Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:43, курсовая работа
Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
Введение
Глава 1. Механизм формирования социальных платежей
1.1 Социальные платежи: определение, источники формирования
1.2 Распределение социальных платежей
Глава 2. Социальная политика
2.1 Основные задачи и цели социальной политики
2.2 Основные направления реализации социальной политики
Глава 3. Совершенствование социальной политики государства
Заключение
Список использованной литературы
Политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров между работниками и работодателями. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между ними речь должна идти не просто о купле-продаже товара, а о социальном статусе личности. Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. В свою очередь развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положения трудящихся благодаря перераспределению доходов, активному стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.
Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Политика
обеспечения необходимых
Социальная политика в сфере образования, за последние десять лет, позиционирует следующие изменения: изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику; все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти; происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.
Позитивно то, что идет формирование
новой законодательной базы, растет
влияние региона, учитываются требования
рынка труда. В тоже время налицо
явно недостаточное и не эффективное
бюджетное финансирование, не однозначны
последствия коммерциализации образования.
Усиливается имущественное и
региональное неравенство в доступе
к образованию. Среди явно обозначившихся
тенденции осознание населением
важности образования. Увеличивается
доля платного образования, население
постепенно осознает его необходимость.
Исходя из этого реформа образования
должна реально разделить бюджетные
потоки – часть из них будет
покрывать расходы на финансирование
обязательных стандартов образования,
другую необходимо отдать в руки населения,
с тем, что бы семья сама выбирала
для детей соответствующий
В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам.
Государство вводит льготы, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Одновременно доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.
Говоря о программе развития здравоохранения необходимо учитывать, что невозможно развивать национальный проектов без эффективной системы медицинского страхования прежде всего работающего населения. А это значит, что для стабильных финансовых поступлений в национальную систему здравоохранения нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов и понижение ставок социального страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным с сокращением государственных выплат по больничным листам, с санаторно-курортным лечением работающих и нуждающихся категорий граждан, с детским оздоровлением. Поэтому решить эти вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может строиться социальная политика государства, реально невозможно[9].
Глава 3. Совершенствование социальной политики государства.
Социальную политику необходимо
направлять на решение приоритетных
проблем, выработку механизмов эффективного
использования ресурсов, выделяемых
на социальные цели, согласование обязательств
государства с реальными
Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:
- Признание ответственности
государства за социальное
- Гарантирование всем
гражданам бесплатного
- Приведение минимальной
заработной платы, стипендий и
пособий в соответствии с
- Гарантирование своевременной
выплаты заработной платы
- Недопущение массовой
безработицы, переподготовка и
повышение квалификации
- Поддержка семьи, материнства
и детства, ветеранов и
- Борьба с преступностью.
Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.
- Общеметодологические подходы
к формированию социального
- Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
- Социальная защита населения,
регулирование отношений в
В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.
Во-первых, коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.
Во-вторых, Российское государство
может стать действительно
В-третьих, коренная перестройка всей
социальной сферы должна основываться
на базовых принципах
- приоритете прав человека и
его основных свобод в
- солидарности, обусловленной
- оптимальной поддержки как
непосредственно со стороны
В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.
В-пятых, как показывает
мировой опыт, огромную роль играют
усилия государства,
В рамках второго блока проблем центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам – политике занятости и политике доходов.
Важнейшее направление активной
политики занятости – ускорение
адаптации населения к
Можно предположить, что повышение уровня занятости населения приведет к большей его социальной защищенности. Так как, перед ним откроется более широкий спектр «социальных услуг», который он сможет себе обеспечить путем, отчисления его работодателем обязательных социальных платежей во внебюджетный государственные фонд.
Политика доходов включает
в себя разработку мер, влияющих на
формирование цены труда, ее динамику,
отраслевую и региональную дифференциацию,
в целях стимулирования роста
цены рабочей силы и заработной платы,
обеспечение своевременной ее выплаты,
ограничения чрезмерной ее дифференциации,
сближения минимальной
Так же не стоит упускать
из внимания, процент выдаваемой заработной
платы в «черных конвертах». Так
к примеру, по данным Минэкономразвития
России, соотношение скрытых зарплат
и официального фонда оплаты труда
выросло с 54,7% в 2010 году до 56,1% в 2011 году,
практически достигнув
Необходимо четко осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.
Центр тяжести корректировки
реформ должен сместиться, с одной
стороны, на структурные преобразования
в сфере труда и социально-
Настоятельная необходимость
разработки принципиальных подходов к
решению проблем, относящихся к
третьему блоку, определяется не только
тем фактом, что сегодня в социальной
защите нуждается значительная часть
россиян, но и тем обстоятельством,
что действующая система
Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:
- социальные гарантии, основанные
на принципах равенства
- социальную помощь наиболее
уязвимым и, в первую очередь
нетрудоспособным категориям
- социальное страхование:
обязательное – всего
Информация о работе Механизм формирования социальных платежей