Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленных целей в первой главе дадим понятие малого бизнеса и охарактеризуем. Затем выясним роль малого бизнеса в рыночной экономике; после во второй главе рассмотрим опыт других стран в этой области, выделим положительные и отрицательные его стороны; в последней, третьей, главе рассмотрим положение малого бизнеса в Беларуси, выделим положительные и отрицательные моменты. В заключение внесем предложения по эффективному изменению государственной политики в отношении малого бизнеса, а так предложение по совершенствованию работы малого бизнеса на современном этапе в условиях мировой экономики и особенностях экономики Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике……………………4
Понятие малого бизнеса……………………………………………………...4
Роль и значение малого бизнеса в экономике……………………………...5
Глава 2. Зарубежный опыт.…………………………………………..…………10
2.1 Малый бизнес в Российской Федерации…………………………………...11
2.2 Малый бизнес в Великобритании……………………………………..........12
2.3 Малый бизнес в США……………………………………………………….13
Глава 3. Текущее положение малого бизнеса и проблемы связанные с его развитием в Республике Беларусь…………………….………………………..17
3.1 Статистическая и отчетная информация о состоянии среды малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………………………………17
3.2 Проблемы малого бизнеса на территории Республики Беларусь и предложения по их решению …………………………………….…………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.43 Кб (Скачать документ)

    Недавно была принята новая государственная программы поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы, которая утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721. Коротко о ней:

    Задачи  Государственной программы на 2010 – 2012 годы:

  • создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,
  • преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства,
  • внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,
  • создание новых рабочих мест,
  • обеспечение импортозамещения,
  • адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства,
  • содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

    Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:

  • мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малого предпринимательства;
  • повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

    В соответствии с нормами Указа  Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной  поддержки малого предпринимательства“ программа разработана на три  года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

    На  реализацию мероприятий Государственной  программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.

     [17]

    Хотелось  бы предложить ряд мер для уменьшения административных барьеров и упрощения ведения бизнеса:

  • Замена обязательной сертификации ряда товаров, работ, услуг добровольным декларированием
  • Упрощение административных процедур и установление специальных расценок для субъектов малого предпринимательства по подключению к необходимой инфраструктуре (электро- и водоснабжения, коммуникации связи)
  • Уменьшение налоговых и иных проверок и так же время их проведения
  • Упрощение и стабилизация налогового законодательства (как было изложены выше общее количество времени, затрачиваемое на подсчет и уплату всех налогов (а их на территории РБ 112 штук), составляет 900 часов)

    И еще одни не менее важный документ, который может оказать влияние  на развитие малого бизнеса в республике, так как лицензирование являться также большой проблемой особенно для тех кто занимается розничной и розничной многопрофильной торговлей.

    1 сентября 2010 г. Главой государства  подписан Указ № 450  ”О лицензировании отдельных видов деятельности“.

    Вот несколько вырезок, на мой взгляд, практически имеющих самое что  ни наесть прямое значение:

    В числе видов деятельности, лицензирование которых отменяется:

  • аудиторская деятельность;
  • ведение охотничьего хозяйства;
  • ведение рыболовного хозяйства;
  • геодезическая и картографическая деятельность (27 составляющих);
  • деятельность в области авиации (5 составляющих);
  • деятельность временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • деятельность в области таможенного дела (6 составляющих);
  • деятельность по заготовке и переработке древесины (2 составляющие);
  • деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
  • деятельность, связанная с посевом и возделыванием культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;
  • лотерейная деятельность (2 составляющие);
  • переработка, консервирование рыбы и морепродуктов;
  • проектирование и строительство зданий и сооружений I и II строительства уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей (15 составляющих);
  • распространение правовой информации;
  • транспортно-экспедиционная деятельность;
  • туристическая деятельность (2 составляющие).

    Особо следует отметить, что лицензирование деятельности в сфере осуществления  розничной торговли и общественного  питания сохраняется только в  отношении розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, а деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе  в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с  целью их знакомства – только в  отношении брачных агентств, осуществляющих свою деятельность во взаимодействии с иностранными партнерами.

    В результате, в закрепленном Указом перечне лицензируемых видов  деятельности сохранено 37 наименований таких было 53 наименования.

    Таким образом, со вступлением Указа в  силу число лицензируемых видов  деятельности сократится на 32 %, составляющих виды деятельности работ (услуг) – примерно на 37 %.

    Это, в свою очередь, позволит добиться уменьшения количества имеющихся в стране лицензий, ориентировочно, на 160 тысячи единицы  или 60 % от общего числа выданных лицензий . (указ вступает в силу с 1 января 2011 года) 

    [18]

    Очень хочется верить, что данные  законы смогут изменить ситуацию в лучшую сторону для нашего малого бизнеса.  Я считаю, что и дальше нужно продолжать работу в этом направлении: редактировать, упрощать наше регулирующее деятельность малого бизнеса законодательство. 

    Для поддержки малого бизнеса нужно  существенно сократить арендные ставки, отменить лицензирование торговли и разного рода услуг, отпустить  цены на свободу, упросить и удешевить  стоимость прохождения административных процедур. Это и многое другое нужно, чтобы наша страна вошла в Топ-30 стран мира с самым благоприятным  деловым климатом. Однако более 64% представителей малого бизнеса не верит в способность  нынешней власти добиться ее выполнения. Кризис доверия между бизнесом и  властью говорит об отсутствии в  стране частно-государственного партнерства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В заключение мне бы хотелось подвести итоги исследования малого бизнеса  и его роли в рыночной экономике. Как показывают исследования, малый  бизнес (и бизнес в целом) положительно влияет на благосостояние нации, является источником поступлений средств в бюджет страны и производителем значительной доли ВВП.

    В работе использовалось много источников по данной теме. Авторы многих из них  расходятся в некоторых вопросах, касающихся малого бизнеса. Например, некоторые исследователи полагают, что роль малых предприятий более  значительна в экономике исследуемой  стран, некоторые считают, что менее. Но все однозначно сходятся во мнении, что малый бизнес является необходимым компонентом в развитии рыночной экономики, или даже её ”двигателем”

             Я считаю, что малых бизнес это особо важный сектор экономики Республики Беларусь. Это тот сектор экономики, который важно и нужно поддерживать и способствовать его развитию как со стороны государства. Такими мерами как: упрощение административных процедур для субъектов малого предпринимательств, а так же упрощением и стабилизация налогового и иного законодательства которое влияет на деятельность малого предпринимательства, так и привлечением в бизнес инвестиций из вне. А это можно сделать только с помощью создания благоприятного бизнес климата внутри экономики страны. Для создания такого климата нужно еще предпринять множество мер по регулированию законодательства особенно налогового, а так же ослабить административное давление власти на предпринимателей.

             Вот несколько конкретных мер по реальной поддержке белорусского предпринимательства:

  • создание благоприятного делового климата
  • помощь в привлечении иностранного капитала (инвестиций)
  • продажа арендованных у государства помещений (площадей) для ИП и малого бизнеса по остаточной стоимости. Покупка зданий осуществляется вместе с приобретением земли;
  • отмена уплаты НДС для ИП по импортным товарам;
  • введение единого социального налога 25% для наемных работников (вместо сегодняшнего подоходного налога на физических лиц и налога в фонд социальной защиты населения 35%). ИП получают право добровольно уплачивать социальный налог на свой личный пенсионный счет;
  • ввести мораторий на все проверки ИП и малого бизнеса, на любую новую коммерческую организацию сроком на год;
  • снять ограничения на наем работников,  в частности разрешить ИП нанимать до 2 наемных рабочих без повышения налоговой нагрузки с деятельности  и до 5 наемный рабочих с повышением общий налоговой нагрузки не выше чем на 20%;
  • отмена лицензирования розничной торговли, бытовых услуг, транспортных грузоперевозок; 
  • резкое сокращение списка товаров, на которые требуются гигиенические сертификаты (только те, что могут быть источником непосредственной угрозы жизни и здоровья человека), признание сертификатов России, Украины и стран ЕС.

Анализ  состояния малого бизнеса в Республики Беларусь показал, что эта часть экономики страны развита достаточно слабо. Для улучшения состояния малого бизнеса в Республике Беларусь необходимо либерализовать экономику, сделать условия ведения бизнеса более приемлемыми.  

    В данной работе был рассмотрен зарубежный и отечественный опыт малого бизнеса. Зарубежный опыт был приведён для  того, чтобы сравнить роль малого бизнеса  в различных рыночных экономиках и убедиться в том, что малые  предприятия в рассматриваемых  развитых странах определяют высокие  достижения экономических показателей. В то время как в Республики Беларусь показатели работы малых предприятий значительно ниже. Однако, в ходе работы я сделала вывод, что малый бизнес в Республики Беларусь развивается не так бурно и показывает не такие хорошие показатели как, например, в Великобритании, потому что политика нашего государства пока не направлена на либерализацию экономики, облегчение ведения бизнеса и улучшение делового климата.

    Однако, несмотря на все неблагоприятные  условия, малый бизнес на территории нашей страны развивается, хотя и  не столь бурно, как хотелось бы. Как показали данные министерства статистики Республики Беларусь, вклад малого предпринимательства в ВВП с каждым годом растет, что показывает движение этого сектора экономики вперед, а значит не все еще потеряно.

    Подводя итог, хотелось бы сказать, что малый  бизнес в Беларуси все же существует и если будут созданы благоприятные  условия, то вперед пойдет не только этот сектор, но и вся экономика  страны в целом.

 
 
        
 
 
 
 

Список  используемых источников

    Учебники  и учебные пособия:

  1. В.Я. Горфинкель: Малый бизнес. Организация. Экономика,: учеб. пособие/под ред. проф. В.А. Швандара – Москва: ЮНИТА-ДАНА.- 2007. – 495 с.
  1. Л.Н. Тэпман: Малый бизнес: опыт зарубежных стран: Учеб. пособие для вузов /. под ред. проф. В.А. Швандара.– Москва: ЮНИТИ-ДАНА.- 2005.–287 с.
  1. Е. В. Дьячкина/ Малый и средний бизнес в Великобритании» / Проблемы теории и практики управления. – Москва: Параграф, 2006.- 102 с.
  1. Основные показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь: статистический сборник 2009/ Отв. за выпуск А.А. Тарасенко. - Минск: Юнипак, 2010.-147 с.
  1. Предпринимательство в Республике Беларусь /Германович Г.В.,Мельников Н.К., Пятинкин С.Ф., Романовский К.Э. и др.; – Минск: Минэкономики Респ. Беларусь, 2007. –136 с.
  1. Помпеев, Ю.А. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты. –Москва: ИНФРА-М, 2004. -448 с.
    Периодические издания:           
  1. Байнов В. Финансы. Учет. Аудит / В. Байнов // Роль малого бизнеса суждения и реальность. -  2010.- №7.- с. 34-36.
  2. Гусейнова Э.М. Экономика и управление / Э.М. Гусейнова // Государство и малый бизнес в республике Беларусь: Проблемы и перспективы взаимодействия. – 2010.- №3.- с. 90-97.
  3. Кочетков Г.Б. Роль и место предпринимательства в инновационной экономике / Г.Б. Кочетков// США. Канада. Экономика-политика-культура.- 2008.- №2.- с. 31-44.
  4. Попков М.В. Экономический бюллетень НИИ Министерства экономики Республики Беларусь / М.В.Попков / /Развитие и поддержка предпринимательства.– 2010.- №2.- с. 33-36.
  1. Слонимский А.А. Экономический бюллетень НИИ Министерства экономики Республики Беларусь/А.А.Слонимский, М.А. Слонимская // Малое предпринимательство: кризисные последствия и антикризисные меры. – 2010.- №3.- с. 49-59.
  1. Трошанов С.Е. Финансирование малых компаний в США / С.Е. Трошанов // США. Канада. Экономика-политика-культура.- 2005.-  №9.-  с. 59-67.
    Ресурсы сети Интернет:
  1. Национальный статистический комитет  Республики Беларусь / Малое предпринимательство [электронный ресурс] – 2010 - Режим  доступа:  http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual1.php - Дата доступа: 30.11.2010.
  2. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации/предпринимательство [электронный ресурс] - 2010 – режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/pmu.htm  – Дата доступа: 28.11.2010.
  3. Портал кредитование бизнеса/кредитования малого бизнеса, проблемы развития [электронный ресурс]  - 2010 – режим доступа: www.kreditbusiness.ru – Дата доступа: 29.11.2010. 
  4. Всемирный Банк/ «Ведение бизнеса-2011» -2010- Режим доступа:   http://wbi.worldbank.org/wbi/document/carbon-finance%E2%80%93assist-annual-report-2010 – Дата доступа: 5.12.2010.
  5. О развитии малого предпринимательства в 2009 году /  Министерство экономики Республики Беларусь: [электронный ресурс] – 2010 - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-                            small-business-in-rb/on-the-development-of-small-business-in-2008  -Дата доступа: 27.11.2010.
  6.   Официальный сайт президента Республики Беларусь/ указ №450 от 01.09.2010: [электронный ресурс] – 2010 - Режим доступа: http://president.gov.by/press96694.html#  - Дата доступа: 23.11.2010.
  7. Официальный сайт правительства республики Беларусь/  изменение уровня ВВП 2008-2010, малый бизнес: [электронный ресурс] – 2009 - Режим  доступа: http://government.gov.by/ru/rus_gdocs.html - Дата доступа: 28.11.2010
  8. Официальный сайт министерство по налогам и сборам республики Беларусь/новости/поступлении налогов в госбюджет от ИП: [электронный ресурс] – 2010 - Режим доступа: http://nalog.by/news/ - Дата доступа: 30.11.2010.
  9. Национальный статистический комитет  Республики Беларусь / Малое предпринимательство: [электронный ресурс] – 2010 - Режим  доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php - Дата доступа: 1.12.2010.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь