Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:07, методичка
Цель преддипломной экономической практики – закрепить полученные в университете профессиональные знания по экономике торговой организации, инвестиционной и балансовой политике, бизнес-планированию, маркетингу, ценообразованию, конкурентоспособности организаций и другим специальным дисциплинам, связанным с экономикой торговой деятельности.
В процессе прохождения экономической практики были изучены:
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Экономико-организационная характеристика торговой организации……………………………………………………………………..4
Раздел 2. Экономическая деятельность торговой организации..……………9
1.Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности……….9
1.1.Анализ товарооборота и товарных запасов………………….........9
1.2. Анализ показателей по труду и заработной плате……………...12
1.3. Анализ доходов……………………………………………………14
1.4. Анализ прибыли и рентабельности………………………………15
2. Анализ финансового состояния торговой организации………….20
3. Прогнозирование основных показателей
хозяйственной деятельности и оценка перспектив
развития организации……………………………………………… ...24
Заключение………………………………………………………………………32
Рисунок 2.4 - Динамика коэффициента текущей ликвидности
Примечание – Источник: собственная разработка
Ликвидность предприятия растет, что положительно характеризует работу предприятия.
Рисунок 2.5 - Динамика коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
Примечание – Источник: собственная разработка
Коэффициент имеет тенденцию к увеличению, что также положительно характеризуется финансовое состояние торговой организации.
Рисунок 2.6 - Динамика коэффициентов обеспеченности финансовых обязательств активами
Примечание – Источник: собственная разработка
В таблице 2.11 представлены показатели финансовой устойчивости предприятия и значения показателя на начало и конец 2011 г.
Таблица 2.11 - Показатели финансовой устойчивости предприятия
Наименование показателя |
Формула расчета |
Значение показателя на начало и конец отчетного года | ||
Рентабельность совокупного капитала (активов) (характеризует, сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала) |
РА= |
Прибыль за отчетный период (Ф2 стр.240 + проценты за кредиты по лизингу) |
= 8,0% .. |
... 8,3% |
Среднегодовая стоимость
активов | ||||
Рентабельность продаж (характеризует уровень прибыльности продукции) |
РП= |
Прибыль от реализации продукции отчетного периода (Ф2 стр.070) |
= 22,7% .. |
... 22,8% |
Рентабельность продаж (характеризует уровень прибыльности продукции) Рентабельность затрат (характеризует окупаемость затрат) |
РП= РЗ= |
Выручка от реализации продукции в отчетном периоде (Ф2 стр.020) |
= 22,7% .. = 29,4% .. |
... 22,8% ... 29,5% |
Прибыль от реализации продукции отчетного периода (Ф2 стр.070) | ||||
Рентабельность затрат (характеризует окупаемость затрат) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала) |
РЗ= Рск |
Полная себестоимость реализованной продукции (Ф2 сумма строк 030, 050, 060) |
= 29,4% .. = 2,7% .. |
... 29,5% = 2,9% .. |
Ф2 стр. 300 | ||||
Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала) Затраты на рубль реализованной продукции |
Рск ЗЕ |
Баланс (стр. 490 гр. 3 + стр. 640 гр. 3 + стр. 490 гр. 4 + стр. 640 гр. 4) / 2 |
= 2,7% .. = 77,2% .. |
= 2,9% .. = 77,3% .. |
Ф2 (стр. 030 + стр. 050 + стр. 060) | ||||
Затраты на рубль реализованной продукции Коэффициент финансовой независимости (автономии) (характеризует, какая часть активов сформирована за счет собственных средств организации) |
ЗЕ КФН= |
Ф2 стр. 020 |
= 77,2% .. = 47,5% .. |
= 77,3% .. ... 65,5% |
Собственный капитал (Б стр.490)+ стр. 640 | ||||
Коэффициент финансовой независимости (автономии) (характеризует, какая часть активов сформирована за счет собственных средств организации) Коэффициент устойчивого финансирования (характеризует, какая часть активов баланса сформирована за счет устойчивых источников) |
КФН= КУФ= |
Валюта баланса (Б стр.700) |
= 47,5% .. = 47,5% .. |
... 65,5% ... 65,5% |
Собств.капит.+Долгоср.обязат. | ||||
Коэффициент устойчивого финансирования (характеризует, какая часть активов баланса сформирована за счет устойчивых источников) Коэффициент текущей задолженности (показывает, какая часть активов сформирована за счет заемных ресурсов краткосрочного характера) |
КУФ= КТЗ= |
Валюта баланса (Б стр.700) |
= 47,5% .. = 52,5% .. |
... 65,5% ... 34,5% |
Краткосроч. Обязательства | ||||
Коэффициент текущей задолженности (показывает, какая часть активов сформирована за счет заемных ресурсов краткосрочного характера) Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом |
КТЗ= КОЗ= |
Валюта баланса (Б стр.700) или (Б стр.300) |
= 52,5% .. = 51,5% .. |
... 34,5% ... 51,7% |
Собств. Капитал | ||||
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом |
КОЗ= |
Б стр. 210 |
= 51,5% .. |
... 51,7% |
Примечание – Источник: собственная разработка
На основании таблицы
2.11 можно сделать вывод о том, что предприятие
увеличивает рентабельность своей деятельности
и является финансово устойчивым.
3. Прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности и оценка перспектив развития организации
Прогнозирование прибыли на 2011-2013 года осуществляем с помощью трендовых моделей. Результаты прогноза представлены на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Прогнозирование прибыли с помощью трендовых моделей
Примечание – Источник: собственная разработка
По результатам прогноза величина достоверности аппроксимации имеет наибольшее значение (=1) при использовании линейной линии тренда. Следовательно, при расчете величины прибыли на 2011-2013 годы будем использовать уравнение линейной линии тренда.
Уравнение линейной линии тренда имеет вид
y = 0,142x + 13,818,
На основании этого можно получить прогнозируемый размер прибыли на 2011-2013 года
y*2011 =0,142*11 + 13,818 =14,388 млрд. р.
y*2012 =0,142*12 + 13,818 =14,466 млрд. р
y*2013 =0,142*13 + 13,818 =14,546 млрд. р
Величина прогнозируемой прибыли представлена в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Прогнозируемая прибыль предприятия
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
Величина прогнозируемой прибыли, млрд. р. |
14,388 |
14,466 |
14,546 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе рассчитанных данных
Маркетинговые исследования являются важнейшим этапом разработки и реализации маркетинговой стратегии предприятия. Поэтому ЧТУП «ЛАГУНА» предлагается разработать стратегию деятельности, проходящую следующие этапы:
На первом этапе проводится анализ внешней среды функционирования торговой организации и ее конкурентоспособности. Данный этап можно разбить на три части:
Внешняя среда торговой организации состоит из двух групп компонентов: партнеров по хозяйственным связям и внешнего окружения.
Из группы партнеров по хозяйственным связям можно выделить поставщиков и маркетинговых посредников. Внешнее окружение - это покупатели с их демографическими характеристиками, финансовые учреждения, средства массовой информации, правительственные организации и законодательные органы, социально-экономические условия жизни, уровень развития науки, техники, культуры, национальные традиции, конкуренты.
Второй этап разработки стратегии связан с определением целей и ключевых проблем в деятельности организации. Для организаций торговли стратегическими целями могут быть достижение определенных финансовых показателей (прибыль на вложенный капитал), определенного положения на рынке (объем продаж, доля на рынке), изменение сферы деятельности в продуктовом (диверсификация) или географическом плане и т.д.
На третьем этапе
Четвертый этап заключается в оценке и выборе оптимального варианта развития деятельности организации. На данном этапе осуществляется проверка реальности и выполнимости поставленных целей и разработанных вариантов их достижения по следующим критериям: время достижения конечной цели, устойчивость по отношению к действиям конкурентов, финансовая обеспеченность и степень риска.
Пятый этап разработка конкретной программы действий и контроль за ее реализацией. Осуществление программы включает определение конкретных показателей по основным направлениям деятельности организации: объема товарооборота, прибыли, доходов и др.
Контроль за реализацией программы предусматривает изучение динамики продаж и осуществление мер по повышению качества торговли. При осуществлении контроля выделяются три этапа:
На предприятии «ЛАГУНА»
нет четкого планирования проведения
маркетинговых исследований, поэтому
для устранения данного недостатка
рекомендуется следующий
Таблица 2.13 - План маркетинговых исследований на 2013 год
Дата проведения |
Содержание |
Исполнитель |
январь |
Подведение итогов эффективности маркетинговой деятельности за 2011 год и разработка направлений маркетинговых исследований на 2012 год |
Собственными силами |
февраль |
Исследование рынка сбыта продукции, разработка мероприятий по увеличению доли на рынке, оценка их эффективности Утверждение сметы расходов на рекламную деятельность |
Собственными силами |
апрель |
Изучение конкурентов: выявление сильных и слабых сторон |
Агентство |
июнь |
Проведение маркетинговых исследований на основе изучения поведения потребителей |
Собственными силами |
август |
Разработка фирменного стиля организации |
Совместно |
октябрь |
Изучение коммуникационной политики, поиск новых каналов сбыта, расчет эффективности |
Собственными силами |
декабрь |
Изучение ценовой политики конкурентов, выбор ценовой стратегии на следующий год, определение оптимальной цены |
Собственными силами |
Примечание – Источник: собственная разработка
Принятие плана проведения маркетинговых исследований, приведенного в таблице 2.13, позволит значительно улучшить эффективность от данных мероприятий за счет их систематизации и возможности использования их результатов на практике.
Следующим предложением по совершенствованию будет повышение эффективности рекламной деятельности предприятия. Для этого следует изменить структуру затрат на рекламу. Рекомендуемый объем и структура затрат на рекламу на 2012 год приведена в таблице 2.14 и рисунке 2.8.
Таблица 2.14. Рекомендуемый объем затрат ЧТУП «ЛАГУНА» на 2012 год
Средства рекламной |
2012 год, план | |
Сумма, млн. руб. |
Удельный вес, % | |
Газеты, журналы |
16,9 |
46,23% |
Радио |
11,9 |
27,32% |
ТВ |
3,8 |
8,01% |
Щиты, плакаты, доски объявлений |
5,1 |
12,89% |
Интернет |
2,6 |
5,55% |
Всего: |
30,5 |
100% |
Примечание – Источник: собственная разработка
Рисунок 2.8 - Рекомендуемая структура затрат ЧТУП «ЛАГУНА» на 2012 год
Примечание – Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 3.2 и рисунка 3.2 на 2012 год рекомендуется следующая структура затрат на рекламу. Наибольшие удельный вес в структуре затрат должны занять расходы на печатную рекламу 46,23%, радиореклама – 27,32%, наружная реклама – 12,89%, ТВ-реклама – 8,01%, Internet-реклама – 5,55%.
Исходя из того, что в 2011 году затраты на осуществление рекламной деятельности предприятием «ЛАГУНА» составляли 35,6 млн. руб. (см. таблицу 2.6), а прогнозируемый объем затрат в 2012 году ожидается в размере 30, 5 млн. руб., то это нам даст экономию в размере 5,1 млн. руб. (35,6 млн. руб. – 30,1 млн. руб.).
Далее можно предложить методику
расчета экономической
Точный расчет экономической
эффективности рекламы
Простейшим методом