечивает кратко- и долгосрочные займы для  предпринимателей, начинающих свою деятельность, или уже действующих компаний, не имеющих возможности получить финансовые ресурсы на обычных условиях. АМБ предоставляет им гарантии на получение кредитов для создания основного капитала и приспособления оборотных средств.[7, стр. 5] Наряду с кредитованием наиболее крупными являются программы поддержки деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, оказания юридических услуг, оказания помощи в научно-исследовательской работе, развития экспортоориентированных производств.

  • осуществление посредничества между крупными компаниями, университетами и малыми фирмами;
  • исследование внутреннего и внешнего рынка.

    Следует также отметить, что федеральное  правительство финансирует 35 % расходов малых и средних предприятий  на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы в форме налоговых льгот  и через государственные контракты.

    Важным  направлением стимулирования малого инновационного бизнеса является организация технопарков. Технопарки – это научно-промышленные комплексы, созданные для производства новейшей продукции или разработки новейшей технологии на базе тесных отношений  с университетскими и научно-исследовательскими центрами. [20, стр.41]

    На  основе приведенной выше статистики можно сделать вывод, что проводимые предприятия являются довольно эффективными.  По данным Всемирного банка в рейтинге «Ведение бизнеса 2010» США занимает четвёртую строчку.[1]

    В Великобритании на долю малого бизнеса  в настоящее время приходится  21% товарооборота и 36% рабочей силы страны. Каждый восьмой взрослый занят  индивидуальным бизнесом. На долю малого бизнеса приходится около 50% прироста новых рабочих мест.[21, стр. 24] Здесь отсутствует единое определение для сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего к нему относят предприятия с числом работающих не более 250 человек.

    Значительная  роль в стимулировании развития малых  фирм принадлежит бюджетно-налоговой  и кредитной политике государства. К мерам общего характера относятся:

  • установление для малых фирм пониженных ставок налогов;
  • отложенная оплата счетов;
  • составление баланса для расчёта налога на добавленную стоимость только после оплаты своих счетов;
  • эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд;
  • льготы при взимании местного налога на имущество.

    По  правительственной «Программе гарантирования кредитов» большая часть кредитов, предоставляемых банками малому бизнесу, гарантируется правительством. Активное участие в становлении  мелких фирм принимают крупные компании.

    Серьёзное внимание уделяется программам подготовки специалистов в области малого и  среднего бизнеса. В университетах, технических вузах, колледжах, региональных центрах управления и частных  консультативных фирмах действуют  курсы «малого бизнеса» с продолжительностью обучения 6-10 недель.

    В целом, англосаксонскую модель следует  признать довольно эффективной, опыт ведения  малого бизнеса в США и Великобритании может оказаться полезным для  многих стран, в частности для  Республики Беларусь.

    Западноевропейская  модель

    Западноевропейская  континентальная модель оформилась во Франции, а нынче характерна для  Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. Важными чертами для континентальной  модели являются традиции государственного регулирования бизнеса, а также  сохранившиеся со средневековья  модернизированные цеховые традиции.

    Вплоть  до середины 70-х гг. ХХ в. Большинство  европейских стран было ориентировано  на стимулирование массового производства, развитие крупных предприятий. Малый  бизнес рассматривался как возврат  к прошлой неэффективной промышленной структуре, и ему в основном отводилась роль субподрядчика.

    В 90-х гг. ХХ в. Развитие малого и среднего бизнеса стало одной из главных  задач европейских стран в  связи с продемонстрированными  им возможностями выживания в  условиях экономического кризиса. Именно малый и средний бизнес стал рассматриваться  как главный источник обеспечения  занятости и экономического развития.

    Согласно  «Европейскому обзору малых и  средних предприятий» 99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые  и средние предприятия. На их долю приходится около 50% общего объёма продаж в промышленности, 67% - в сфере  услуг, почти 90% - в строительстве  и торговле. Малый и средний  бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа  рабочих мест. [20, стр. 33-34]

    В европейских странах большое  число мелких предприятий – это  семейные предприятия, причём, как правило, семейный бизнес наследуется, и традиции продолжаются, качество изделий со временем улучшается. Следовательно, отличительной  чертой малого бизнеса в странах  Западной Европы является ориентация на качество и уникальность производимой продукции.

    Это влияет и на образ отраслевой структуры  экономики европейских стран. Франция, Италия, Швейцария, Нидерланды и другие страны Европы доминируют в развитии туризма, высокой моды, в производстве предметов роскоши и уникальных сельскохозяйственных продуктов. Если в США большинство состояний  сделаны на развитии и реализации новых технологий, постиндустриальных более в технологическом, чем  в социальном аспекте (информатика, биоинжинерия, физика), то в Европе в  десятку наиболее богатых людей  входят владельцы L’Oreal, LVMH, Redoute, Luxottica, Hermes, представляющие сектор экономики, в котором создаются уникальные и невоспроизводимые товары и услуги.

    В странах Западной Европы выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:

административная  и регулирующая бизнес-среда –  упрощение системы налогообложения, сокращение статистической и налоговой  отчётности, упрощение порядка получения  лицензий и др. Большинство стран  создали комитеты по анализу ситуации в этой области и выработке  мер по снижению административного бремени:

  • Финансовые условия – в основном применяются такие меры государственной поддержки, как предоставление гарантий займов, используемых для модернизации оборудования, либо расширения производства с увеличением численности занятых;
  • Формирование специальных резервов поддержки малого и среднего бизнеса, а также применение фискальных льгот и дотаций;
  • Развитие экспорта – предоставление экспортных гарантий на благоприятных условиях, улучшение доступа к информации посредством централизации информационных источников; оказание консультационных услуг, информирование о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, результате других маркетинговых исследований;
  • Повышение конкурентоспособности – улучшение доступа к научно-техническим исследованиям, повышение квалификации кадров.

        Активная  поддержка малого и среднего бизнеса  западными государствами объясняется  не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные  структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются  сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира.

        Азиатская модель

    Сюда  можно отнести такие страны, как  Япония, Тайвань, Китай, Южная Корея, Филиппины, Вьетнам.

    Наличие в этих странах большого количества малых и средних предприятий  во многом обусловлено традициями, семья исторически оставалась главной  ценностью. Например, в японском малом  бизнесе достаточно большую часть  занятых составляют родственники и  земляки хозяина. В Китае же семья  может включать отца и сына, одновременно несколько поколений или всех родственников вообще. Это касается также и других типов личностных связей (земляческих, отношений между  одноклассниками и т.д.).

    Основной  особенностью данной модели является очень сильный государственный  контроль. Характерно также преобладание накопления над текущим потреблением. Для человека Восточноазиатской  культуры его дело значит больше, чем  он сам, так как оно будет жить и после его смерти.

    Обратимся поподробнее к Японскому малому бизнесу. В этой стране на малые предприятия приходится около 55% реализованной продукции промышленности, около 60% объема промышленности. Функционируют 6,5 млн. небольших предприятий (90% от общего их числа), на которых занято около 40 млн. человек (более 80% общей численности работающих). В обувной, швейной, галантерейной промышленности, производстве лекарств, комплектующих изделий и конструкций, строительстве, сфере услуг (включая обслуживание техники) небольшие предприятия занимают господствующее положение.[20]

    В стране сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых и  средних предприятий:

  • центральное правительство;
  • местные органы власти;
  • крупный бизнес;
  • самостоятельные объединения мелких предприятий.

    Стимулирование  проводится на всех этапах развития старых и особенно новых малых и средних  предприятий: регистрации, становления, роста. Для этого используется система  разнообразных экономических рычагов: льготные займы и кредиты (общие  и целевые), различные налоговые  льготы, техническая и консультационная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и прочее. Все  это основано на системе общенационального  законодательства и реализуется  через сеть государственных, смешанных  и частных коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе специальных  центров по «выращиванию» новых  компаний мелкого бизнеса.

    Местные и центральные органы власти стимулируют  становление и дальнейшее развитие компаний мелкого бизнеса при  помощи субсидий, займов, кредитных  гарантий, налоговых льгот, оказания помощи в обучении кадров и облегчения доступа к информации.

    Интересно, что в Японии определяются приоритетные направления развития определённых производств и услуг. И если малые  предприятия развивают своё производство именно на этих направлениях, то им предоставляются  налоговые льготы на стимулирование конкретных видов деятельности. Налоговые  льготы распространяются также на содержание современного высокопроизводительного  оборудования.

    Тем не менее, азиатская модель развития экономики в целом сегодня  довольно скептически оценивается  специалистами. Например, Уваров М.Г. утверждает, что, несмотря на высокий уровень технологического развития, сохраняющаяся ориентация на производство (для человека восточноазиатской культуры его дело, которое должно жить и после его смерти, часто значит больше, чем он сам), а не на удовлетворение собственных потребностей в самосовершенствовании, заставляет искать приоритеты экономического роста в рамках западного индустриального общества. Так, несмотря на огромные усилия (например, расходы на НИОКР в Японии сравнимы с расходами США и всего ЕС), доля общепризнанных в мире инноваций (исключая сферу бытовой электроники) здесь невелика: внедряются в основном изобретения и технологии, сделанные в США и Европе.[20, стр.23-33]

Информация о работе Малый бизнес в рб