Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:33, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение современного состояния, структурных сдвигов, проблем и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.
Для поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) Провести анализ современного состояния внешней торговли Республики Беларусь;
2) Изучить региональную специфику внешнеторговых отношений Республики Беларусь
Введение
ГЛАВА 1 Анализ современного состояния внешней торговли РБ
1.1 Анализ развития внешнеторговых отношений РБ
1.2 Структура экспорта и импорта и их развитие
1.3 Наукоемкая продукция как основа увеличения экспортного потенциала республики
ГЛАВА 2 Региональная специфика белорусского экспорта и импорта и особенности структурных сдвигов внешней торговли
2.1 Товарно-экономические отношения со странами Европы
2.2 Внешняя торговля РБ со странами Азии, Африки и Ближнего Востока
2.3 Торгово-экономическое сотрудничество РБ со странами североамериканского континента
2.4 Внешняя торговля РБ со странами СНГ
ГЛАВА 3 Либерализация внешней торговли и развитие товаропроводящих путей Республики Беларусь
3.1 Продвижение белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки
3.2 Развитие товаропроводящей сети в Республике Беларусь
3.3 Либерализация внешней торговли и вступление Республики Беларусь в ВТО
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
При продвижении наукоемких товаров на зарубежные рынки предусматривается соответствующая защита (наличие патентов, регистрация торгового знака и др.) и стандартизация. Патентование изобретений организациями Республики Беларусь требует использования возможностей международной предварительной экспертизы заявок, предусмотренной Договором о патентной кооперации, участником которого является Республика Беларусь, а также руководства соответствующими соглашениями и правилами ВТО.
Использование норм международной стандартизации предполагает своевременную адаптацию товара требованиям, предъявляемым на внешних рынках. Развитие отечественной метрологии и стандартизации нацелено на подтверждение на международном уровне эквивалентности национальной эталонной базы и получаемых результатов измерений.
Республика Беларусь присоединилась к Метрической конвенции через участие в Генеральной конференции мер и весов в качестве ассоциированного члена. В 2003-2004 гг. выполнялись основные требования конвенции: создание системы менеджмента качества в соответствии с ИСО МЭК 9001 и 17025, подготовка CMC-данных, участие в сличениях эталонов, подтверждающих доверие к СМС-данным.
Важным событием, в том числе и для метрологии Республики Беларусь, стало присоединение в 2004 г. Национального органа по аккредитации к Международному сотрудничеству в области аккредитации лабораторий (испытательных, калибровочных) — ИЛАК. Участие в ИЛАК и подписание в его рамках совместного Соглашения является необходимым этапом в обеспечении доверия к измерениям, в частности, к технической компетентности испытательных и калибровочных лабораторий и задачей на перспективу для Республики Беларусь.
В ближайшие несколько лет Национальная система аккредитации должна привести свою нормативную и техническую базу в области аккредитации в соответствие с международными требованиями, регламентированными в документах ИСО, МЭК и ИЛАК, обеспечив тем самым возможность подписания полного соглашения ИЛАК.
Учитывая важность проблем, связанных с обеспечением качества и конкурентоспособности продукции, перспективным направлением международного сотрудничества в области метрологии является создание новых эталонов и прослеживаемости к эталонам, реализующим единицы Международной системы единиц (SI), с целью обеспечения единства измерений в нетрадиционных для метрологии сферах деятельности.
Тенденции развития всемирной системы измерений предусматривают сотрудничество и партнерские отношения национальных метрологических институтов и признанных международных организаций, сферой деятельности которых являются метрология, аккредитация, стандартизация, сертификация, действующих в областях науки и техники, здравоохранения, безопасности и испытаний пищевой продукции, контроля загрязнения окружающей среды и изменения климата, биотехнологии и биологии, лазерных технологий, нанометрии, химии.
Сдерживающими факторами роста экспорта товаров на внешние рынки по-прежнему остаются недостаточно высокие качество и технический уровень белорусской продукции. Это обуславливает необходимость развития конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий его расширенного воспроизводства. На этом пути должна быть не только преодолена инновационная пассивность большого числа субъектов хозяйствования страны, выпускающих конкурентоспособную продукцию, но и создана новая среда активизации МНТС по тем векторам и направлениям, которые будут способствовать выходу Республики Беларусь на новые рынки сбыта отечественной продукции. [14, с. 218-221]
Таким образом, прогрессивный характер структуры экспорта республики, несмотря на сложившуюся производственную инфраструктуру, определенную государственную поддержку, не имеет главной опоры — инновационно-технологического преимущества в производстве качественной наукоемкой высокотехнологичной продукции, что полностью подтверждается неконкурентоспособностью белорусских промышленных товаров на рынках экономически развитых стран.
Европейский вектор является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Эта приоритетность обусловлена совокупностью многих факторов – исторических, экономических, политических и культурных.
Беларусь стремится к построению паритетных, взаимовыгодных, отношений с европейскими государствами. При этом важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическая. Страны региона в целом являются главным торговым партнером Беларуси вне СНГ.
Важнейшим направлением взаимодействия между Республикой Беларусь и Европейским союзом является развитие торгово-экономических отношений. Динамика их развития на протяжении последних нескольких лет имеет прогрессивный характер: в период с 2001 по 2006 год наблюдался рост как товарооборота с ЕС (за пять лет показатели увеличились в 5 раз), так и экспорта в страны Европейского союза (за пять лет показатели увеличились в 10 раз). Отрицательный торговый баланс сменился положительным.
Позитивная динамика торговых отношений с Европейским союзом сохранилась и в 2006 году. По итогам 2006 г. товарооборот со странами ЕС увеличился на 31,5 % по отношению к аналогичному периоду 2005 г. и составил 13,9 млрд. долл. США. За 2006 г. экспорт в страны ЕС вырос на 27,5 % и составил 8,9 млрд. долл. США; импорт – на 39,5 % и составил 4,9 млрд. долл. США. Сальдо в торговле с ЕС в период за 2006 г. сложилось положительным и составило 4 млрд. долл. США. Общая доля ЕС во внешнеторговом балансе Республики Беларусь составила 33,2 %.
В настоящее время действуют 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству со странами региона. На регулярной основе проводятся заседания таких комиссий с Австрией, Германией, Латвией, Литвой, Польшей, Словакией.
К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые связи в торгово-экономической сфере, относятся Германия, Великобритания, Польша, Нидерланды, Литва, Италия, Латвия, Франция, Швеция, Венгрия.
10
европейских государств, которые
в последнее время вливаются
в Европу-15, на протяжении почти
50 послевоенных лет поддерживали
с нами тесные экономические
и гуманитарные связи. Мы
Что касается таможенного тарифа, то, в целом, он значительно улучшится. Если недавно средневзвешенный таможенный тариф новых 10 стран-членов составлял 7,1-7,5, то после присоединения к ЕС он снизился до 3,2-3,5%. Хотя с некоторыми странами проблемы все-таки возникли, но касаются они только очень ограниченного круга товаров.
В то же время основные статьи нашего экспорта, такие, как нефтепродукты, тракторная и сельскохозяйственная техника, оптика, химическая продукция получили более простой и легкий доступ на рынок ЕС. И если пошлина, например, на наши МАЗы в Польше возрастет, то это не значит, что мы прекратим поставки. Нашим производителям надо искать другие возможности и пути на рынки. Сегодня МАЗ, например, ведет активную работу по созданию в Польше совместного предприятия по сборке автомобилей. Что касается тракторной техники, то такое сборочное производство в Польше уже работает.
Следует иметь в виду также технические барьеры. Страны ЕС весьма чутко реагируют на проблемы экологической безопасности, биозащищенности, технической унификации. Чтобы устроить взаимодействие производителей на европространстве и привести все выпускаемые изделия к определенным нормам, ЕС создал собственную систему стандартизации и сертификации. Изделия белорусских производителей должны будут этим директивам ЕС соответствовать.
Можно
выделить 2 большие группы товаров
– продовольственные и
Вступающие
в ЕС государства являются крупными
потребителями нашего текстиля. (Объем
европейских заказов, включая давальческие,
сегодня составляет около $100 млн, эта одна
из крупнейших статей нашего экспорта).
Но уровни квот, которые нам предоставляет
ЕС, недостаточны. По этому вопросу мы
провели с нашими партнерами 4 раунда консультаций.
Об отрицательных последствиях ограничений
были предупреждены вступающие страны.
В результате в середине марта 2004 года
ЕС издал регламент, который фактически
подстроен под Беларусь. Нашей легкой
промышленности предоставлено две существенные
льготы: во-первых, весь ввезенный до 1
мая этого же года текстиль сможет распространяться
по всему европейскому рынку; во-вторых
все давальческие заказы, которые будут
размещены у нас до 1 мая вступающими в
ЕС странами, смогут потом распространяться
на весь Евросоюз. [7, с. 12-14]
2.2 Внешняя торговля
РБ со странами Азии,
Африки и Ближнего Востока
Развитие отношений со странами Азии, Африки и Ближнего Востока, к которым относятся 105 государств мира, остается важным направлением многовекторной политики Беларуси на международной арене.
Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с традиционными партнерами в афро-азиатского регионе – Китайской Народной Республикой, Индией, Вьетнамом, Ираном, Египтом, Японией, Сирией, Республикой Корея, Южно-Африканской Республикой, странами Персидского залива. Вместе с тем в последнее время последовательно укрепляются двусторонние связи с Анголой, другими странами юга Африки, Ливией, Ливаном, Суданом, Иорданией, Малайзией, Филиппинами и Индонезией.
Беларусь продолжает успешно развивать отношения со странами региона по линии различных международных организаций, прежде всего, ООН и Движения неприсоединения, членом которого является с 1998 года, а также Лиги арабских государств, где имеет статус наблюдателя.
Развитие всего комплекса отношений с государствами афро-азиатского региона подчинено реализации главной цели – упрочению взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. В этой связи все большее значение приобретает «экономическая дипломатия».
МИД
Беларуси активно поддерживает усилия
белорусских предприятий и
Беларусь имеет весомый потенциал для участия в реализации региональных проектов реконструкции и модернизации экономики афро-азиатских государств, развития транспортных и информационных коммуникаций.
Уже созданы и успешно работают совместные производства по сборке тракторов «Беларусь» в Египте, грузовых автомобилей «МАЗ» в Иране и Египте. Ведется проработка налаживания сборки белорусских тракторов в Иране, Сирии и КНР.
Перспективность
данного направления
Мы также весьма заинтересованы в осуществлении совместных наукоемких проектов с использованием белорусских технологий, реализации лицензий на разработки ученых Беларуси и выполнении исследований на контрактной основе. В этой связи перспективным видится сотрудничество с наиболее развитыми странами Азии и Африки, прежде всего – с Японией, Китаем, Республикой Кореей, Индией, Египтом, ЮАР. Особый интерес могут вызвать прикладные научные разработки по химии, информационным и лазерным технологиям, генной инженерии, передовым методам животноводства, повышению надежности и долговечности машин, порошковой металлургии. По целому ряду этих направлений уже достигнут существенный прогресс в работе с иностранными партнерами.
Информация о работе Международная экономическая политика Республики Беларусь