Малый бизнес в рыночной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:37, контрольная работа

Описание

Цель и задачи работы состоят в том, чтобы показать что малый бизнес давно даёт зарубежным странам необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватает в России крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при развитии малого бизнеса в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития «конкурентоспособного» мелкого предпринимательства в нашей стране.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения малого бизнеса 5
2. Сущность и особенности малого бизнеса 6
2.1. Понятие малого бизнеса 6
2.2. Критерии малого бизнеса
7
3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 9
3.1. Опыт зарубежных стран 9
3.2. Малый бизнес в США 9
3.3. Малый бизнес Испании 11
3.4. Малый бизнес Германии 13
3.5. Малый бизнес Японии 15
3.6 Малый бизнес Сингапура
17
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

КР МАЛЫЙ БИЗНЕС.docx

— 45.50 Кб (Скачать документ)

    3.2. Малый бизнес в США

   Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные  программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость .

   В 1953 году в США создается Федеральное  агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая  по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

помощь в получении  кредита для бизнеса;

техническая и  информационная поддержка малого бизнеса  в США;

предоставление  гарантий по кредитам для бизнеса;

непосредственное  субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

   В США  очень четко развита система  критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят  от вида деятельности малого предприятия  и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.

   Помимо  Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом. Уже здесь наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.  

   3.3. Малый бизнес Испании 

   Малый бизнес Испании начал формироваться  и активно развиваться в 70-е  годы. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой  степени развития малого бизнеса. Малые  предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

   Доля  предприятий малого бизнеса Испании  в некоторых отраслях доходит  до 80% (сельское хозяйство), в остальных  отраслях – в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого бизнеса – это, в первую очередь, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

   Выясним за счет чего, Испания добилась таких  успехов и какие для этого  условия созданы в стране.

   В Испании  разработано большое количество программ поддержки и развития малого бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на те предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов.

   Также испанские власти делают акцент на развитие наукоемких отраслей, инновационных  технологий, понимая их огромную значимость, как для внутреннего развития рынка, так и международного экономического сотрудничества. Значительную долю программ развития малого бизнеса занимают европейские программы, которые распространяются на многие страны Европы: Германию, Францию, Великобританию и т.д.

   В Испании  государство стимулирует множество  организаций и фондов для поддержки  малого бизнеса. Все эти организации  можно разделить на две наиболее популярных и эффективных группы обществ в области содействия малому бизнесу, которые действуют не только на территории Испании, но и в других странах Евросоюза.

   Первую  группу составляют общества взаимного  гарантирования. Эти организации обеспечивают гарантийные обязательства перед кредиторами при выдачи кредитов, в частности предоставляет собственность в качестве залогового обеспечения, или же выступают в качестве поручителей.

   Во  вторую группу входят общества взаимного  финансирования. Эти общества непосредственно занимаются финансированием, инвестированием, субсидированием малых предприятий. Одним из таких обществ является Государственный институт официального кредитования Испании. Помимо этого в Испании функционирует ряд организаций отстаивающих интересы малого бизнеса, такие как Ассоциация малого бизнеса и торгово-промышленная палата, сеть филиалов которых есть в каждом городе.

   Как важный положительный фактор развития малого бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию - все можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Причем это может сделать даже нерезидент страны. Настолько благоприятные условия существует даже не в каждой стране Евросоюза. Таким образом, даже иностранные граждане развивают сектор малого бизнеса. Несомненно, все это создает благоприятный климат для малого предпринимательства и процветания малого бизнеса. 

   3.4. Малый бизнес Германии  

   Малый бизнес Германии один из самых активно  развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка  предприятий малого бизнеса оказывается  на всех уровнях ветвей власти.

   Программы содействия развитию малого бизнеса  в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных  органов финансирования включает в  себя следующие направления:

   - кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

   - кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

   - кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;

   - кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в  коренной модернизации производства.

   Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:

   - программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;

   - программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».

   Первая  программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган  – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно  федеральному правительству – призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

   В рамках реализации федеральных программ предоставляются  кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают  низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

   Отметим, что малый бизнес в Германии имеет  свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

   Ассоциация  Германских торгово-промышленных палат  объединяет собой все палаты и  представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне.

   Основная  задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

   В настоящий  момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства  и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат – оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.  

   3.5. Малый бизнес Японии

   Мощный  технико-экономический прорыв в  послевоенные годы вывел Японию в тройку самых развитых стран мира. Это было достигнуто благодаря развитию малого бизнеса при мощной государственной поддержке. Несмотря на то, что многие всемирно известные компании и концерны по наукоемкому производству автомобилей, техники, инновационной продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый бизнес в Японии в большей степени представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в основном лишь крупными компаниями. Это и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в малом бизнесе.

   Принимаемые правовые акты в отношении предприятий  малого бизнеса в Японии определяют статус малых предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают специальное налогообложение в зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.

   Японское  законодательство довольно жестко регулирует и ограничивает уровень повышения/понижения  рыночной стоимости на продукцию. За необоснованные скидки, или наоборот спекулятивные цены, предприятия и предприниматели могут лишиться права осуществления своей деятельности. Причем эти условия действительны для всех без исключения компаний. Благодаря развитым рыночным механизмам японским властям довольно удачно удается сдерживать необоснованные изменения цен и инфляцию. Таким образом, ввиду равенства начальных условий и возможностей, в Японии созданы хорошие предпосылки для развития малого бизнеса.

   Государственным органам по регулированию осуществления  деятельности предприятий малого бизнеса  Японии является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней  торговли и промышленности. Данное управление контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную  защиту интересов малого бизнеса  Японии, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения.

   Для обеспечения  механизмов кредитования малого бизнеса  и предоставления займов государство предусмотрело создание Корпорации страхования малого и среднего бизнеса, а также ассоциаций гарантирования кредита (аналогично созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого бизнеса в Китае, США и др. странах).

   Стимулирование  предприятий малого бизнеса в  Японии ведется на всех уровнях, начиная  от властей центрального правительства  и заканчивая самостоятельными союзами и объединениями малых предприятий. Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка.

Информация о работе Малый бизнес в рыночной среде