Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:18, курсовая работа
Малые предприятия, благодаря своей приспособленности и высокой деловой активности, создают условия для благоприятного развития экономики. Важной особенностью развития мировой экономики в последние 20 лет является быстрый количественный рост, активизация и интенсивное освоение новых видов деятельности мелкими компаниями. Они играют все более заметную роль в решении проблем научно-технического развития, совершенствовании структуры и повышении эффективности национальной экономики, а также выступают на мировом рынке товаров, услуг и капитала, оказывая влияние на расширение международных экономических связей.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Малый бизнес в современной рыночной экономке………………..….…...5
2. Организационно-правовые формы малых предприятий……………….......11
3. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………18
Заключение…………………………………………………………………..….26
Приложение…………..…………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………..……….29
6. развитие малого предпринимательства создает благоприятный климат для интенсификации труда. В большом коллективе очень просто, работая в полсилы, получать заработную плату на одинаковом уровне со всеми. Отсюда возникает уравниловка в оплате труда, которая приводит к тому, что их хорошие работники начинают снижать интенсивность своего труда. На малом предприятии все на виду. Можно оценить вклад каждого в конечный результат. В зависимости от этого дифференцируется и оплата труда. Это становится одним из главных рычагов интенсификации труда;
7. развитие сети малых предприятий может максимально снизить уровень безработицы. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места. Переход к рынку в нашей стране неизбежно приведет к свертыванию ряда производств, в ряде случаев банкротство предприятий. Возрастет безработица.
Таким образом, малые предприятие, с одной стороны, формирует рыночную среду, а с другой – открывает широкие возможности для всех кто склонен к предпринимательской деятельности. В США, например, из 19 млн. разных самостоятельных фирм свыше 94% составляют мелкие. В Японии 11 млн. самостоятельных компаний относится к средним и мелким предприятиям. 99% из них принадлежат сектору мелкого бизнеса. На долю этого сектора в США приходится около 50% ВНП, а в Японии – свыше 50%. В США мелкие фирмы дают 2/3 вновь создаваемых рабочих мест.
В бывшем СССР на каждое предприятие приходилось продукции в 4 раза больше, чем в США. Среднее число занятых на одном предприятии в стране в 1988 году составляло 873 человека, в то время как в развитых капиталистических странах не превышало 86. Ни одна страна в мире не имела такой степени концентрации производства, хотя в отдельных случаях присутствие на рынке продукции индустриальных гигантов диктуется экономической целесообразностью. Это необходимо рассматривать как исключение из правил. В то же время создать развитый рынок товаров невозможно" при отсутствии конкуренции производителей.
Монопольные производители при социализме возникли не вследствие рыночного и технологического соревнования в борьбе за полное удовлетворение потребителей, а как результат государственного вмешательства на всех уровнях многообразные экономические процессы. Для нашей экономики характерны монопольные структуры, базирующиеся в основном на сверх централизации управления на основе иерархического подчинения. Монополия на управление породила производственную монополию, характеризующуюся концентрацией производства определенного продукта на одном или нескольких предприятиях как следствие, возникла монополия в сфере распределительных отношений – монополия реализация товара. В результате сформировался монополизм иного порядка, чем в условиях рыночных отношений.
Гегемония
хозяйствующих субъектов
Актуальным является принятие антимонопольного законодательства, в котором важное место должно быть отведено развитию "малого бизнеса". Мировая практика показывает, что сектор мелкого предпринимательства выполняет важные функции в экономике, именно он создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции, мгновенной реакции на любые изменения рыночной конъюнктуры, ту среду и дух предпринимательства, без которых ни одна рыночная экономика невозможна. В США малые фирмы внедряют в 17 раз больше нововведений, чем крупные компании с численностью занятых более 10 тысяч человек. Исследования показали, что после поглощения малой фирмы значительно более крупной производительность труда падает на 20-30%, а общая экономическая эффективность снижается в среднем в 1,5 раза. [9 с.30].
Проблема развития и поддержки малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой и у нас, где только создается механизм рыночных отношений, во многом различна. За рубежом малые предприятия существуют в рыночной экономике как неотделимая ее часть, поддерживаются и поощряются. Так, созданная в начале 50-х годов Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в настоящее время насчитывает 4,5 тыс. служащих. АМБ оказывает помощь малым предприятиям, особенно в начальный период их становления, в частности путем гарантирования кредитов, содействия в повышении квалификации предпринимателей. Государство, являясь регулятором экономики, устанавливает налоги в зависимости от прибыли предприятия. Поощряя развитие и действие малых предприятий, правительство США устанавливает для них ставку налога 25-30%, что значительно меньше, чем для крупных предприятий. Оно же снижает налоги, если область применения капитала постоянная в течение 5-7 лет. Причем применяется прогрессивная ставка налога: малая, где степень его приложения капитала незначительна, и необходимо привлечь капитал, и высокая, где степень его приложения велика. Для того, чтобы малые предприятия в нашей республике развивались быстро и эффективно, смогли в ближайшие 1,5-2 года создать устойчивый сектор рыночной экономики, они должны быть поставлены в одинаковые условия независимо от формы собственности. Поощрение их деятельности в первую очередь должно осуществляться за счет снижения налоговых ставок на прибыль, предоставления льготных кредитов и субсидий из финансовых источников, сформированных на региональном уровне. Необходимо отработать систему страхования малого бизнеса. Все это создает необходимую стабильность и уверенность у предпринимателей, рискующих собственным или заемным капиталом. При этом важнейшее условие функционирования рынка - самостоятельность предприятий, их материальная ответственность за свою деятельность. Они должны иметь свободу для использования принадлежащего им, арендуемого или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, сами принимать и размещать заказы, распределять доходы, в полной мере осознавать, что их возможности ограничены заработанными ими самими средствами.
Экономическая свобода субъектов рыночных отношений - это возможность свободного выбора партнеров, состязательность и конкурентная борьба. Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа, достижение иной цели или выгоды. В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Она обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение НТП. Сейчас у нас существует конкуренция, но, в основном, только среди потребителей, за товар. Такого рода конкуренция является оборотной стороной ведомственного монополизма, материальная основа которого – высокая степень концентрации производства и слабость "второго этапа" экономики – мелкого бизнеса
Главной целью создания малых предприятий является увеличение массы производителей как основного компонента рынка, которые предназначены для ликвидации монополии, развития конкуренции и максимального удовлетворения потребительского спроса населения. Динамичность мелких производств, их способность в короткие сроки изменить номенклатуру изготовляемых изделий, низкая удельная капиталоемкость делают малую экономику основой структурной гибкости хозяйства республики. В условиях перехода к рыночной экономике это свойство малых предприятий приобретает особенное значение.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что костяком экономики являются крупные корпорации, а ее мускулами - мелкие компании, приводящие большой бизнес в движение. В последнее время стали считать, что многие мелкие фирмы - не только мускулы экономики, но и часть ее мозгов. Во многих наукоемких отраслях тон задают именно гибкие, оперативные фирмы (венчуры), которые вносят ощутимый вклад в инновационные процессы.
Вместе
с тем, развивая малые предприятия,
не следует воспринимать их как антипод
крупным. Формирование сети малых предприятий
должно стать процессом заполнения имеющихся
пустот в хозяйстве, которые лишали экономику
структурной гибкости, восприимчивости
к новинкам науки и техники, инициативного
поиска, отзывчивости на запросы потребителей.
2. Организационно-правовые формы малых предприятий.
Вопрос о том, какие организационно-правовые формы могут принимать малые предприятия, имеет большое социально-экономическое значение. Речь идет о возможности населения включаться в предпринимательскую деятельность, а потому и о масштабах малого бизнеса. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людей вовлечь в предпринимательскую деятельность, поэтому законодательством предусмотрены разнообразные формы создания малых предприятий. При этом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабы бизнеса, тем проще порядок его государственной регистрации.
Выбор организационно-правовой формы предприятия зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:
- задачи, которые ставятся перед предприятием при его создании;
- размер капитала, которым располагают основатели;
-
ответственность, которую
-
степень участия вкладчика
-
наличие или отсутствие у
- налоговое законодательство.
Наиболее распространенной формой предпринимательства является индивидуальная трудовая деятельность (ИТД). На Западе к этой форме относится единоличное владение собственностью. Владельцем такого предприятия может быть как одно лицо, так и семья, но в последнем случае надо иметь в виду, что "империя" Форда - тоже семейное предприятие. Индивидуальная трудовая деятельность активно используется и в хозяйственной жизни нашей республики.
Единоличные предприятия имеют незначительные масштабы деятельности, не являются, как правило, юридическими лицами, и поэтому их создание не обременено сложной процедурой. Им достаточно периодически получать патент иди регистрационное удостоверение. Государство обеспечивает поступление налогов в казну от таких бизнесменов с помощью их регистрации и налоговых деклараций.
Единоличный предприниматель создает свое предприятие на свои деньги, отвечает всем своим имуществом, единолично управляет и распоряжается прибылью.[8 С.16-17].
Со временем, по мере расширения бизнеса, начинают сказываться недостатки такого предпринимательства: высокий риск, слабый финансовый базис. С целью их преодоления бизнесмены объединяются персонально, профессионально или объединяют капиталы.
Непродолжительное сотрудничество проще всего осуществлять в форме товарищества. Под ним понимается договорное соглашение лиц об объединении имущества и усилий для достижения определенной цели в бизнесе.
Создание такого предприятия оформляется устным или письменным договором. Оно не имеет права юридического лица, не регистрируется и ликвидируется участниками по достижении цели. Члены такого предприятия обязаны внести оговоренный вклад, равно участвовать в погашении убытков и долгов. Они имеют право совместно вести дела и представлять предприятие, равно, независимо от вклада участвовать в распределении прибыли, в любое время выйти из предприятия и получить часть имущества.
Привлекательность такой формы предпринимательства - быстрое создание без бюрократических препон и с наименьшими затратами.
К этой же группе относится и анонимное товарищество - договорное соглашение между предпринимателем и собственником капитала, по которому последний передает в распоряжение первого свое имущество под определенный процент прибыли на вложенный капитал.
Деньги анонимного вкладчика зачисляются на особый счет и не становятся собственностью предпринимателя. Вкладчик участвует в погашении убытков до размера вклада и получает право на оговоренную долю прибыли, получение информации в виде годового отчета и может выбыть в оговоренном порядке. Его имя не указывается в названии фирмы, и отношения с владельцем предприятия внешне невидимы.
Приведенные формы бизнеса относятся к неполным, так как они не ведут к формальному образованию фирмы и не вносятся в реестр. Они занимают малый удельный вес в общем числе предприятий.
Следующую группу коллективных предпринимательских структур составляют так называемые персональные товарищества: открытое торговое и смешанное. Они имеют более высокий статус, так как могут заниматься бизнесом в больших масштабах, и потому подлежат государственной регистрации.
Довольно
широкое распространение