Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
К основным задачам работы относятся:
– исследовать проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса в России;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
– продумать возможные пути решения этих проблем;
Введение ……………………………………………….……………стр. 2
Глава 1. История развития малого бизнеса в России …… ……стр. 4
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России ……………………………………….……………………стр. 11
Глава 3. Роль государства в поддержке малого бизнеса в Росси…………………………………………………………….......стр. 20
Заключение ……………………………………..……………….… стр.23
Список использованных материалов ……..………………..……..стр. 25
Содержание:
Введение ……………………………………………….……
Глава 1. История развития малого бизнеса в России …… ……стр. 4
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России ……………………………………….……………………стр. 11
Глава 3. Роль государства
в поддержке малого бизнеса в Росси……………………………………………………………..
Заключение ……………………………………..………
Список использованных материалов ……..………………..……..стр. 25
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень медленно. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем , что одним из факторов построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого бизнеса. Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность. Ее развитие тесно связано с созданием в стране сети малых предприятий. В настоящее время в России около 24 млн. человек, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Кроме того, малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, противостоит влиянию экономического кризиса, формирует новый социальный класс мелких собственников.
Современное
состояние малого бизнеса нельзя считать
удовлетворительным: количество малых
предприятий, приходящихся на 1000 жителей
страны в 8-10 раз меньше, чем в развитых
странах; малые предприятия в России производят
всего лишь 15% ВНП, что также в 3-5 раз ниже
мирового уровня. Кроме того, во многих
отраслях народного хозяйства не сформировалась
конкурентная среда, себестоимость товара
и услуг малых
отечественных предприятий значительно
выше, чем у аналогичных
зарубежных товаропроизводителей.
Анализ
развития малого предпринимательства
показывает, что система поддержки
малых предприятий
Объектом исследования выступает малый бизнес Российской Федерации.
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
К основным задачам работы относятся:
– исследовать проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса в России;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
– продумать возможные пути решения этих проблем;
Информационно-
А так
же Федеральные законы и Постановления
Правительства РФ и другие нормативно-правовые
акты, регламентирующие развитие малого
бизнеса в Российской Федерации.
Глава 1.История развития
малого бизнеса в
России
Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.
Централизованное
управление экономикой имело своей
целью обеспечение
К
80-м годам двадцатого столетия экономика
России оказалась в кризисной
ситуации, что требовало проведение
ряд реформ, которые ознаменовали
переход от командной плановой экономики
к рыночной экономике. Так в середине
80-х годов партийные и
В
конце 80-х годах происходит зарождение
и деятельность центров научно-технического
творчества, временных творческих коллективов
при общественных организациях, распространение
бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических
основ предпринимательской
К
началу 90-х сфера деятельности малого
бизнеса расширяется, количество людей,
принимающих в нём участие, увеличивается;
предпринимательство
В
1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения
в отношении государства к
развитию предпринимательства. Были приняты
многие законы, открывшие широкие
возможности для масштабного
развития предпринимательства. На данном
этапе благодаря либерально-
Период
1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной
приватизацией и развитием всех
видов предпринимательства, появлением
множества собственников и
К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.
С
1997 года совокупный прирост числа
малых предприятий примерно составил
0,1-2,5%, что свидетельствует о
Таким образом, если подвести итог и рассмотреть после перестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:
1.
период интенсивного
2.
период насыщения и
3.период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.
Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих
условий углубления проводимых
в России экономических реформ,
способных вывести страну из
кризиса, обеспечить