Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленных целей в первой главе дадим понятие малого бизнеса и охарактеризуем. Затем выясним роль малого бизнеса в рыночной экономике; после во второй главе рассмотрим опыт других стран в этой области, выделим положительные и отрицательные его стороны; в последней, третьей, главе рассмотрим положение малого бизнеса в Беларуси, выделим положительные и отрицательные моменты. В заключение внесем предложения по эффективному изменению государственной политики в отношении малого бизнеса, а так предложение по совершенствованию работы малого бизнеса на современном этапе в условиях мировой экономики и особенностях экономики Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике……………………4
Понятие малого бизнеса……………………………………………………...4
Роль и значение малого бизнеса в экономике……………………………...5
Глава 2. Зарубежный опыт.…………………………………………..…………10
2.1 Малый бизнес в Российской Федерации…………………………………...11
2.2 Малый бизнес в Великобритании……………………………………..........12
2.3 Малый бизнес в США……………………………………………………….13
Глава 3. Текущее положение малого бизнеса и проблемы связанные с его развитием в Республике Беларусь…………………….………………………..17
3.1 Статистическая и отчетная информация о состоянии среды малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………………………………17
3.2 Проблемы малого бизнеса на территории Республики Беларусь и предложения по их решению …………………………………….…………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.43 Кб (Скачать документ)

    Хотя  еще очень многое мешает по-настоящему развиваться малому бизнесу: бюрократия, административный прессинг, проблема доступа к имуществу, поскольку  многие представители малого бизнеса  арендуют помещения у государства, а договора аренды в основном краткосрочные, и это мешает развитию, порождает  неуверенность в завтрашнем дне, да и налоговая система далека от совершенства.

    Приложение 3 таблица 3 показывает, какие по мнению населения РФ факторы ограничивают деловую активность. Из представленной таблицы мы видим, что по-сравнению  с 1997 годом нехватка денег уже  не является наибольшей проблемой, проблемы переместились в сферу оснащенности технологиями. Это свидетельствует  о том, что в РФ все больше внимания начали уделять именно материально-технической  базе, что положительно сказывается  и на качестве продукции и на на доходах предпринимателей.

    Как видно на рисунке(см. рис.1, приложение 4) индекс предпринимательской уверенности в связи с кризисом, все еще находиться на достаточно низком уровне. Что свидетельствует о недоверии предпринимателей к государству в частности. Это не доверие не позволяет вкладывать больше денег в производство и тем самым повышать благосостояние не только себя, но и страны в целом. 

    2.2 Малый бизнес в  Великобритании  

      

    Далее, я хотел бы рассмотреть и проанализировать роль и динамику малого бизнеса в Великобритании, поскольку эта страна является одной из наиболее экономически развитых и имеющая богатый опыт в рыночной экономике, двигателем которой является малое предпринимательство.

      К числу малых и средних  предприятий в Великобритании, как  и во всём Евросоюзе, принято  относить компании с численностью  персонала до 250 человек, однако  в национальной статистике Великобритании  не принято выделять микрофирмы (с численностью до 10 человек). Кроме  того, в Великобритании применяются  свои критерии для отнесения  предприятий к малым и средним.  В данную классификацию не  попадают предприятия, являвшиеся  членами крупных групп (дочерние  и материнские компании) (см. таблицу  4, приложение 5).              

       Для Британской банковской ассоциации  по программам кредитования малого  бизнеса, малые предприятия - те, годовой оборот которых, по  данным бухгалтерского учёта,  не превышает 1 млн. фунтов стерлингов (ф. ст.).

       В начале 2003 г. в Великобритании насчитывалось 4 млн. фирм, что на 200 тыс. больше, чем в 2002 г. Указанная цифра охватывает только коммерческий сектор, т.е. без учёта государственных и некоммерческих предприятий. [3]

       Почти все фирмы (99,2%) относятся  к категории малых, 0,6%- к категории  средних и только 0,2- к категории  крупных. В 2003 г. на данных предприятиях, которые давали годовой оборот в 2200 млрд. ф. ст., трудились 21,7 млн. человек. Малые и средние предприятия обеспечивали 58,2% занятости и 52,3% национального оборота, непосредственно малые предприятия – 46,2% занятости и 38,3% национального оборота.                      

      Для малых предприятий Великобритании  наиболее предпочтительными видами  деятельности оказались сделки  с недвижимостью (22%) и НИОКР  (19%), а затем уже следую популярные  в Беларуси торговля и бытовые  услуги.

       Доля национального оборота, приходящаяся  на малый бизнес также варьируется  по отраслям. Если 38,3% национального  оборота приходится на малый  бизнес, то в производстве эта  доля составляет 18,2%, а в сельском  хозяйстве – 90,8%. “Возраст малого  бизнеса”: большинство – 51% (1,9 млн.) существуют более 15 лет. Около  7% (250 тыс.) – начинающие фирмы,  которые существуют не более  2 лет.

       По уровню развития:

    Около 11% (320 тыс.) предприятий малого и среднего бизнеса – быстроразвивающиеся  фирмы. За последние 5 лет малый бизнес увеличил уровень минимальной  заработной платы на 34,7%.  [3, с. 95]

          Необходимо отметить, что в Великобритании  фактически отсутствуют проблемы  с финансированием. Банки охотно  кредитуют малый бизнес, причём  на длительные сроки. Далее  представлена диаграмма, демонстрирующая соотношение выданных кредитов в зависимости от срока кредитования (см. рис. 2, приложение 6).

         Вероятно, преобладание кредитов с максимальным сроком кредитования (свыше 10 лет) обусловлено поддержкой государства, которое фактически выступает гарантом по всем кредитным обязательствам малых и средних предприятий, а также более частым обращением за кредитом именно этой группы заёмщиков.

        Как и в любой другой стране, малый бизнес в Великобритании  сталкивается с определёнными  трудностями. Ежегодно растёт  число ликвидированных предприятий  и фирм-банкротов. Соотношение  наиболее часто называемых предпринимателями  проблем в отношении ведения  бизнеса покажем на рисунке  (см. рис. 3, приложение 7).

       Как видно из диаграммы нехватка  денежной наличности и доступ  к финансированию не являются  основными проблемами малого  бизнеса в отличие от ситуации  в Республике Беларусь.

       Законы Великобритании предусматривают  упрощённую процедуру регистрации  индивидуальных предпринимателей. Для того, чтобы начать свою  деятельность, следует просто уведомить  соответствующий орган о своих  намерениях ( за исключением лицензируемых  видов).

       Правительство Великобритании охотно  поддерживает малый бизнес и  с 1997 года прилагает все усилия, чтобы создать оптимальные условия  для его становления и роста.  Данная позиция основана на  убеждении, что малый бизнес  может играть определяющую роль  в производственном секторе экономики  и повысить уровень жизни в  целом.

    Отражением  благоприятной налоговой политики в отношении малых предприятий  служит тот факт, что ежедневно  в Великобритании создаются 50 новых  фирм. Правительство Великобритании поощряет рост малого бизнеса посредством  введения пониженных ставок налога на доходы предприятий [5, с. 101].

             Таким образом, можно сделать вывод, что при такой сильной поддержке малый бизнес в Великобритании может не опасаться за своё будущее, даже не смотря на то, что не выдерживает конкуренции с крупным бизнесом по основным отраслям экономики.

    2.3 Малый бизнес в  США

       Далее я считаю нужным рассмотреть  динамику и роль малого бизнеса  в США, потому что экономика  этой страны развивалась исключительно  в рыночных условиях и малые  предприятия фактически заложили  фундамент процветания страны  в XVIII-XIX. А малый бизнес стал одним из основных факторов, обеспечивших экономике США высокий уровень развития за относительно короткий период времени. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.

    США - страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых  трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным  работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый бизнес. На малых  предприятиях ежегодно появляется от 60 до 80% новых рабочих мест; они  производят более 50% ВВП и 40% ВНП. На малых предприятиях работают 39% высококвалифицированных  специалистов. Также на малый бизнес приходится 29% общего объёма американского  экспорта. [9,с. 59]

    К категории малого бизнеса американцы относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек. При этом все малые предприятия  подразделяются на фирмы с количеством  работников до 20 человек, от 20 до 100 и  от 100 до 499 человек. Кроме того, в  массиве малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных  работников, и те, где владелец фирмы  обходится без привлечения наемного персонала.

    Сегодня в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных  работников менее 500 человек, из них  на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий. [9,с. 62]

    Примерно  одна из каждых трех американских семей  вовлечена в МБ. То есть малый  бизнес в США - не просто один из видов  предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

    К категории малого бизнеса американцы относят хозяйственные субъекты, которых работает менее 500 человек. Сегодня в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в МБ. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни       [7, с. 34].

      Отличительной чертой малого  бизнеса является его быстрое  обновление: в США ежегодно возникает  и ликвидируется множество малых  компаний. В стране ежегодно регистрируется  около 600 тыс. МП и ликвидируется  около 500 тыс. Однако никого  это не ужасает. Дело в том,  что владельцы МП очень чутко  и гибко реагируют на динамику  спроса. Поняв, что в другой  сфере или на другом месте  их дела пойдут лучше, они  сворачивают свой старый бизнес  и открывают новый. Американцы  в этом смысле очень адаптивны  и умеют быстро перестраиваться.  Даже если их бизнес попросту  прогорел, они не теряют энтузиазма  и считают конец старого бизнеса  началом нового. Думается, что в  этом психологическом феномене  коренятся истоки живучести всего  американского бизнеса             [9, с. 59].

           Рассмотрим таблицу, данные которой отражают динамику количества созданных, ликвидированных и обанкротившихся предприятий в США (см. таблицу 5, приложение 8).                                                                                                

       Как видно из приведённых данных, количество ежегодно образующихся  предприятий меньше, чем ликвидированных  и обанкротившихся. Это объясняется  тем, что малый бизнес нуждается  в в большом объёме финансовых  средств для обеспечения своего  становления. 

      По результатам опросов, от 80% до 90% жителей США позитивно оценивают  роль МБ. И это неудивительно:  ежегодно в сфере малого предпринимательства  создается три из каждых четырех  новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить  и разнообразить потребительский  рынок страны - на оплату товаров  и услуг американцы ежегодно  тратят около 8 трлн. долларов [9, с. 35].

      Малый бизнес рассматривается  в американском обществе как  решающий фактор динамики экономического  развития.  Именно благодаря ему  происходит постоянная смена  участников рынка: возникают новые  компании, виды бизнеса, происходит  замещение фирм, завершивших цикл  своего развития. Считается, что  в экономике должна существовать  динамическая стабильность, при  которой осуществляется постоянное  выбытие неэффективных, не отвечающих  существующим потребностям рынка  и появление более новых, более  новых, более активных и динамичных  фирм [9, с.  36].

      Сегодня малый бизнес активные  позиции в сферах, которые ранее  были уделом главным образом  крупных фирм. В конце XX века  сильно выросла активность малого  бизнеса в мировой торговле  и международных экономических  отношениях.

       Американское малое предпринимательство  охватывает многие сферы экономической  деятельности: МП действуют и  в торговле, и в производственной  сфере, и в финансовом секторе,  и в консалтинге, и в сфере  инноваций, и в области социальных  услуг. В штате Коннектикут,  к примеру, 17% предприятий МБ заняты  предоставлением профессиональных, научных и технических услуг;  около 13% - в строительстве, 12% - в  розничной торговле; 9% - в области  здравоохранения и социальных  услуг, остальные - в сфере недвижимости, финансов, транспорта, оптовой торговли, образования и др. Значителен  вклад малого предпринимательства  в развитие НИОКР и освоение  новой продукции: основная масса  открытий и изобретений в США  приходится на долю мелких  и средних специализированных  фирм. Освоение производства самолетов,  вертолетов, кондиционеров, персональных  компьютеров и многих других  видов продукции начиналось именно  на МП [11, с. 62] .

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь