Механизм формирования социальных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм формирования социальных платежей
1.1 Социальные платежи: определение, источники формирования
1.2 Распределение социальных платежей
Глава 2. Социальная политика
2.1 Основные задачи и цели социальной политики
2.2 Основные направления реализации социальной политики
Глава 3. Совершенствование социальной политики государства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая работа.docx

— 57.24 Кб (Скачать документ)

Политика государства  в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров между работниками и работодателями. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между ними речь должна идти не просто о купле-продаже товара, а о социальном статусе личности. Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. В свою очередь развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положения трудящихся благодаря перераспределению доходов, активному стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.

Социальная  политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.

Социальная  политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Политика  обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в развитых западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые социальные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает существенную значимость, ибо повышает эффективность производства. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилью. Однако есть и альтернативный вариант: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство.

Социальная  политика в сфере образования, за последние десять лет, позиционирует следующие изменения: изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику; все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти; происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.

Позитивно то, что идет формирование новой законодательной базы, растет влияние региона, учитываются требования рынка труда. В тоже время налицо явно недостаточное и не эффективное  бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и  региональное неравенство в доступе  к образованию. Среди явно обозначившихся тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается  доля платного образования, население  постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого реформа образования  должна реально разделить бюджетные  потоки – часть из них будет  покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень  и качество образования.

В сфере  здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам.

Государство вводит льготы, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Одновременно доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Говоря о программе  развития здравоохранения необходимо учитывать, что невозможно развивать национальный проектов без эффективной системы медицинского страхования прежде всего работающего населения. А это значит, что для стабильных финансовых поступлений в национальную систему здравоохранения нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов и понижение ставок социального страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным с сокращением государственных выплат по больничным листам, с санаторно-курортным лечением работающих и нуждающихся категорий граждан, с детским оздоровлением. Поэтому решить эти вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может строиться социальная политика государства, реально невозможно[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование  социальной политики государства.

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями  их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных  стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Необходимо ориентироваться  на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:

- Признание ответственности  государства за социальное положение  своих граждан;

- Гарантирование всем  гражданам бесплатного образования  и медицинского обслуживания;

- Приведение минимальной  заработной платы, стипендий и  пособий в соответствии с реальным  прожиточным минимум;

- Гарантирование своевременной  выплаты заработной платы работникам  государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;

- Недопущение массовой  безработицы, переподготовка и  повышение квалификации высвобождающейся  рабочей силы;

- Поддержка семьи, материнства  и детства, ветеранов и инвалидов;

- Борьба с преступностью.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих  трех блоках проблем.

- Общеметодологические подходы  к формированию социального государства;

- Регулирование занятости,  рынка труда, цены труда и  заработной платы;

- Социальная защита населения,  регулирование отношений в социальной  сфере.

В рамках первого блока можно  выделить следующие основные моменты.

Во-первых, коренное изменение экономических  основ жизни общества, переход  от административно-командных к  рыночным экономическим моделям  требует радикального изменения  принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Во-вторых, Российское государство  может стать действительно социальным, только если три его элемента –  эффективная экономика, сильная  власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных  субъектов трудовых отношений) –  будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

- приоритете прав человека и  его основных свобод в сочетании  с принципом индивидуальной ответственности  гражданина за свое материальное  благосостояние;

- солидарности, обусловленной взаимосвязанностью  и взаимоответственностью общества  и его членов;

- оптимальной поддержки как  непосредственно со стороны самого  государства, так и со стороны  свободных ассоциаций людей, способных  во все большей степени брать  на себя решение многих социальных  задач.

В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный  и социально ориентированный  подход.

 В-пятых, как показывает  мировой опыт, огромную роль играют  усилия государства, направленные  на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и  прогрессивное налогообложение  богатых.

В рамках второго блока  проблем центральное внимание уделяется  двум взаимосвязанным аспектам –  политике занятости и политике доходов.

Важнейшее направление активной политики занятости – ускорение  адаптации населения к требованиям  рынка, развитие инфраструктуры рынка  труда, системы подготовки кадров и  т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы  в масштабах России и постепенное  оздоровление ситуации занятости в  регионах, имеющих напряженность  на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость  экспертизы всех федеральных целевых  программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости  по отраслям и в регионах.

Можно предположить, что  повышение уровня занятости населения  приведет к большей  его социальной  защищенности. Так как,  перед  ним откроется более широкий  спектр «социальных услуг», который  он сможет себе обеспечить путем, отчисления его работодателем обязательных социальных платежей во внебюджетный государственные фонд.

Политика доходов включает в себя разработку мер, влияющих на формирование цены труда, ее динамику, отраслевую и региональную дифференциацию, в целях стимулирования роста  цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Например, средняя зарплата в промышленности в несколько раз ниже, чем пособие по безработице в развитых странах, не говоря уже о зарплате бюджетников и работников сельского хозяйства. Связь этого аспекта социальной политики с занятостью очевидна, поэтому их следует решать одновременно.

Так же не стоит упускать из внимания, процент выдаваемой заработной платы в «черных конвертах». Так  к примеру, по данным Минэкономразвития  России, соотношение скрытых зарплат  и официального фонда оплаты труда  выросло с 54,7% в 2010 году до 56,1% в 2011 году, практически достигнув максимального  уровня 2000-х, наблюдаемого в 2006 году (56,2%)[11]. За этим стоит постоянная изменчивость налоговых правил, что приводит к не желания работодателя уплачивать достаточно высокий процент страховых взносов от заработной платы сотрудника.

Необходимо четко осознать, что реальное управление трудовыми  отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем  развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых  программ будет определяться совместными  действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских  структур.

Центр тяжести корректировки  реформ должен сместиться, с одной  стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение  реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны гарантировать  воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный  уровень жизни.

Настоятельная необходимость  разработки принципиальных подходов к  решению проблем, относящихся к  третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть  россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов.

Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

- социальные гарантии, основанные  на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных  систем образования, здравоохранения  и социального страхования;

- социальную помощь наиболее  уязвимым и, в первую очередь  нетрудоспособным категориям населения.

- социальное страхование:  обязательное – всего активного  населения страны за счет взносов  работодателей и работников, добровольное  – части трудозанятого населения  в порядке личной инициативы  работников и работодателей.

Информация о работе Механизм формирования социальных платежей