Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание

Малые предприятия, благодаря своей приспособленности и высокой деловой активности, создают условия для благоприятного развития экономики. Важной особенностью развития мировой экономики в последние 20 лет является быстрый количественный рост, активизация и интенсивное освоение новых видов деятельности мелкими компаниями. Они играют все более заметную роль в решении проблем научно-технического развития, совершенствовании структуры и повышении эффективности национальной экономики, а также выступают на мировом рынке товаров, услуг и капитала, оказывая влияние на расширение международных экономических связей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Малый бизнес в современной рыночной экономке………………..….…...5

2. Организационно-правовые формы малых предприятий……………….......11

3. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………18

Заключение…………………………………………………………………..….26

Приложение…………..…………………………………………………………28

Список использованной литературы…………………………………..……….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

  6. развитие  малого  предпринимательства создает благоприятный климат для интенсификации труда. В большом коллективе очень просто,  работая  в  полсилы,  получать  заработную  плату  на одинаковом уровне со всеми. Отсюда возникает уравниловка в оплате  труда,  которая  приводит  к  тому,  что  их  хорошие работники начинают снижать  интенсивность  своего труда.  На малом предприятии все на виду. Можно оценить вклад каждого в конечный результат. В зависимости от этого дифференцируется и оплата  труда.  Это  становится  одним  из  главных  рычагов интенсификации труда;

  7. развитие сети малых предприятий может максимально снизить уровень безработицы. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места.  Переход к рынку в  нашей  стране неизбежно приведет  к  свертыванию  ряда  производств,  в  ряде  случаев банкротство предприятий. Возрастет безработица.

  Таким образом, малые предприятие,  с  одной стороны, формирует рыночную среду,  а с другой –  открывает  широкие возможности для всех  кто  склонен  к  предпринимательской  деятельности.  В  США, например,  из  19 млн.  разных  самостоятельных фирм свыше  94% составляют  мелкие.  В  Японии  11  млн.  самостоятельных  компаний относится к средним и мелким предприятиям. 99% из них принадлежат сектору мелкого бизнеса. На долю этого сектора в США приходится около 50% ВНП, а в Японии –  свыше 50%. В США мелкие фирмы дают 2/3 вновь создаваемых рабочих мест.

  В бывшем СССР на каждое предприятие  приходилось продукции в 4 раза больше, чем в США. Среднее число занятых  на одном предприятии в стране в 1988 году составляло 873 человека, в  то время как в развитых капиталистических странах не превышало 86. Ни одна страна в мире не имела такой степени концентрации производства,  хотя в отдельных случаях  присутствие на рынке  продукции индустриальных гигантов диктуется экономической целесообразностью. Это необходимо рассматривать как исключение из правил.  В то же время создать развитый  рынок  товаров  невозможно" при  отсутствии  конкуренции производителей.

  Монопольные производители при социализме возникли не вследствие рыночного  и  технологического  соревнования  в  борьбе  за  полное удовлетворение  потребителей,  а  как  результат  государственного вмешательства на всех уровнях многообразные экономические процессы. Для нашей экономики характерны монопольные структуры, базирующиеся в   основном   на   сверх   централизации   управления   на   основе иерархического  подчинения.   Монополия  на  управление  породила производственную монополию,  характеризующуюся  концентрацией  производства определенного  продукта  на  одном или  нескольких предприятиях  как  следствие,  возникла монополия в  сфере распределительных отношений  –  монополия реализация товара.  В результате сформировался монополизм иного порядка,  чем в условиях рыночных отношений.

  Гегемония хозяйствующих субъектов основана на изоляции их от рынка,  на внешнеэкономических методах принуждения отдельных субъектов экономических отношений следовать воле и требованиям монополистических структур. Очевидны последствия такого положения дел в экономике:  подавление инновационной активности;  у предприятий пропадают  стимулы  к  внедрению  прогрессивных  технологических процессов и оборудования;  падают темпы роста производительности труда;   появляется   безразличие      интереса   потребителей   и бесхозяйственность;  производство существенно отстает  от мирового уровня.

  Актуальным  является принятие антимонопольного законодательства, в  котором  важное место  должно  быть  отведено  развитию  "малого бизнеса".  Мировая практика показывает,  что сектор мелкого предпринимательства выполняет важные функции в экономике,  именно он создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции, мгновенной реакции на любые изменения рыночной конъюнктуры,  ту среду и дух предпринимательства,  без которых ни одна рыночная экономика невозможна. В США малые фирмы внедряют в 17 раз больше нововведений, чем крупные компании с численностью занятых более 10 тысяч человек. Исследования показали, что после поглощения малой фирмы значительно более крупной производительность труда падает на 20-30%,  а общая экономическая эффективность снижается в среднем в 1,5 раза.  [9 с.30].

  Проблема  развития и поддержки малого бизнеса  в странах с развитой рыночной экономикой и у нас,  где только создается механизм рыночных  отношений,   во  многом  различна.   За  рубежом  малые предприятия существуют  в рыночной  экономике как неотделимая ее часть, поддерживаются и поощряются. Так, созданная в начале 50-х годов Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в настоящее время насчитывает  4,5  тыс.   служащих.  АМБ  оказывает  помощь  малым предприятиям,  особенно  в начальный период  их  становления,  в частности путем гарантирования кредитов,  содействия  в  повышении квалификации  предпринимателей.  Государство,  являясь  регулятором экономики,  устанавливает  налоги  в  зависимости от прибыли предприятия.  Поощряя развитие  и  действие малых  предприятий,  правительство  США  устанавливает  для  них  ставку  налога  25-30%,  что значительно меньше, чем для крупных предприятий.  Оно же снижает налоги, если область применения капитала постоянная в течение 5-7 лет.  Причем применяется прогрессивная ставка налога:  малая,  где степень  его  приложения  капитала  незначительна,  и  необходимо привлечь капитал, и высокая, где степень его приложения велика. Для того, чтобы малые предприятия в нашей республике развивались быстро и эффективно,  смогли в ближайшие 1,5-2  года создать устойчивый сектор рыночной экономики, они должны быть поставлены в одинаковые условия   независимо   от   формы   собственности.   Поощрение   их деятельности  в  первую  очередь  должно  осуществляться  за  счет снижения  налоговых  ставок  на  прибыль,  предоставления  льготных кредитов и субсидий из финансовых источников,  сформированных на региональном  уровне.  Необходимо  отработать  систему  страхования малого бизнеса.  Все это создает необходимую стабильность и уверенность  у  предпринимателей,  рискующих  собственным  или  заемным капиталом.  При  этом важнейшее условие функционирования рынка - самостоятельность предприятий,  их материальная ответственность за свою  деятельность.  Они  должны иметь  свободу для  использования принадлежащего  им,  арендуемого  или  переданного  в  пользование имущества,  самостоятельно  определять  производственную  программу, сами принимать и размещать заказы, распределять доходы,  в полной мере осознавать, что их возможности ограничены заработанными ими самими средствами.

  Экономическая  свобода  субъектов  рыночных  отношений  -  это возможность  свободного  выбора  партнеров,   состязательность  и конкурентная борьба. Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа, достижение иной цели или выгоды.  В условиях рыночной   экономики   конкуренция   является   важным   механизмом экономических связей между производителями и потребителями.  Она обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение НТП. Сейчас у нас существует конкуренция, но, в основном, только  среди  потребителей,  за  товар.  Такого  рода  конкуренция является    оборотной    стороной    ведомственного    монополизма, материальная  основа  которого  –   высокая  степень  концентрации производства  и  слабость  "второго  этапа"  экономики  –   мелкого бизнеса

  Главной целью создания малых предприятий  является увеличение массы  производителей  как  основного  компонента  рынка,  которые предназначены для  ликвидации  монополии,  развития  конкуренции  и максимального  удовлетворения  потребительского  спроса  населения. Динамичность мелких производств, их способность в короткие сроки изменить номенклатуру изготовляемых изделий,  низкая удельная капиталоемкость делают малую экономику основой структурной гибкости хозяйства республики. В условиях перехода к рыночной экономике это свойство малых предприятий приобретает особенное значение.

  Таким образом, подводя итог, можно сделать  вывод, что костяком экономики являются крупные корпорации,  а ее мускулами - мелкие компании, приводящие большой бизнес в движение. В последнее время стали считать,  что многие  мелкие  фирмы  -  не  только  мускулы экономики, но и часть ее мозгов. Во многих наукоемких отраслях тон задают именно гибкие, оперативные фирмы (венчуры), которые вносят ощутимый вклад в инновационные процессы.

  Вместе  с тем, развивая малые предприятия, не следует воспринимать их как антипод крупным. Формирование сети малых предприятий должно стать процессом заполнения имеющихся пустот в хозяйстве, которые лишали экономику структурной гибкости,  восприимчивости к новинкам науки и техники,  инициативного поиска,  отзывчивости на запросы потребителей.                    

 

  

  2. Организационно-правовые  формы малых предприятий.

  Вопрос  о том, какие организационно-правовые формы могут принимать  малые  предприятия,  имеет  большое  социально-экономическое значение.   Речь  идет  о  возможности  населения  включаться  в предпринимательскую деятельность,  а потому и о масштабах малого бизнеса. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людей вовлечь  в  предпринимательскую деятельность, поэтому законодательством предусмотрены разнообразные формы создания малых предприятий. При этом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабы бизнеса, тем проще порядок его государственной регистрации.

  Выбор организационно-правовой формы предприятия  зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

  - задачи, которые ставятся перед  предприятием при его создании;

  - размер капитала, которым располагают основатели;

  - ответственность, которую хотели  бы взять на себя вкладчики  капитала: ограниченную или неограниченную;

  - степень участия вкладчика капитала  в управлении предприятием;

  - наличие или отсутствие у основателя  предприятия профессиональных знаний;

  - налоговое законодательство.

  Наиболее  распространенной формой предпринимательства  является индивидуальная трудовая деятельность (ИТД). На Западе к этой форме относится единоличное владение собственностью.  Владельцем такого предприятия может быть как одно лицо, так и семья, но в последнем случае надо иметь в виду,  что "империя" Форда - тоже семейное предприятие.    Индивидуальная   трудовая   деятельность   активно используется и в хозяйственной жизни нашей республики.

  Единоличные  предприятия  имеют незначительные  масштабы  деятельности, не являются, как правило, юридическими лицами, и поэтому их  создание  не  обременено  сложной  процедурой.  Им  достаточно периодически  получать  патент  иди  регистрационное  удостоверение. Государство  обеспечивает  поступление  налогов  в  казну от  таких бизнесменов с помощью их регистрации и налоговых деклараций.

  Единоличный предприниматель создает свое предприятие  на свои деньги, отвечает всем своим  имуществом, единолично управляет и  распоряжается прибылью.[8 С.16-17].

  Со  временем, по мере расширения бизнеса, начинают сказываться недостатки такого предпринимательства:  высокий риск,  слабый финансовый базис.  С  целью их  преодоления  бизнесмены объединяются персонально, профессионально или объединяют капиталы.

  Непродолжительное  сотрудничество  проще  всего  осуществлять  в форме товарищества. Под ним понимается договорное соглашение лиц об объединении имущества и усилий для достижения определенной цели в бизнесе.

  Создание  такого предприятия оформляется  устным или письменным договором. Оно не имеет права юридического лица, не регистрируется и  ликвидируется  участниками  по  достижении  цели.  Члены  такого предприятия обязаны внести оговоренный вклад, равно участвовать в погашении убытков и долгов. Они имеют право совместно вести дела и представлять предприятие, равно, независимо от вклада участвовать в распределении  прибыли,  в  любое  время  выйти  из  предприятия  и получить часть имущества.

  Привлекательность  такой  формы предпринимательства  -  быстрое создание без бюрократических препон и с наименьшими затратами.

  К этой же группе относится и анонимное товарищество - договорное соглашение между предпринимателем и собственником капитала, по которому последний передает в распоряжение первого свое имущество под определенный процент прибыли на вложенный капитал.

  Деньги  анонимного вкладчика зачисляются  на особый счет и не становятся  собственностью  предпринимателя.  Вкладчик  участвует  в погашении убытков до размера  вклада и получает право на оговоренную  долю прибыли, получение информации в виде годового отчета и может выбыть в оговоренном порядке. Его имя не указывается в названии фирмы, и отношения с владельцем предприятия внешне невидимы.

  Приведенные формы бизнеса относятся к  неполным, так как они не ведут  к формальному образованию фирмы и не вносятся в реестр. Они занимают малый удельный вес в общем числе предприятий.

  Следующую группу коллективных предпринимательских  структур составляют так называемые персональные товарищества: открытое торговое и смешанное.  Они  имеют  более  высокий  статус,  так  как  могут заниматься бизнесом в больших масштабах, и потому подлежат государственной регистрации.

  Довольно  широкое распространение получили открытые торговые товарищества. Сферой их деятельности, как правило, являются торговля, брокерские, финансовые и другие услуги, медицина. Такое предприятие представляет  собой  объединение  двух  или  более  физических  и юридических лиц, которые договариваются между собой о совместном ведении какой-либо хозяйственной деятельности.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь