Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленных целей в первой главе дадим понятие малого бизнеса и охарактеризуем. Затем выясним роль малого бизнеса в рыночной экономике; после во второй главе рассмотрим опыт других стран в этой области, выделим положительные и отрицательные его стороны; в последней, третьей, главе рассмотрим положение малого бизнеса в Беларуси, выделим положительные и отрицательные моменты. В заключение внесем предложения по эффективному изменению государственной политики в отношении малого бизнеса, а так предложение по совершенствованию работы малого бизнеса на современном этапе в условиях мировой экономики и особенностях экономики Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике……………………4
Понятие малого бизнеса……………………………………………………...4
Роль и значение малого бизнеса в экономике……………………………...5
Глава 2. Зарубежный опыт.…………………………………………..…………10
2.1 Малый бизнес в Российской Федерации…………………………………...11
2.2 Малый бизнес в Великобритании……………………………………..........12
2.3 Малый бизнес в США……………………………………………………….13
Глава 3. Текущее положение малого бизнеса и проблемы связанные с его развитием в Республике Беларусь…………………….………………………..17
3.1 Статистическая и отчетная информация о состоянии среды малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………………………………17
3.2 Проблемы малого бизнеса на территории Республики Беларусь и предложения по их решению …………………………………….…………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.43 Кб (Скачать документ)

Учреждение  образования Федерации  профсоюзов Беларуси

Международный институт трудовых и  социальных отношений 

Витебский филиал 

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 

Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь 

Курсовая  работа по дисциплине «Макроэкономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Члены комиссии:

1.

2.

3.

Оценка  после защиты: 

    
Студент 2 курса

Группы 967

Степченков  Никита Константинович

Научный руководитель:

Доцент, кандидат экономических наук

Побяржина Татьяна Павловна  
 
 

 
 
 

Витебск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Малый бизнес и его роль в  рыночной экономике……………………4

    1. Понятие малого бизнеса……………………………………………………...4
    2. Роль и значение малого бизнеса в экономике……………………………...5

Глава 2. Зарубежный опыт.…………………………………………..…………10

2.1 Малый  бизнес в Российской Федерации…………………………………...11

2.2 Малый  бизнес в Великобритании……………………………………..........12

2.3 Малый  бизнес в США……………………………………………………….13

Глава 3. Текущее положение  малого бизнеса и проблемы связанные с его развитием в Республике Беларусь…………………….………………………..17

3.1 Статистическая и отчетная информация о состоянии среды малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………………………………17

3.2 Проблемы малого бизнеса на территории Республики Беларусь и предложения по их решению …………………………………….…………….19

Заключение……………………………………………………………………….25

Список  литературы………………………………………………………………27

Приложения………………………………………………………………………  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В данной курсовой работе будет рассмотрен малый бизнес как отдельный сектор рыночной экономики. В последнее  время проблема малого бизнеса как  никогда актуальна не только в  нашей стране, но и в экономически более  развитых  странах. Малый  бизнес выполняет ряд важнейших  экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты  всех уровней, малый бизнес развивает  экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Поэтому развитие малого бизнеса  является важной задачей каждого государства.

    В свете текущего хоть уже и уходящего  экономического кризиса, который затронул все государства с открытой и  частично открытой экономикой, проблема малого бизнеса стоит как никогда  остро, потому как малые предприятия  известны наибольшей гибкостью, они  способны поддерживать экономику, адаптируясь  под новые рыночные условия. Хотя очевидно и то, что они являются зависимыми от более крупных предприятий, имеют трудности с получением кредитов и т.д. Поэтому цель данной работы – изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его  развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в  отношении малого бизнеса за рубежом  и в Республике Беларусь.

    Для достижения поставленных целей  в  первой главе дадим понятие малого бизнеса и охарактеризуем. Затем выясним роль малого бизнеса в рыночной экономике; после во второй главе рассмотрим опыт других стран в этой области, выделим положительные и отрицательные его стороны; в последней, третьей, главе рассмотрим положение малого бизнеса в Беларуси, выделим положительные и отрицательные моменты. В заключение внесем предложения по эффективному изменению государственной политики в отношении малого бизнеса, а так предложение по совершенствованию работы малого бизнеса  на современном этапе в условиях мировой экономики и особенностях экономики Республики Беларусь.

    В этой работе будут использованы не только учебные пособия по данной тематике, но и периодические издания  и ресурсы интернет для получения  максимально реальной картины.

    Научная и практическая значимость темы данного  исследования существенна в связи  с необходимостью обеспечения для  Республики Беларусь на современном  этапе стабильного социально-экономического развития, укрепления и активизации  экономических связей с другими  странами, совершенствования законодательной  базы для окончательного преодоления кризиса в этом секторе экономики.  
 
 
 
 

    Глава 1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

    1. Понятие малого бизнеса

Прежде  всего, следует сказать, что под  предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство  употребляется английский аналог- бизнес) в Республике Беларусь понимается инициативная деятельность граждан и юридических  лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого  дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное  предпринимательство) либо на праве  хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.  

      В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.

    Рассмотрим, как определяют понятие «бизнес» ученые-экономисты.

    В принятой в республике нормативной  терминологии нет понятия бизнес. Однако в литературе, периодической  печати, оно получило широкое распространение. По определению отечественных и  зарубежных исследователей процессов  рыночной экономики, бизнес как вид  экономической деятельности – это  свободное хозяйствование (кроме  запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями  или организациями с целью  получения дохода.

    Понятие бизнеса (от англ. business - дело) в словаре современных экономических и правовых терминов трактуется как:

    1. Форма экономической ответственности субъектов хозяйствования, направленная на достижение определенных результатов в экономической области (получение прибыли и т.п.). Бизнес классифицируется: в зависимости от сферы деятельности субъекта хозяйствования на промышленный, торговый, фондовый и др., в зависимости от величины хозяйственного оборота, получаемой прибыли, – малый, средний, крупный.

    2. Инициативная, самостоятельная, экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных и заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг.

    3. Предприятие, фирма или совокупность предприятий, приносящая прибыль в результате осуществления определенных видов деятельности. Как правило, это экономически обособленные малые и средние предприятия, административно независимые от государственных и иных учреждений, ориентированные на рынок, формирующие структуру и объем производства под воздействием покупательского спроса на товары и услуги.

    4. Сделки, торговые операции.

    5. Профессия, занятие человека, предпринимателя.

    [6] [10]

    В Республике Беларусь к малым относятся  предприятия со среднесписочной  численностью работников:

    в промышленности и на транспорте –  до 100 человек;

    в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;

    в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

    в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

    в других отраслях непроизводственной сферы  – до 25 человек, а так же микропредприятия с численностью - до 5 человек и  индивидуальные предприниматели.

    1.2 Роль и значение  малого бизнеса  в экономике

    Особое  значение малый бизнес имеет в  переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный  сектор экономики и институты  рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает:

    - увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса - главного гаранта необратимости  реформ;

    - рост доходов граждан и в  результате сглаживание диспропорций  в благосостоянии;

    - селекция наиболее энергичных, дееспособных  индивидуальностей, для которых  малый бизнес становится школой  самореализации;

    - создание новых рабочих мест;

    - формирование необходимых навыков  работы на рынке и повышение  квалификации;

    - внедрение новых, зачастую рискованных  проектов, ведущих к технологическим  и организационным инновациям  и росту современных наукоемких  отраслей и производств;

    - мобилизация материальных, финансовых  и природных ресурсов, которые  иначе остались бы невостребованными,  а также более эффективное  их использование;

    - улучшения взаимосвязи между  различными секторами экономики,  повышению их мобильности и  эффективности.

    Те  страны с переходной экономикой, в  которых сектор малых и средних  предприятий активно развивается, как правило демонстрируют и  лучшие темпы экономического роста. Малое предпринимательство в  странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсы из неэффективных  отраслей в отрасли, где ресурсы  используются более эффективно. Рыночная реструктуризация госпредприятий также  связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Сектор малого предпринимательства  поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес - это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Вот почему проведение политики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.

    Малые предприятия   – неотъемлемая часть любой экономической системы, производственные решения в которой  принимаются децентрализовано. Степень  их влияния на процессы в экономике  может меняться от страны к стране и в значительной степени зависит  от уровня экономического развития страны и качества деловой среды в  ней. Технологические особенности  производства во многом определяют ту роль, которую дол жен играть малый  бизнес в каждой отдельной отрасли  для того, чтобы обеспечить ее международную  конкурентоспособность. В этой связи  опыт технологически раз витых индустриальных стран с устоявшейся структурой отдельных отраслей (количеством  фирм, их распределением по размеру, конкурентными  практиками и т.п.) может представлять большой интерес.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь