Малый бизнес в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
К основным задачам работы относятся:
– исследовать проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса в России;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
– продумать возможные пути решения этих проблем;

Содержание

Введение ……………………………………………….……………стр. 2
Глава 1. История развития малого бизнеса в России …… ……стр. 4
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России ……………………………………….……………………стр. 11
Глава 3. Роль государства в поддержке малого бизнеса в Росси…………………………………………………………….......стр. 20
Заключение ……………………………………..……………….… стр.23
Список использованных материалов ……..………………..……..стр. 25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 52.17 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Содержание: 
 

Введение ……………………………………………….……………стр. 2

Глава 1. История развития   малого бизнеса в России ……   ……стр. 4

Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в                             России   ……………………………………….……………………стр. 11  

Глава 3. Роль государства в поддержке малого  бизнеса  в Росси…………………………………………………………….......стр. 20

Заключение ……………………………………..……………….… стр.23

Список использованных материалов ……..………………..……..стр. 25

Введение

 

         Малый  бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

     В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, развитие малого бизнеса  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления  в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень  медленно. Несмотря на трудности и  неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики  России.

       Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

           В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ  и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.

         Актуальность исследуемой темы обусловлена тем , что одним из факторов  построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого бизнеса. Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность. Ее развитие тесно связано с созданием в стране сети малых предприятий. В настоящее время в России около 24 млн. человек, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Кроме того, малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, противостоит влиянию экономического кризиса, формирует новый социальный класс мелких собственников.

     Современное состояние малого бизнеса нельзя считать удовлетворительным: количество малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей страны в 8-10 раз меньше, чем в развитых странах; малые предприятия в России производят всего лишь 15% ВНП, что также в 3-5 раз ниже мирового уровня. Кроме того, во многих отраслях народного хозяйства не сформировалась конкурентная среда, себестоимость товара и услуг малых  
отечественных предприятий значительно выше, чем у аналогичных  
зарубежных товаропроизводителей.

     Анализ  развития малого предпринимательства  показывает, что система поддержки  малых предприятий складывалась, в значительной степени, эволюционно  и не соответствует требованиям  сегодняшнего дня и продолжает испытывать ряд трудностей.

     Объектом  исследования выступает малый бизнес Российской Федерации.

     Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.

     К основным задачам работы относятся:

    – исследовать проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса в России;

     – выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;

    – продумать возможные пути решения этих проблем;     

Информационно-мметодологическую базу работы составили работы таких специалистов,как Дедул.В.А., Токарев.П.П., Семенов.Е.Д., Гаврелюк.И.С., Никитина Л.Н., Худилайнен М.И.,., Волков.А.А. , Басс А.Я., Разомасова Е.А, Горфинкеля В.Я. , Швандара В.А. , Лапуста М.Г., Алклычев А.М и др.

А так  же Федеральные законы и Постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие малого бизнеса в Российской Федерации. 
 

                  Глава 1.История развития малого  бизнеса в России 

     Российский  малый бизнес является сектором экономики  в буквальном смысле порожденным  реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В  этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного  планирования. Планы носили директивный  характер и являлись обязательными  к выполнению. Руководители предприятий  были ограничены в выборе экономических  решений, в результате чего отсутствовала  материальная заинтересованность в  конечных результатах своего труда.      Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

     Централизованное  управление экономикой имело своей  целью обеспечение прогрессивных  пропорций в развитии общественного  производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого  народного комплекса. Считалось, что  это обеспечит более эффективное  распределение ресурсов между отраслями  и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более  того, оно происходило на фоне больших противоречий.

     К 80-м годам двадцатого столетия экономика  России оказалась в кризисной  ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные  руководители высшего уровня приняли  решение о перестройке всей системы  общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы  к другой произошло зарождение новых  форм хозяйствования. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в    1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

     В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, распространение  бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

     К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает  характер активного многочисленного  движения. Создаются кооперативы. Целью  развития малого бизнеса является насыщение  внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение  капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала  необходимую базу для реального  перехода к рыночным отношениям, повышения  экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать  как российскую особенность малого предпринимательства.

     В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения  в отношении государства к  развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывшие широкие  возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим  реформам малый бизнес развивался очень  динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего, в  его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год».

     Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным  участием малого бизнеса в сфере  услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и  длительного пользования. Также  происходит деление предприятий  по критерию их размера в зависимости  от численности работающих, стоимости  основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

     К 1995 году порядка 65% всех российских частных  предприятий стали малыми. В это  период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую  деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих  малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и  финансовые услуги.

     С 1997 года совокупный прирост числа  малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых  предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько  миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской  деятельности весьма полезны и доходны.  Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

     Таким образом, если подвести итог и рассмотреть  после перестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

     1. период интенсивного становления  предпринимательства (1990-1995гг.);

     2. период насыщения и структурного  оформления (1996-1998 гг.);

     3.период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

          Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.

     Во-первых, это вся сфера услуг, в том  числе технические услуги, включая  ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

       Поэтому одним из решающих  условий углубления проводимых  в России экономических реформ, способных вывести страну из  кризиса, обеспечить ослабление  монополизма, добиться эффективного  функционирования производства  и сферы услуг, является развитие  малого предпринимательства. Этот  сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен  быстро реагировать на любые  изменения рыночной конъюнктуры,  заполнять образующиеся ниши  в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места,  является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике