Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание

Малые предприятия, благодаря своей приспособленности и высокой деловой активности, создают условия для благоприятного развития экономики. Важной особенностью развития мировой экономики в последние 20 лет является быстрый количественный рост, активизация и интенсивное освоение новых видов деятельности мелкими компаниями. Они играют все более заметную роль в решении проблем научно-технического развития, совершенствовании структуры и повышении эффективности национальной экономики, а также выступают на мировом рынке товаров, услуг и капитала, оказывая влияние на расширение международных экономических связей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Малый бизнес в современной рыночной экономке………………..….…...5

2. Организационно-правовые формы малых предприятий……………….......11

3. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………18

Заключение…………………………………………………………………..….26

Приложение…………..…………………………………………………………28

Список использованной литературы…………………………………..……….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

 

  

  3. Проблемы развития  малого бизнеса  в Республике Беларусь.

  Развитие  малых предприятий - одно из решающих условий становления рыночной экономики в Республике Беларусь. Малые предприятия способствуют  процессам  демонополизации,  структурной  перестройки экономики,  ускоренному  внедрению  достижений  научно-технического прогресса,    социальной   переориентации   производства.    Однако сложившаяся система  хозяйствования в республике практически не дает возможности малым предприятиям проявить свои преимущества.

  По  оценкам специалистов, на долю негосударственного бизнеса в республике   приходится   около   32%   общего   объема   продукции. Предпринимательскими структурами малого бизнеса производится около 10% всех товаров народного потребления, а в сфере торговли их доля составляет больше 30%. [8 с.47].

  Современное состояние предпринимательства  в республике никак нельзя   признать   удовлетворительным.   В   расчете   на   одного хозяйствующего  субъекта  предпринимательского  типа   (включая  и предпринимателей без образования юридического лица)  приходится 50 жителей (для сравнения: в Польше - 27, в США - 14).[8 с.74]

  Судя  по официальным данным,  базирующимся  преимущественно на уставных документах и на подаваемых в налоговую инспекцию сведения, около половины всех предпринимательских структур осуществляют свою деятельность в промышленности или торговле.  Более 20% общего их количества  работают  в  строительстве.  На  все  остальные  виды деятельности     (включая     сельскохозяйственное     производство, здравоохранение,    образование,    науку,    финансовую   сферу   и посредничество) приходится около 30%.[8 с47]. Однако, на самом деле структура  предпринимательской  деятельности  совершенно  иная.  По данным экспертного анализа,  проведенного  сотрудниками  Института экономики   Академии   наук   Беларуси,    до    60%    работников предпринимательского сектора  заняты торгово-закупочной и разного рода   посреднической  деятельностью.   Налицо  массовое  сокрытие истинной деятельности, что отечественные предприниматели делают под давлением   внешних   обстоятельств.   Желание   выжить   заставляет направлять частный капитал в область перераспределения товаров, а не на увеличение их количества.

  Преуспевающие предприниматели в большинстве своем начинали свою деятельность на использовании разницы в государственных и свободных (биржевых)  ценах,  чему в  немалой  степени  способствовали  тесные контакты между директорами государственных промышленных предприятий и якобы самостоятельными предпринимателями. В действительности же самостоятельность  последних  сводилась  главным образом  к  поиску каналов  сбыта  государственной  продукции,  реализацию  которой  и особенно   распределение   прибылей   контролировали   руководители госпредприятий и вышестоящих органов государственного управления.

  В  современных  условиях  возможности  получения  сверхприбылей путем  продажи продукции госпредприятий существенно снизились из-за перехода на свободное ценообразование. Получить значительные доходы посредникам от перепродажи их товаров стало практически невозможно. Поэтому наиболее доходной сферой предпринимательской деятельности стало использование разницы между мировыми и внутренними ценами. При этом одна часть выручки возвращается официально в республику, а другая  оседает  на  заграничных  счетах.  Однозначно  определить, сколько   валюты   поступает   на   счета   оффшорных   компаний, затруднительно,   поскольку  это  одна  из   наиболее  скрываемых предпринимателями и связанными с ними госслужащими тайн. Подобные негативные моменты  свидетельствуют о недостаточной  отработанности  в  республике  законодательной  базы. Именно  здесь  кроются многие  исходные  причины тех  ненормальных взаимоотношений,   которые   возникают   порой   между   властными государственными  структурами  и  Национальным  банком,   с  одной стороны,  и  коммерческими  банками  и  иными  предпринимательскими структурами, с другой.[8 с.74-75].

  Формы и методы проведения национальной политики поддержки и стимулирования малого бизнеса могут быть  самыми разнообразными. Главным элементом комплекса мер государственной помощи считается совершенство методов проведения финансирования. Задача государства должна  сводиться  к  обеспечению стимулов,  побуждающих  развивать производство,  вести НИОКР,  а не самому заниматься ими.  Поэтому разрабатываются    специальные    кредитно-финансовые    механизмы, включающие  прямые  и  гарантированные  займы,  субсидии,  налоговые льготы, ускоренную амортизацию и пр.

  Государственная  поддержка  малого  бизнеса  должна  включать следующие компоненты:

  •      прямые  дотации  через  бюджет  (например,  в  США  сумма дотаций  составляет около 300 млн долл. в год). Сумма должна быть  предназначена  для  покрытия  убытков,  от  которых  не застрахован малый бизнес. Дотации покрывают рисковые проекты инновационного характера, стимулируют выпуск той продукции, за которую большой бизнес просто не берется;

  •      размещение    государственных    заказов    на    крупных  предприятиях с установлением обязательного процента заказов, которые  крупные  предприятия  обязаны  передавать  малому бизнесу (по типу субподряда);

  •      государство выступает в качестве гаранта при получении банковских кредитов.  Поэтому мелкому бизнесу  относительно просто получить кредит;

  •     малый бизнес должен иметь налоговые  льготы (например, в США   суммарно   налоги   составляют   44%   дохода:36%   – национальные, 8% –  налоги штата). Доля, облагаемая налогом, может  сокращаться,  если  фирма  увеличивает  вложения  в социальную сферу или в развитие производства.[8 с.76].

  Исследованиями  установлено,  что  размер  налоговой  ставки, варьируемой между 0 и 25%, почти  не влияет на новые предпринимательские инициативы,  но если налог  начинает  превышать  25%.  то склонность  к предпринимательству быстро снижается.                     Это связано с кривой Лаффера (Рис. 1) . Ее смысл заключается в том, что снижение  придельных  ставок  и  вообще  налогов  обладает  мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база  налогообложения,   в  конечном  счете,   увеличивается:   раз выпускается больше продукции,  то собирается больше налогов.  Это происходит не сразу.  Но по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов,  вызванные снижением налоговых ставок.  Поскольку снижение налогов  ведет  к сокращению доходной  части бюджета, предлагаются различные способы «спасения»  от  дефицита.  Так,  рекомендуется  урезать  социальные программы,   сократить  бюрократический   аппарат,   избавиться  от малоэффективных   расходов    (например,    субсидий   промышленным предприятиям, затрат на развитие инфраструктуры и др.). [11с 42-43].

  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис.1. Кривая Лаффера:

  Т - ставка налога

  ТR - налоговые  поступления

  Поэтому созданию налоговых правил, гибкой и дифференцированной финансовой  политике,  учитывающей  специфику  малого  бизнеса,  в странах рынка уделяют особое внимание. Так, принятый в 1986г. в США закон  о  налоговой реформе,  внес  значительные правки  в  систему налогов на прибыль. До реформы с дохода до 25 тыс.$ взимался налог 15%, с 25-50 тыс. — 18, с 50-75 тыс. - 30, с 75-100 тыс. — 40 и свыше 100 тыс. и –  46%. По новому закону: с дохода до 50 тыс. – 15%, 50-75 тыс. –  25, свыше 75 тыс.$ –  34% (снижен максимальный налог  и  для  корпораций  —  с  46%  до  34%) .  Для  единоличных собственников предусмотрены только две ставки: 15% и 28% (было 15 позиций с максимальной ставкой в 50%). [6 с.93].

  Если  сопоставлять существующие в Беларуси условия для предпринимательской  деятельности  с  зарубежными,  то, прежде  всего  надо отметить налоговую жесткость. При сравнительно высокой ставке (30%) налога на прибыль, установленные дополнительные налоговые Изъятия (на добавленную стоимость,  недвижимость и др.),  увеличивают долю налогов в общей сумме прибыли свыше  50%.[4  с.54].  Кроме того, налоги,  включаемые  в  себестоимость  продукции,  в  силу  своей значительной величины выступают мощным фактором роста цен. Отсюда трудности сбыта,  замедление оборачиваемости капитала,  уменьшение массы прибыли,  что в числе других отрицательных факторов резко снижает потенциальные инвестиционные возможности предприятий.

  При возможности изменения действующей  в республике системы налогообложения  следует  использовать  дифференцированный  подход, устанавливая ставки налогов для субъектов малой экономики. Данное предложение   небезосновательно.   Уменьшение   ставки   налогов   в зависимости от размеров предприятия является одним из повсеместно применяемых  методов  налогообложения малых предприятий.  Практика подтверждает, что поэтапное уменьшение предельных ставок налогов и снижение  прогрессивности налогообложения  при  достаточно  узкой налоговой  базе  и  широкой  сфере  применения  налоговых  льгот обеспечивают приток инвестиций в хозяйство.

  Наибольший  интерес правительству следует  проявить к малым наукоемким предприятиям. Практика показывает, что концентрация только частного  капитала  не  в  состоянии  решать  все  проблемы науки и техники, необходимо участие государства.

  Повышение активизации малого научного предпринимательства  в Беларуси будет способствовать совершенство системы торговли лицензиями, разработка инновационного, патентного и другого специального законодательства       прямого       действия.       Стимулирование исследовательской,  инновационной деятельности должно строиться по следующим основным направлениям: 1)экономическая поддержка предпринимательства в сфере инноваций;  2)организация комплексной информационной базы и обработка механизма, обеспечивающего к ней равный и  упрощенный  доступ  пользователей;  3)создание  условий,  стимулирующих обновление основных производственных фондов с особыми льготами  при внедрении  новых  видов  оборудования,  ранее  не использовавшихся  в  производстве;   особое стимулирование  развития отраслей,  играющих ведущую роль  в научно-техническом прогрессе, проведение соответствующей структурной политики.[4 с.55]

  Разработкой  отраслевых  и  территориальных  программ  должны заниматься скорее местные органы власти. Государство вполне может достичь нужного эффекта, не выделяя средства прямо из госбюджета, а стимулируя и создавая новые условия для их притока из внутренних и внешних    источников,    т.е.    используя    аппарат    косвенного регулирования.[4 с.56]

  Для государства такой путь будет выгоден. Во-первых, достигается экономия средств расходной части госбюджета.  Во-вторых,  создаются условия для его пополнения за счет самостоятельного развития инновационного бизнеса,  т.е.  увеличения  притока средств  в  виде налоговых поступлений с предприятия и людей.  В-третьих,  отпадает необходимость   в   содержании   огромных   центральных   аппаратов управления, которые не могут разрешить все проблемы, возникающие на местном  уровне.  В-четвертых,  стимулируется  приток  внешних  инвестиций,  которые готовы под конкретные проекты сделать потенциальные внешние инвесторы,  не желающие отдавать средства в руки аппарата.  В-пятых,  формируются  условия  для  насыщения  местных рынков,  развития национальных и территориальных образований,  решения других социально-экономических проблем. В-шестых, постепенно решается   проблема   преодоления   невосприимчивости   национальной экономики к НТП.[4 с.56].

  В целом объектами прямого воздействия  в рамках программ развития малого инновационного бизнеса в республике могут стать:

  1) отдельные талантливые специалисты  и ученые;

  2) создаваемые ими организации  и коллективы;

  3) целевые проекты, распределяемые  на конкурсной основе среди  малых предприятий непосредственно,  либо как субподрядчики крупных предприятий, организаций и исполнителей;

  4) исследовательские и научные  парки, технополисы. Другие виды  научно-технической  деятельности  должны регулироваться  косвенными  методами. К ним следует отнести:

  а) льготное налоговое и амортизационное законодательство;

  б) разрешение на создание совместно с  зарубежными партнерами венчурных  фондов для финансирования рисковых проектов;

  в) право инвесторов на инкорпорацию успешных рисковых предприятий в Беларуси и за рубежом;

  г)  быстрое развитие технологических парков,  технополисов  на территории  республики  с  привязкой  их  к  крупным  научным  и промышленным центрам;

  д) стимулирование свободного притока  венчурных инвестиций и капиталовложения  отечественных  предприятий  в  зарубежные  рисковые фирмы;

  е) поощрение соединения в организационных  формах малых предприятий  достижений  отечественной  прикладной  науки  и  зарубежных разработок. [4 с.57].

  Важно учитывать и время, необходимое  для создания предприятий негосударственного сектора.  В силу различных  обстоятельств,  оно составляет до полугода. Далее, при стабильной работе можно достичь окупаемости капитальных вложений за полтора-два года.  Но,  чтобы потенциал предпринимательской экономики начал действовать в полном объеме в материальной сфере, мог быстро реагировать на появление новых технологий,  обеспечить гибкую переналадку в соответствии с изменением  потребительского  спроса,   необходимо  наличие  рынка специализированных,  технически  сложных  средств  производства  для маломасштабной деятельности, выполненных на уровне мировых научно-технических  достижений.  Реализация  такого  условия  осуществится только посредством активного участия государства в делах малого бизнеса.[4 с.57-58].

  Первостепенное  значение для активизации процессов, связанных с бизнесом, имеют четко определенные законом права собственности. В этом контексте права собственности трактуются расширительно,  как совокупность вещных прав, в том числе прав на чужие веши, и прав, вытекающих  из  обстоятельств  и  влекущих  за  собой  изменение существующих вещных прав. Разграничить права собственности означает определить субъектов этих прав, объем их правоспособности, объекты прав собственности,  классификацию и основания для возникновения прав,  виды имущественной ответственности собственников.  При этом основным  субъектом  прав  собственности  должен  стать  человек, физическое лицо,  а не юридическое,  обладающее в настоящее время гораздо большей правоспособностью.[4 с.59-60].

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь