Международная экономическая политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение современного состояния, структурных сдвигов, проблем и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.
Для поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) Провести анализ современного состояния внешней торговли Республики Беларусь;
2) Изучить региональную специфику внешнеторговых отношений Республики Беларусь

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 Анализ современного состояния внешней торговли РБ
1.1 Анализ развития внешнеторговых отношений РБ
1.2 Структура экспорта и импорта и их развитие
1.3 Наукоемкая продукция как основа увеличения экспортного потенциала республики
ГЛАВА 2 Региональная специфика белорусского экспорта и импорта и особенности структурных сдвигов внешней торговли
2.1 Товарно-экономические отношения со странами Европы
2.2 Внешняя торговля РБ со странами Азии, Африки и Ближнего Востока
2.3 Торгово-экономическое сотрудничество РБ со странами североамериканского континента
2.4 Внешняя торговля РБ со странами СНГ
ГЛАВА 3 Либерализация внешней торговли и развитие товаропроводящих путей Республики Беларусь
3.1 Продвижение белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки
3.2 Развитие товаропроводящей сети в Республике Беларусь
3.3 Либерализация внешней торговли и вступление Республики Беларусь в ВТО
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1

Работа состоит из  1 файл

Внешняя торговля2.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение

 

     Республика  Беларусь – страна с открытой экономикой. Государство проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Стратегической задачей РБ является углубление интеграции в мировое сообщество.

     В ходе либерализации белорусской  экономики в начале 90-х годов  весьма негативно на состоянии внешней  торговли сказался такой фактор, как  технологическая отсталость предприятий. Она была присуща всем странам  так называемого социалистического лагеря и сформировалась в результате длительного развития преимущественно государственных предприятий в искусственных, защищенных от конкуренции извне условиях директивного планирования и управления. Ускоренному научно-техническому прогрессу и созданию эффективной экономики препятствовало отсутствие у отечественной промышленности и сферы научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) заинтересованного хозяина, подстегивающего процессы совершенствования производства продукции.

     На  современном этапе внешнеторговая политика Республики Беларусь строится на основе международных норм и демократических стандартов. На базе двусторонних региональных и многосторонних соглашений РБ сотрудничает со странами СНГ, ЕврАзЭС, Европейского Союза, США, Канадой, странами Латинской Америки и африканского континента.

     Наша  страна входит в первую десятку европейских стран по показателю внешнеторговой квоты (соотношения объема внешней торговли и валового внутреннего продукта) – почти 143% в 2005 г. Более половины производимой в Беларуси продукции экспортируется [21, c. 39].

     Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь является важнейшим элементом экономики  республики. От роста или падения  экспортно-импортных операций зависит  экономическое благополучие отдельных отраслей и предприятий, населения и республики в целом.

     Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили журналы, статистические сборники, доклады ведомств и министерств  республики, в частности Министерства Иностранных Дел Республики Беларусь, Министерства Статистики и Анализа Республики Беларусь.

     Основной  целью данной работы является изучение современного состояния, структурных  сдвигов, проблем и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.

     Для поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ современного состояния внешней торговли Республики Беларусь;
  2. Изучить региональную специфику внешнеторговых отношений Республики Беларусь
  3. Охарактеризовать перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь и основные подходы к вступлению в ВТО.

 

ГЛАВА 1 Анализ современного состояния внешней торговли РБ

1.1 Анализ развития  внешнеторговых отношений РБ

 

     В 2005 г. Беларусь осуществляла внешнеторговое сотрудничество со 174 странами мира, товары поставлялись на рынки 137 государств, импортировалась продукция 158 стран. [3, с. 715]

     Внешнеторговый  оборот Республики Беларусь в 2005 г. сложился в

размере 32,7 млрд. долларов и возрос по сравнению  с 2004 г. на 8%. Товарооборот со странами СНГ составил 18,2 млрд. долларов, или 55,6% общего товарооборота республики, со странами вне СНГ – 14,5 млрд. долларов, или 44,4% общего товарооборота. Стоимостной объем внешней торговли с государствами СНГ снизился на 5,3%, с государствами вне СНГ – возрос на 31,1%.

     Экспорт товаров из Республики Беларусь в 2005 г. составил около 16 млрд. долларов, в т. ч. в страны СНГ – 7,1 млрд. долларов, из них в Россию – 5,7 млрд. долларов, в страны вне СНГ было экспортировано товаров на 8,9 млрд. долларов. В целом по республике в фактических ценах экспорт увеличился на 16%. В страны СНГ экспорт снизился на 3,5%. В Россию белорусский экспорт снизился на 11,9%. В страны вне СНГ экспорт увеличился на 38,2%.

     На  страны СНГ приходилось 44,2% белорусского экспорта. Основными видами экспортируемых республикой товаров в 2005 г. являлись: нефтепродукты – 30,4% от всего экспорта, удобрения калийные – 6,3%, черные металлы – 4,0%, автомобили грузовые – 3,8%, молоко и молочные продукты – 3,0%, нефть сырая, включая газовый конденсат – 3,0%, тракторы – 2,7%, холодильники и морозильники – 1,9%. 

 

Таблица 1. Географическая структура экспорта товаров (2005г.)

Страна Объем, млн. долларов % от общего  экспорта % изменения  к

2004 г.

Россия 5713,9 35,8 -11,9
Нидерланды 2408,3 15,1 160,5
Великобритания 1120,4 7,0 -2,4
Украина 907,8 5,7 68,2
Польша 847,3 5,3 16,3
Германия 708,3 4,4 37,2
Китай 430,9 2,7 52,3
Литва 351,8 2,2 23,5
Латвия 322,6 2,0 3,8
Франция 274,7 1,7 162,6
 

     Импорт  товаров в 2005г. составил 16,7 млрд. долларов, в т. ч. из стран СНГ – 11,1 млрд. долларов, из них из России – 10,1 млрд. долларов. Из государств вне СНГ импортировано товаров на 5,6 млрд. долларов. Общий объем импорта Республики Беларусь возрос на 1,3%. При этом ввоз товаров из стран СНГ снизился на 6,4%. Импорт из стран вне СНГ возрос на 21,1%. Доля стран СНГ в общем объеме белорусского импорта составила 66,6%. Основными импортируемыми товарами в 2005 г. являлись: нефть сырая, включая газовый конденсат – 25,3%, черные металлы – 6,6%, автомобили легковые – 3,1%, рыба – 1,3%, лекарственные средства – 1,2%, двигатели внутреннего сгорания – 1,3%, трубы стальные – 1,1%. 

Таблица 2. Географическая структура импорта товаров (2005г.)

Страна Объем, млн. долларов % от общего  импорта % изменения  к 2004 г.
Россия 10093,6 60,4 -10,0
Германия 1121,1 6,7 3,6
Украина 893,9 5,4 64,0
Польша 578,9 3,5 21,9
Италия 393,5 2,4 31,0
Китай 284,1 1,7 80,8
США 231,8 1,4 -9,2
Франция 176,1 1,1 6,7
Нидерланды 161,3 1,0 35,9
Бразилия 154,5 0,9 59,3
 

     Результаты  внешнеэкономической деятельности в целом в 2005 г.

характеризовались положительной динамикой. Превышение темпов роста экспорта товаров и  услуг над темпами роста импорта  позволило сформировать в 2005 г. положительное  сальдо внешней торговли товарами и  услугами в размере 296,4 млн. долларов (по платежному балансу). [21, с. 39-41]

     Объем внешней торговли товарами по методологии  Министерства статистики и анализа  в январе-апреле 2006 г. составил 12278,6 млн. долларов США, в том числе  экспорт – 5964,1 млн. долларов, импорт – 6314,5 млн. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-апрелем 2005 г. из расчета в фактических ценах возрос на 24,5%, или на 1172,2 млн. долларов, импорт увеличился на 44,7%, или на 1949,6 млн. долларов. Рост экспорта обусловлен существенным увеличением стоимостного объема поставок таких важнейших товаров, как нефтепродукты (в 1,6 раза, или на 793,2 млн. долларов), шины (в 2,8 раза, или на 63,8 млн. долларов), тракторы (на 30,3%, или на 43,4 млн. долларов), полуфабрикаты из углеродистой стали (в 1,7 раза, или на 36,1 млн. долларов), грузовые автомобили (на 17,8%, или на 33 млн. долларов). [Диаграмма 1]

     Увеличение  стоимости экспорта и импорта  произошло как за счет роста физического объема, так и за счет повышения средних цен на экспортируемые и импортируемые товары. Темп роста средних цен экспорта к январю-апрелю 2005 г. составил 115,6%, импорта – 111,6%. При этом физический объем экспорта возрос на 7,7%, импорта – на 29,7%. 

 

Диаграмма 1 

     Данные, характеризующие объемы экспорта и  импорта товаров по группировкам стран, приведены в таблице 3.

     Увеличение  стоимостного объема импорта произошло, прежде всего, в результате существенного  роста поставок нефти (в 1,8 раза, или  на 821,5 млн. долларов), легковых автомобилей (в 1,6 раза, или на 73,9 млн. долларов), черных металлов (на 24,6%, или на 73,2 млн. долларов), нефтепродуктов (в 2,6 раза, или на 56 млн. долларов) и природного газа (на 9,1%, или на 31,8 млн. долларов). [Таблица 3] 

Таблица 3. Объемы экспорта и  импорта товаров  по

группировкам  стран

 

     Из  общего объема экспорта республики на долю России приходится

32,3%, остальных  стран СНГ – 8,3%, стран ЕС  – 50,3%, остальных стран – 9,1%. Импорт из России составляет 62,8% общего объема импорта, остальных  стран СНГ – 5,5%, стран ЕС  – 19,7%, остальных стран – 12%.

     Итак, учитывая огромную важность для Республики Беларусь, как малой индустриальной страны, проведения эффективной внешнеторговой политики, следует усилить внимание ко всем ее аспектам. Для обеспечения информационной базы работы в данном направлении, прежде всего, необходимы:

     - сведения о конкурентоспособности  предназначенной к вывозу продукции по цене и качественным параметрам (в сравнении с аналогичной продукцией, пользующейся спросом за рубежом);

     - информация о рентабельности или убыточности внешнеторговых операций;

     - сведения о возможностях расширения и развития производства конкретной продукции в Республике Беларусь (простаивающие мощности, необходимые капиталовложения в модернизацию производства или пополнение оборотных средств и т. п.).

     При недостаточности вышеперечисленных данных целесообразно для определения наиболее перспективных или, наоборот, тупиковых направлений производства экспортной продукции привлекать к анализу косвенную информацию, к примеру, о многолетней динамике продаж за рубеж различных товаров, как в натуре, так и по стоимости. С этой точки зрения при прочих равных условиях перспективными можно считать производства, стабильно расширяющие экспорт при сохранении прежней цены и рентабельности или их росте (метод определения «точек роста»). И, наоборот, неперспективными (кандидатами на прекращение экспортных поставок) целесообразно признать предприятия, экспорт продукции которых сокращается, а ее цена на рынках развитых стран снижается. [1, с. 5-6; 20]

     Из  анализа основных показателей внешнеторгового оборота Беларуси видно, что его стоимостный объем не соответствует потенциалу экономики страны, стоимость экспорта, хотя и постоянно увеличивается, но отрицательное сальдо остается и негативно сказывается на валютных ресурсах государства. А этот фактор, в свою очередь осложняет экономическую ситуацию в республике в условиях жесткой зависимости экономики от импорта сырья и энергоносителей.

     К сожалению, в сложившейся в республике ситуации, можно с уверенностью прогнозировать как минимум на среднесрочную перспективу, что страны - потенциальные продавцы новых технологий будут и дальше отказываться сотрудничать с Республикой Беларусь в области развития нашей экономики. Потенциал экспортного сектора не будет прогрессировать, и в недалеком будущем Республика Беларусь, как и типичные регионы Европейской части России, будет иметь ресурсорасточительную закрытую экономику, находящуюся под жестким контролем государства.

Информация о работе Международная экономическая политика Республики Беларусь