Малый бизнес в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
К основным задачам работы относятся:
– исследовать проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса в России;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
– продумать возможные пути решения этих проблем;

Содержание

Введение ……………………………………………….……………стр. 2
Глава 1. История развития малого бизнеса в России …… ……стр. 4
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России ……………………………………….……………………стр. 11
Глава 3. Роль государства в поддержке малого бизнеса в Росси…………………………………………………………….......стр. 20
Заключение ……………………………………..……………….… стр.23
Список использованных материалов ……..………………..……..стр. 25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 52.17 Кб (Скачать документ)

     - упрощение административных процедур  и снижение связанных с ними  издержек малых и средних предприятий  при регистрации бизнеса и  начале предпринимательской деятельности;

     - устранение неэффективного и  избыточного государственного регулирования  в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской  деятельностью;

     - значительное сокращение количества  сертифицируемой продукции за  счет расширения декларирования, пересмотр технических норм и  правил;

     - совершенствование налогообложения  малых предприятий;

     - расширение доступа к недвижимости  и инфраструктуре электросетевого  и газового хозяйства;

     - обеспечение доступности различных  форм финансирования предпринимательской  деятельности;

     - поддержка программ развития  малого бизнеса, реализуемых общественными  организациями предпринимателей;

     - расширение государственной финансовой  программы поддержки малого и  среднего предпринимательства.

     - Проведение на всех уровнях  активной оптимальной политики  и защиты малых предприятий  от недобросовестной конкуренции;

     Существует  необходимость внесения конкретных изменений в конкретные федеральные  законы, что позволит сформировать систему государственной поддержки  предпринимательства, обеспечит создание завершенной нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства, повысит защищенность российских предпринимателей.

     Следует отметить необходимость особого  внимания к уровню социальной защищенности тех, кто сегодня работает в этом секторе. Всем известно, что сегодня  значительная часть заработка выплачивается  в конвертах с целью уклонения  от уплаты подоходного налога и единого  социального налога. Даже снижение ставки подоходного налога до 13 процентов  не решило всех этих проблем. Но ведь невысокие  выплаты за каждого работника  в социальные фонды - это не только слабая наполняемость этих фондов сегодня, это и низкие пенсии, и социальные выплаты завтра уже самим этим работникам, в отношении которых  хитрят руководители этих предприятий.

     Для решения данной задачи разумно было бы ввести специальные налоговые льготы для тех частных предприятий, средняя заработная плата на которых выше прожиточного минимума в конкретном субъекте Федерации.

     Важно обратить внимание на позицию и принципы подхода к налогообложению малого бизнеса, из которых выделяются два  направления.

     Первое - применять по отношению к малым  предприятиям только экономически обоснованные и более низкие по сравнению с  действующими сегодня налоги, исчисление которых не требует ведения полномасштабного бухгалтерского учета и отчетности - это единый налог на вмененный  доход и налог, уплачиваемый по упрощенной системе.

     Второе - предприниматель должен иметь возможность  выбора между системами налогообложения, а также выбор налогооблагаемой базы, естественно, в рамках Налогового кодекса.

     Следует признать, что вряд ли удастся решить проблему малого бизнеса без облегчения его доступа к финансовым ресурсам. Жизненно важно разработать пути создания финансово-кредитного механизма  поддержки малого бизнеса, из которых  выделяются: государственная помощь в организации ориентированных  на малый бизнес обществ взаимного  кредитования и других небанковских кредитных институтов.

     Когда идет речь о собственности малого бизнеса, здесь как раз возникает риск рейдерских захватов. То есть малый бизнес становится очень привлекательным для рейдеров, потому что у них появляется собственность, недвижимость. Необходимо защитить малый бизнес, потому что он, очевидно, может столкнуться с таким риском.

     Поэтому хотелось бы об этом специально сказать  несколько слов, с чем это может  быть связано. Часто рейдеры пользуются и тем, что малый бизнес не защищён  юридически. Когда он создаётся, у  малого бизнеса не всегда есть возможности  при подготовке своих документов привлекать квалифицированных юристов, этим часто пользуются. Поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы у малого бизнеса были возможности (необременительные для него) иметь  профессиональных советников, специалистов в области юриспруденции.

     В регионах уже стали создаваться  такие центры правовой защиты, правовой информации, правового консультирования - они показывают свою эффективность. Такие центры правовой защиты должны создаваться во многих субъектах  Федерации. При этом инициаторами могли  бы выступать как органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, так и некоммерческие объединения малого и среднего предпринимательства.

     К основным направлениям работы таких  центров могло бы относиться и  правовое консультирование, консультирование при подготовке юридических документов, представительство интересов малого бизнеса при проведении контроля и надзора, чтобы не нарушались права  малого бизнеса при контрольных  и надзорных мероприятиях, представительство  в суде при рассмотрении спора  с участием предпринимателей, представительство  предпринимателей в рассмотрении споров в досудебном порядке (например, Федеральная  налоговая служба, Федеральная антимонопольная  служба) и также реагирование на случаи возможной попытки рейдерских захватов.

     Очень остро стоит вопрос формирования механизма оперативного реагирования на случаи, связанные с угрозой захвата акций, долей предприятий, отъёма собственности у предпринимателей, то есть, собственно, антирейдерская защита. Для противодействию этой проблеме во многих городах существуют антирейдерские комиссии. В основном эти комиссии работают по случаям, связанным с крупным бизнесом, но механизм отработан, и можно этот опыт полезно было учесть для того, чтобы использовать его для защиты предприятий малого и среднего бизнеса. И чтобы такие штабы или комиссии по оперативному реагированию не были декоративными и декларативными, нужно, конечно, активное взаимодействие и региональных, и федеральных органов власти, и взаимодействие в первую очередь с правоохранительными органами. Такие комиссии было бы необходимо специализировать на малом и среднем бизнесе.

     И, может быть, самое главное - это развитие всех институтов защиты прав собственности. Здесь важно развитие всей системы правоприменения по спорам с участием предпринимателей, защита прав предпринимателей, ведущих бизнес в форме обществ с ограниченной ответственностью - потому что это та форма, в которой прежде всего создаются предприятия малого бизнеса, - и совершенствование системы госрегистрации юридических лиц.

     Сегодня рейдеры активно используют нечёткость процессуальных норм, подведомственности и подсудности дел и путём  подачи множества однородных исков  в различных судах, по сути, изматывают компании, добиваясь вынесения нужных им решений. Необходимо закрепить принцип локализации корпоративных споров в одном суде, в одном деле, желательно по месту регистрации компании, для того чтобы здесь не было возможности использовать такую нечёткость процессуальных норм, а также исключать выявленные судебной практикой нормы корпоративных законов, которые провоцируют конфликты.

     В последнее время рейдеры переключились  на небольшие компании, которые работают в форме обществ с ограниченной ответственностью, и понятно, что  здесь нужно меньше издержек, для  того чтобы захватить такую компанию, чем крупную компанию.

     Необходимо, внести изменения в законодательство, которые бы ужесточили и сделали  прозрачнее всю процедуру внесения изменений в документы, которые  связаны со сделками, с паями и  с долями, то есть с переходом  прав. Ввести нотариальное удостоверение  соответствующего договора-соглашения о переходе доли, потому что достаточно часто просто в регистрирующий орган  приносится договор купли-продажи  долей, подписанный неизвестно кем, ничего не проверяется, и переводится  доля на подконтрольное юридическое  лицо. То есть это самый распространённый способ осуществления вот этого  рейдерского захвата. И дать регистрирующему  органу в случае перехода долей полномочия по проверке достоверности фактов о лице, которое отчуждает или приобретает долю, о нотариусе, который удостоверяет сделку, а также полномочия по отказу во внесении изменений в Единый реестр юридических лиц в случае недостоверности указанных фактических сведений.

     Полезно будет ужесточать нормы, которые  связаны с первичной регистрацией юр. лица. То есть вход на рынок, создание новых юридических лиц оставить достаточно либеральным, это то преимущество, которое было создано в последние  годы, и здесь не нужно никаких  особых ужесточений, но всё-таки сделать  процедуры изменения, которые связаны  с переходом долей, то есть собственности, достаточно контролируемыми. Потому что  иначе не получится защитить малый  бизнес, и не только малый бизнес, от рейдерских захватов.

     Вот это основные изменения, которые  предлагаются, то есть развивать центры правовой защиты, создавать штабы  оперативного реагирования, ускорить принятие антирейдерского пакета и  внести изменения в систему регистрации  долей. 
 
 

     Глава 3.Роль государства  в поддержке малого бизнеса в России. 

     Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение  о том, что малые предприятия  и малое предпринимательство  нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она  осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов  продукции, предоставления налоговых  льгот, дотаций льготного банковского  кредитования, создания информационно-консультативных  и научно-технических центров, развития системы страхования, организации  материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

     Одним из основных видов помощи  малому бизнесу со стороны государства  является упрощение бюрократических  процедур , которые нужно пройти при оформлении документов  для  открытия малого предприятия.

     Еще одним видом помощи, которую может получить малый бизнес со стороны государства, является получения грантов. Начинающий предприниматель может предоставить бизнес - план в соответствующие органы, на основе которого может быть принято решение о выделении частному предприниматели гранта в размере 0,3 млн. рублей. Данная сумма неизменна для всех регионов нашей страны, но если в Москве программа грантов не пользуется большой популярностью из-за довольно высокого порога «вхождения в бизнес», то в Санкт-Петербурге за получение грантов развернулась довольно серьезная конкурентная борьба.

     На  Петербуржском международном экономическом  форуме президент страны Дмитрий  Медведев заявил , что с 2012 года ставка страховых взносов для малого социального и производственного  бизнеса снизится до 20 %. Выступление  главы государства  транслировалось  в прямом эфире  на телеканале «Россия 24».

         Минэкономразвития разработало и активно осуществляет меры по антикризисной поддержке малого бизнеса. МЭР является "головным исполнителем" по данному направлению антикризисного плана правительства.

     В частности, введено обязательное проведение всеми государственными и муниципальными заказчиками специальных торгов с участием исключительно субъектов  малого предпринимательства, существенно  расширена номенклатура продукции, закупаемой у малого бизнеса путем  проведения специальных торгов, установлен приоритет закупок отечественных  товаров.

     Важной  антикризисной мерой станет пакет  принятых законов о проверках. Федеральная налоговая служба России уже несколько лет сокращает количество выездных проверок. С 11,5% в 2003 году их количество уменьшилось до 0,8 % в 2010 году. По итогам  1 квартала 2011 г. ФНС проверила  всего  0,2% от общего числа налогоплательщиков.

     «Малый  бизнес в выездных налоговых проверках  фактически уже не фигурирует», - сообщил  глава ФНС Михаил Мишустин.

     Уже вступил в силу закон, предусматривающий  сокращение полномочий полиции при проведении проверок и исключающий возможность осуществления органами внутренних дел полномочий по проверке предпринимателей вне рамок административного и уголовного процессов.

     Кроме того, МЭР разработало пакет документов, упрощающих и удешевляющих процедуру  технологического присоединения к  сетям для населения и малого бизнеса.

     При активном участии Минэкономразвития  разработаны новые правила предоставления кредитов малому бизнесу через Банк развития, причем объем выделяемых средств увеличен до 30 млрд. рублей. При этом кардинально изменена схема  финансирования - от двухуровневой  системы кредитования перейдем к  рефинансированию портфелей кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства  на основе стандартизации кредитов. Это  в будущем позволит создать условия  для рефинансирования этих кредитов Центральным Банком.

     . 

 

                                        Заключение 

     Очевидно, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: пока еще несовершенное  законодательство бюрократизм и  коррупцию, которые поразили всю  Россию; развитие среди субъектов  малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость  развития всей экономики, как в территориальном  плане, так и во временном; недостаточность  и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству  государства и общества, также  является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение  меняется. Это связано с тем, что  даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние  на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится  на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике