Малый бизнес в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
К основным задачам работы относятся:
– исследовать проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса в России;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
– продумать возможные пути решения этих проблем;

Содержание

Введение ……………………………………………….……………стр. 2
Глава 1. История развития малого бизнеса в России …… ……стр. 4
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России ……………………………………….……………………стр. 11
Глава 3. Роль государства в поддержке малого бизнеса в Росси…………………………………………………………….......стр. 20
Заключение ……………………………………..……………….… стр.23
Список использованных материалов ……..………………..……..стр. 25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 52.17 Кб (Скачать документ)

             Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

         Для того чтобы заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Именно с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (внесения соответствующей записи в государственный реестр) гражданин вправе начать соответствующую деятельность.

     В соответствии с Федеральным законом  от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие  документы:

     а) подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме, утвержденной Правительством РФ;

     б) копия основного документа физического  лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

     в) копия документа удостоверяющего;

     г) документ об уплате государственной  пошлины.

     Правовое  положение индивидуального предпринимателя  определяется тем, что наряду с коммерческими  организациями он признается полноправным участником гражданского оборота. К  индивидуальной предпринимательской  деятельности применяются нормы  права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или  существа правоотношения (ч.3 ст.23 ГК РФ).

     В настоящее время согласно ст.4 данного  закона для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций  к числу субъектов малого и  среднего предпринимательства имеют  значение следующие критерии:

     1)"независимость  происхождения" - в уставном капитале  юридических лиц доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, благотворительных  и иных фондов не превышает  25%, доля, принадлежащая одному или  нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами малого  предпринимательства, не превышает  25%;

     2)средняя  численность работников за отчетный  период не превышает:

     - 15 человек для микропредприятий;

     - 100 человек для малых предприятий

     - 250 человек для средних предприятий.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

     3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость или  балансовая стоимость активов  за календарный год не превышает  предельных значений, устанавливаемых  Правительством Российской Федерации.

       Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.  
 

  

          Глава2.Современные проблемы развития малого бизнеса в России 

     Развитие  малого бизнеса в России характеризуется  крайней противоречивостью и  подошло к такому рубежу, когда  объективно необходимо решить задачи, связанные с переводом его  в качественно новое состояние  путем поиска «точек роста». Одной  из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит  в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в  единую систему меры.

     Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно  воздействует на малое предпринимательство  по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие  в сфере производства отечественных  товаров и бытовых услуг для  населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно  растет. Налоговый пресс давит  на производственные предприятия в  сфере малого бизнеса. Сложившиеся  экономические условия подрывают  стимулы к предпринимательской  деятельности, ослабляют предпринимательский  настрой.

     Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата  за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все  это затрудняет продолжение эффективной  деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

     Весьма  остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая  политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

     Еще один очень важный фактор негативного  воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это  приводит к тому, что только часть  зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии  приступить к реальному производству продукции.

         Проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия.

     Для всех этапов начала предпринимательской  деятельности характерна общая черта - значительное количество требуемых государственными органами разрешений, согласований, заключений и существенное затягивание сроков рассмотрения соответствующих заявок.

     При открытии практически любого бизнеса  в сфере торговли и бытового обслуживания населения, а равно некрупного производственного предприятия к помещениям предъявляются требования, которые не описываются в законодательных актах, но содержатся во внутриведомственных документах. Так, для открытия предприятия общественного питания нормативными актами требуется не менее 20 документов (без учета сертификации) с реальным сроком рассмотрения до полугода .

     Кроме того, большинство необходимых разрешений дублируют друг друга и имеют  ограниченный срок действия. Так, например, при создании малого предприятия, оказывающего типографские услуги, объем документации, подтверждающей выполнение только природоохранных, требований составляет около 40 позиций. При этом получение разрешительных документов по 17 позициям представляет собой дублирование ранее полученных документов.

     Для открытия малого производственного  бизнеса (без учета проведения строительных работ) необходимо подать не менее 12 документов со сроком ожидания рассмотрения документов от 7 до 11 месяцев (установлено актами), при реалистичном прогнозе до полутора лет.

     В связи с тем, что большинство  новых компаний не являются собственниками помещений, они вынуждены быть арендаторами помещений у муниципалитетов  и госучреждений. Однако получение  прав аренды нежилого помещения в  органе исполнительной власти требует  ожидания решения до полугода. Также  показательным является процесс  подготовки документации к проведению строительных работ. Для этого в  орган исполнительной власти необходимо подать около 80 документов.

     Многие  нормы о предварительных заключениях  как федеральных, так и региональных инстанций должны заменяться уведомительными. Подобные положения предусмотрены законе "Технический регламент "О пожарной безопасности", принятом Государственной Думой в первом чтении, которым вводится декларация соответствия пожарной безопасности вместо заключения пожнадзора, подаваемая предпринимателем в уведомительном порядке. Аналогичные положения необходимо вводить для других видов контроля.

     Помимо  указанных затрат на начальном этапе, можно выделить издержки предпринимателей, связанные с обязанностью плательщиков единого налога на вмененный доход  применять (и, соответственно, приобретать) контрольно-кассовую технику. За время, в течение которого решается вопрос об освобождения большого числа предпринимателей от контрольно-кассовой техники (ККТ), стоимость контрольно-кассовой машины достигла 25000 рублей, приобретение электронной  ленты криптозащиты - 7 500 рублей, ежегодное  обслуживание - 3000 рублей. Совокупные ежегодные  затраты малых предпринимателей на приобретение и обслуживание ККТ  оцениваются в 30,5 млрд. рублей и составляет более 50% суммы собираемого ЕНВД (данные за 2009 год).

     18 октября 2008 года Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  Федерации приняла в первом  чтении проект федерального закона  № 471693-4 "О внесении изменения  в статью 2 Федерального закона "О  применении контрольно-кассовой  техники при осуществлении денежных  расчетов и (или) расчетов с  использование платежных карт", который был поддержан Комиссией  по законопроектной деятельности  Правительства Российской Федерации.

     Указанный проект федерального закона предусматривает  предоставление права организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками единого  налога на вмененный доход, применять  контрольно-кассовую технику, не оснащенную фискальной памятью, а в случае продажи  товара также право не применять  контрольно-кассовую технику при  условии предоставления по требованию покупателя товарных чеков.

        На основании имеющихся данных можно выделить несколько основных проблем, мешающих развитию малого бизнеса. В первую очередь это несовершенство нормативной базы, регулирующей взаимоотношения государства и малого бизнеса. Колоссальные бюрократические препоны и, как следствие, коррупция; огульное налогообложение, единое как для начинающего предприятия, где работает два-три человека практически с нулевым оборотом, так и для коммерческих предприятий, численностью 40-50 человек с ежемесячным оборотом по миллиону долларов; отсутствие механизма льготного кредитования и поддержки новых растущих предприятий в сфере производства; неразвитая, если не сказать больше, система подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса.

     Чтобы определить приоритетный механизм преодоления  перечисленных проблем нужно  в первую очередь определиться с  основополагающими целями развития малого бизнеса: что здесь первично - экономическая или социальная составляющая?

     После долгих размышлений можно прийти к единому выводу, что, не принижая значимости экономической составляющей в сфере малого предпринимательства, главным приоритетом государственной  политики следует признать социальную миссию развития малого бизнеса. С этим выводом, кстати, согласны и Министерство финансов, и Министерство по налогам  и сборам, и Министерство экономического развития.

     Для реализации поставленных целей необходимо обеспечить решение неотложных задач:

     - создание политических, правовых  и экономических условий для  свободного развития малого бизнеса,  обеспечивающих повышение социальной  направленности деятельности малых  предприятий;

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике