Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленных целей в первой главе дадим понятие малого бизнеса и охарактеризуем. Затем выясним роль малого бизнеса в рыночной экономике; после во второй главе рассмотрим опыт других стран в этой области, выделим положительные и отрицательные его стороны; в последней, третьей, главе рассмотрим положение малого бизнеса в Беларуси, выделим положительные и отрицательные моменты. В заключение внесем предложения по эффективному изменению государственной политики в отношении малого бизнеса, а так предложение по совершенствованию работы малого бизнеса на современном этапе в условиях мировой экономики и особенностях экономики Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике……………………4
Понятие малого бизнеса……………………………………………………...4
Роль и значение малого бизнеса в экономике……………………………...5
Глава 2. Зарубежный опыт.…………………………………………..…………10
2.1 Малый бизнес в Российской Федерации…………………………………...11
2.2 Малый бизнес в Великобритании……………………………………..........12
2.3 Малый бизнес в США……………………………………………………….13
Глава 3. Текущее положение малого бизнеса и проблемы связанные с его развитием в Республике Беларусь…………………….………………………..17
3.1 Статистическая и отчетная информация о состоянии среды малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………………………………17
3.2 Проблемы малого бизнеса на территории Республики Беларусь и предложения по их решению …………………………………….…………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.43 Кб (Скачать документ)

    Важный  фактор создания благоприятного делового климата - разумная налоговая политика. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию МБ, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит увеличивая количество новых рабочих мест.

       Американское правительство принимает  ряд мер для поддержки малого  бизнеса. Важнейшей задачей федерального  правительства является сохранение  и развитие конкурентной среды,  которая через механизм снижения  издержек производства побуждает  производителей переходить на  использование более эффективных  технологий. Проект федерального  бюджета на 2006 финансовый год  предусматривает выделение 22 млрд. долларов на кредитные программы  МБ [9, с. 39]. Администрация по делам малого бизнеса наделена полномочиями предоставлять займы малому бизнесу, выступать в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы передавать эти контракты малым предпринимателям, оказывать им техническое и управленческое содействие. Реализация положений, содержащихся в законе, обеспечивается посредством ряда специальных программ.

       Таким образом, сегодня именно  благодаря малому бизнесу экономика  США имеет возможность стабильно  развиваться на протяжении десятилетий  без существенных спадов. Сочетание  крупного и малого бизнеса  составляет механизм воспроизведения  структуры бизнеса, и одновременно  придаёт этой структуре динамическую  устойчивость и способность развиваться.

    Знакомство  с зарубежным опытом, позволяет нам  сравнить роль малого бизнеса в данных странах с отечественным опытом и понять, почему мы пока не можем  приблизиться по экономическим показателям  к развитой экономике.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Текущее положение малого бизнеса и проблемы связанные с его развитием в Республике Беларусь  

      Данная глава является неотъемлемой  частью моей работы, поскольку  путём сравнения роли малого  бизнеса в рыночных экономиках  западных стран и в нашей  страны, можно выделить основные  моменты во влиянии малого  предпринимательства на экономический  прогресс страны. Сразу  хотелось  бы отметить то, что экономика  Республики Беларусь является  экономикой переходного типа. Это  означает, что рыночная экономика  в нашей стране не совершенна, и, следовательно, развитие малого  бизнеса имеет свои особенности.

    Становление малого бизнеса в Республике Беларусь происходило в достаточно сложных  условиях. Не менее важен тот факт, что малое предпринимательство  в нашей стране не имеет богатого опыта и поэтому в его развитии возникают некоторые проблемы, которые  имеют место и по сей день.   Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

    1.   Статистическая и отчетная информация о состоянии среды малого бизнеса в Республике Беларусь

      Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

       В соответствии с действующим  законодательством, малое предпринимательство  в республике существует в  двух формах: юридические лица (малые  предприятия) и предприниматели  без образования юридического  лица (индивидуальные предприниматели).

       При отнесении предприятий к  разряду малых в Республике  Беларусь используют среднесписочную  численность работников.

      К малым относятся предприятия со среднесписочной численностью работников: в промышленности и на транспорте – до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек; в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек; в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек; в других отраслях непроизводственной сферы – до 25  человек.  А так же микропредприятия с численностью - до 5 человек и индивидуальные  предприниматели. [12, с. 22].

        Удельный вес валового внутреннего  продукта, произведенного субъектами  малого предпринимательства в 2009 году, составил 11.4%(в 2008 году – 9,3%) от общего объема ВВП. Субъектами малого предпринимательства произведено 9,1% (в 2008 году – 8,4%) от общего объема выпуска товаров и услуг; 29.5% (в 2008 году – 19,9%) от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание; Как видим, динамика положительна, а это означает, что данный сектор экономики стабильно развиваться. (Более подробно в приложении 17 рис. 8)              30,5% (в 2008 году – 16,7%) от общего объема внешнеторгового оборота. Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг по народному хозяйству за 2009 год составила 28,3% (в 2008 году – 20,7%)

    [19].

    Рассмотрим  динамику изменения числа занятых  по формам собственности (см. табл. 6, приложение 9). Как видно, динамика изменения  не значительна, что свидетельствует  о незначительном развитии частного сектора и, как следствие, малой  заинтересованности рабочих в результатах  своего труда.

             Также хотелось бы представить  графически распределение предприятий  по формам собственности (см. рис. 5, приложение 11). Как видно, большинство  малых предприятий находится  в частной собственности, доля государства составляет всего 2% от всей численности малых предприятий. К государственной форме собственности в РБ в основном относятся крупные предприятия.

    [13]

       Как отмечалось ранее, малый  бизнес в республике существует  в двух формах малые предприятия  и индивидуальные предприниматели.

       По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 ноября 2010 г. в республике состоит на учете 85324 субъекта малого предпринимательства – юридическое лицо. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7397 (или на 9,5%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 6689 (или на 8,5%).

    Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию  на 1 ноября 2010 г. составила 233009 человек. К уровню 1 ноября 2009 г. численность  индивидуальных предпринимателей увеличилась на 13006 человек (или 5,9%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 13404 человека (или на 4,6%).

    Удельный  вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства  за 10 месяцев 2010 года составил 21%, в том  числе от юридических лиц – 18,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,7%. [20]

      Однако хотелось бы отменить, что последние действия нашего правительства в отношении ИП оказало отрицательный эффект. Введение нового закона, по которому ИП имеет право нанимать только родственников, значительно сократило долю ИП в экономике РБ. Некоторые из них сумели перерегистрироваться, но часть все же покинула бизнес. Это сказалось не только на потребителях, которые долгое время не могли воспользоваться услугами ИП, но и на экономике в целом, так как налоговые поступления в экономику снизились. (приложение 18 таблица 10)

       Важная роль малых предприятий  в экономике - это создание новых рабочих мест. Рассмотрим динамику изменения количества работников малых предприятий (см. рис. 6, приложение 12).                                                      

       Численность работников на малых предприятиях в 2009 году составила 691060 человек, что на 120944 человек больше, чем в 2008 году.

      Всего в сфере малого бизнеса  (с учетом индивидуальных предпринимателей) по итогам 2009 года занято 924,1 тыс. человек, что составляет 25,4% от занятых в экономике.

    На  конец 2009 года выручка малых предприятий  государственной формы собственности  составила 99662.01 млрд. руб. А прибыль 2767,8 млрд. руб. Как видно, на конец 2007 года выручка малых предприятий государственной формы собственности составила 1465468 млн.руб., в то же время, себестоимость произведенной продукции составила 733349 млн.руб. Аналогичные показатели для частной собственности составили 37768313 млн.руб. и 12145977 млн.руб. В этом случае показатель рентабельности малых предприятий государственной формы собственности на конец 2007 года равен 1,99, а частной формы собственности 3,1. Это свидетельствует о том, что частная форма собственности на самом деле больше мотивирует людей и именно в частные предприятия быстрее приходят инновации.

    Рассмотрим  динамику заработной платы по малым  предприятиям разной формы собственности (рис. 7, приложение 14). Как видно, по официальным  данным на конец 2007 года заработная плата  на государственных малых предприятиях превышает этот показательно частных  предприятиях. Однако, этому есть логичное объяснение, которое связано с  налоговым бременем на малый бизнес. В Республике Беларусь налог на фонд заработной платы составляет 39,6%, что толкает малый бизнес в сферу «серых зарплат», что, в свою очередь, отражается на ВВП страны и, надо сказать, не в положительную сторону.

     [8]

    Перейдем  от статистической информации к проблемам ведения  малого бизнеса на территории РБ и предложениям по их решению.

    3.2. Проблемы малого бизнеса на территории Республики Беларусь и предложения по их решению

    Общеизвестно, что на легкость ведения бизнеса  в стране влияет множества факторов таких как, например, легкость открытия бизнеса, получение кредита, уплата налогов, закрытие бизнеса и др. По данным всемирного банка Беларусь занимает 68 место (см. таблица 9, приложение 16). Для сравнения я привел данные за начало 2010 года (см. таблица 8 приложение 15). Основная проблема Беларуси – налоговая система. Как видно, РБ занимает последнее место по качеству налоговой системы. Общее количество времени, затрачиваемое на подсчет и уплату всех налогов, составляет 798 часов, что составляет 99,75 полных рабочих дня, а количество налогов 82 платежа. Для сравнения в России и Литве 11 платежей, а в Сингапуре всего лишь 5 он же занимает и 1 место в мире по легкости ведения бизнеса (из 183 стран). Более того, если посчитать сумму налогов, то  общая налоговая нагрузка у нас в республике (если взять все уплачиваемые налоги и сравнить их с прибылью),  составляет 80,4%. Закономерно, что такая налоговая система отпугивает не только граждан страны, но и частных инвесторов. Которые не спешат вкладывать деньги в развитие бизнеса нашей республики, так как большая часть вложенных средств все равно попадает в казну республики, а не возвращается предприятию.

    Рассмотрим  общее положение бизнеса в  Беларуси, то есть деловой климат (см. табл. 9, приложение 16). Как видно из таблицы, положение Беларуси в рейтингах  лучше чем у России и даже Польши, надеюсь, мы еще повысим свои результаты так как за прошедший год мы с 58 места переместились на 68 место в общем рейтинге. Для сравнения я привел данные за начало 2010 года (см. таблица 8 приложение 15).

    Говоря  о проблемах и о том что  следовало бы поменять хотелось бы напомнить что хоть и говорилось о внесении законопроекта министерством экономики о возможности ИП брать на работу до 3 наемных рабочих но  разговоры о этом постепенно затихли, и в кулуарах парламента больше ничего об этом не слышно. А эта мера, на мой взгляд, смогла бы значительно улучшить ситуации в экономике и создать дополнительные рабочие места вследствие чего так же увеличились бы налоговые отчисление в бюджет республики.

    Далее рассмотрим такую  проблему как кредитование малого бизнеса –  эта проблема одна из острейших и  отнюдь не только у  нас.

    Основными препятствиями для развития существующего  бизнеса и становления новых  предприятий в кризисный период являются: отсутствие необходимой поддержки  со стороны кредитных учреждений в финансировании субъектов предпринимательства  и снижение совокупного потребительского спроса.

    Согласно  данным последнего исследования предприятий (Enterprise Survey) Всемирного банка и IFC, отсутствие доступа к кредитам в 2009 году стало  главной проблемой в развитии бизнеса для каждого третьего предпринимателя. [10] 
        Несмотря на то, что Беларусь улучшила свои позиции в мировом рейтинге по показателю доступа к кредитам, передвинувшись со 109-го места на 89-е, предстоит большая работа по улучшению доступа малых и средних компаний к кредитному финансированию. Я сделал этот вывод, проанализировав результаты другого исследования – «Ведение бизнеса-2011»(DoingBusiness-2011).  [16] 
       Международная финансовая корпорация оказывает последовательное содействие правительству по улучшению бизнес-климата и финансовой инфраструктуры в Беларуси. В рамках ее консультационной деятельности поставлена задача укрепить законодательство и улучшить информационную систему выдачи кредитов, в частности, через создание залогового регистра и включение в него небанковских учреждений, согласно лучшим мировым практикам.

    Хотелось  бы отменить, что, на мой взгляд, еще одна из главных проблем развития малого бизнеса это несовершенство законодательства – много нестыковок и недоработок, частое обновления законодательной базы (предприниматели не успевают приспособиться т.к. слишком часто меняются,  обновляются и издаются законы).

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь