Малый бизнес в рыночной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:37, контрольная работа

Описание

Цель и задачи работы состоят в том, чтобы показать что малый бизнес давно даёт зарубежным странам необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватает в России крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при развитии малого бизнеса в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития «конкурентоспособного» мелкого предпринимательства в нашей стране.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения малого бизнеса 5
2. Сущность и особенности малого бизнеса 6
2.1. Понятие малого бизнеса 6
2.2. Критерии малого бизнеса
7
3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 9
3.1. Опыт зарубежных стран 9
3.2. Малый бизнес в США 9
3.3. Малый бизнес Испании 11
3.4. Малый бизнес Германии 13
3.5. Малый бизнес Японии 15
3.6 Малый бизнес Сингапура
17
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

КР МАЛЫЙ БИЗНЕС.docx

— 45.50 Кб (Скачать документ)

   МИНИСТЕРСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

   УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

   ОБРАЗОВАНИЯ

   «БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

   Кафедра экономики и менеджмента 

            Малый бизнес в рыночной среде

            Контрольная работа

              Вариант № 10 
           

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

   Выполнил  студент

   группы  ГМУз-07 ___________  Ширшова О.М

                                                                             

   Руководитель

   Ст.преподаватель                                             Черутова О.В. 

   кафедры ЭиМ         ___________     _________

                                               подпись                             фамилия 

   Братск 2011

   Содержание

Введение 3
1.  История возникновения малого  бизнеса                                                        5
2. Сущность и особенности малого  бизнеса 6
    2.1. Понятие малого бизнеса 6
    2.2. Критерии малого бизнеса 7
3. Зарубежный опыт развития малого  бизнеса 9
   3.1. Опыт зарубежных стран 9
   3.2. Малый бизнес в США 9
   3.3. Малый бизнес Испании 11
   3.4. Малый бизнес Германии 13
   3.5. Малый бизнес Японии 15
   3.6 Малый бизнес Сингапура 17
Заключение 21
Список  используемой литературы 22
   
   

             
 
 
 
 
 

   Введение

   В последнее  десятилетие в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место  ныне распадающихся крупных монополистических  предприятий, относящихся как к  тяжелой, так и к другим не менее  важным отраслям промышленности ? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю.

   Актуальность  работы состоит в том, что руководители большинства крупных предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.

   Цель  и задачи работы состоят в том, чтобы показать что малый бизнес давно даёт зарубежным странам необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватает в России крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при развитии малого бизнеса в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития «конкурентоспособного» мелкого предпринимательства в нашей стране.

   Гипотеза  работы состоит в том, чтобы показать какое сильное влияние на стабильность и развитие экономики страны играет малый бизнес, посредствам западноевропейского опыта.

   Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре  экономики западных стран начал  происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

   Объектом  изучения в работе является малый бизнес за рубежом, США, Испании, Южной Кореи, Японии, Германии, Китая, Сингапура. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

   Впервые понятие предприниматель встречается  на арене истории с возникновением рабства, когда появилась возможность использовать труд рабов, а война стала двигателем хозяйственной предприимчивости: вслед за завоевателями-полководцами пошли завоеватели-хозяйственники. История сохранила память о многих предпринимателях, деятельность которых была тесно связана с воинственными набегами, пиратством и торговлей.

   Первые  предприниматели-промышленники были связаны с военным делом. Отец известного афинского оратора Демосфена  был хозяином фабрики мечей, где  трудились 32 раба. В Риме действовали  школы гладиаторов, организованные на предпринимательских началах.

   В средние  века появились хозяйственные условия  для образования нового типа предпринимателей. Начинающие предприниматели того времени были представлены купцами, торговцами, ремесленниками и миссионерами.

   С зарождением  капитализма стремление к богатству  обусловливает желание получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.

   В середине XVI в. организуются первые акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. В XVIII в. Произошло разграничение собственников капитала и тех, кто стал управлять им.

   После второй мировой войны прибыльным  на Западе стал бизнес брокерских домов и холдинговых компаний. Пирамиду разновидностей бизнеса венчают гигантские транснациональные корпорации, имеющие десятки своих филиалов внутри страны и за рубежом.

   Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер в  книге «Теория экономического развития», которая впервые вышла в 1911 г., трактует понятие «предприниматель» как новатор. По его утверждению, функция предпринимателя состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии  капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.  

   2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА  

   2.1. Понятие малого бизнеса

   Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

   Как показывает мировая практика, основным критериальным  показателем, на основе которого предприятия  различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность  работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ  под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

- численность персонала;

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода).

   По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

   Критерии  отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах  с развитой рыночной экономикой. И так в Европейском сообществе с 1 января 2000 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

1) количество занятых работников до 50 чел.;

2) годовой оборот менее 4 млн. долларов;

3) сумма баланса  менее 2 млн. долларов.

   При определении  мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут  применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. 

   2.2. Критерии малого бизнеса

   Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой, и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

   В Германии определенное понятие о малом  бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

   В Соединенных  Штатах Америки федеральным законом  о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

   1) наименьшие - 1 - 24 занятых;

   2) малые  - 25 - 99 занятых;

   3) промежуточные  - 100 - 499 занятых;

   4) крупные  - 500 - 999 занятых;

   5) крупнейшие - 1000 и более занятых.

   Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в  одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

   В США  малыми считаются предприятия, управляемые  независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. 
 

   3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 

   3.1 Опыт  зарубежных стран

   Большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. Мы будем рассматривать в этой разделе основные характеристики малого бизнеса США, Испании, Южная Кореи, Японии и т. д. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег.

   Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства  в целом. Достаточно упомянуть, что  на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

   Развитие  малого бизнеса на Западе идет более  быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. 

Информация о работе Малый бизнес в рыночной среде