Международная экономическая политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение современного состояния, структурных сдвигов, проблем и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.
Для поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) Провести анализ современного состояния внешней торговли Республики Беларусь;
2) Изучить региональную специфику внешнеторговых отношений Республики Беларусь

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 Анализ современного состояния внешней торговли РБ
1.1 Анализ развития внешнеторговых отношений РБ
1.2 Структура экспорта и импорта и их развитие
1.3 Наукоемкая продукция как основа увеличения экспортного потенциала республики
ГЛАВА 2 Региональная специфика белорусского экспорта и импорта и особенности структурных сдвигов внешней торговли
2.1 Товарно-экономические отношения со странами Европы
2.2 Внешняя торговля РБ со странами Азии, Африки и Ближнего Востока
2.3 Торгово-экономическое сотрудничество РБ со странами североамериканского континента
2.4 Внешняя торговля РБ со странами СНГ
ГЛАВА 3 Либерализация внешней торговли и развитие товаропроводящих путей Республики Беларусь
3.1 Продвижение белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки
3.2 Развитие товаропроводящей сети в Республике Беларусь
3.3 Либерализация внешней торговли и вступление Республики Беларусь в ВТО
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1

Работа состоит из  1 файл

Внешняя торговля2.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

     При продвижении наукоемких товаров  на зарубежные рынки предусматривается  соответствующая защита (наличие  патентов, регистрация торгового  знака и др.) и стандартизация. Патентование изобретений организациями Республики Беларусь требует использования возможностей международной предварительной экспертизы заявок, предусмотренной Договором о патентной кооперации, участником которого является Республика Беларусь, а также руководства соответствующими соглашениями и правилами ВТО.

     Использование норм международной стандартизации предполагает своевременную адаптацию  товара требованиям, предъявляемым  на внешних рынках. Развитие отечественной  метрологии и стандартизации нацелено на подтверждение на международном уровне эквивалентности национальной эталонной базы и получаемых результатов измерений.

     Республика  Беларусь присоединилась к Метрической  конвенции через участие в  Генеральной конференции мер  и весов в качестве ассоциированного члена. В 2003-2004 гг. выполнялись основные требования конвенции: создание системы менеджмента качества в соответствии с ИСО МЭК 9001 и 17025, подготовка CMC-данных, участие в сличениях эталонов, подтверждающих доверие к СМС-данным.

     Важным  событием, в том числе и для метрологии Республики Беларусь, стало присоединение в 2004 г. Национального органа по аккредитации к Международному сотрудничеству в области аккредитации лабораторий (испытательных, калибровочных) — ИЛАК. Участие в ИЛАК и подписание в его рамках совместного Соглашения является необходимым этапом в обеспечении доверия к измерениям, в частности, к технической компетентности испытательных и калибровочных лабораторий и задачей на перспективу для Республики Беларусь.

     В ближайшие несколько лет Национальная система аккредитации должна привести свою нормативную и техническую базу в области аккредитации в соответствие с международными требованиями, регламентированными в документах ИСО, МЭК и ИЛАК, обеспечив тем самым возможность подписания полного соглашения ИЛАК.

     Учитывая  важность проблем, связанных с обеспечением качества и конкурентоспособности  продукции, перспективным направлением международного сотрудничества в области метрологии является создание новых эталонов и прослеживаемости к эталонам, реализующим единицы Международной системы единиц (SI), с целью обеспечения единства измерений в нетрадиционных для метрологии сферах деятельности.

     Тенденции развития всемирной системы измерений предусматривают сотрудничество и партнерские отношения национальных метрологических институтов и признанных международных организаций, сферой деятельности которых являются метрология, аккредитация, стандартизация, сертификация, действующих в областях науки и техники, здравоохранения, безопасности и испытаний пищевой продукции, контроля загрязнения окружающей среды и изменения климата, биотехнологии и биологии, лазерных технологий, нанометрии, химии.

     Сдерживающими факторами роста экспорта товаров на внешние рынки по-прежнему остаются недостаточно высокие качество и технический уровень белорусской продукции. Это обуславливает необходимость развития конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий его расширенного воспроизводства. На этом пути должна быть не только преодолена инновационная пассивность большого числа субъектов хозяйствования страны, выпускающих конкурентоспособную продукцию, но и создана новая среда активизации МНТС по тем векторам и направлениям, которые будут способствовать выходу Республики Беларусь на новые рынки сбыта отечественной продукции. [14, с. 218-221]

     Таким образом, прогрессивный характер структуры  экспорта республики, несмотря на сложившуюся  производственную инфраструктуру, определенную государственную поддержку, не имеет главной опоры — инновационно-технологического преимущества в производстве качественной наукоемкой высокотехнологичной продукции, что полностью подтверждается неконкурентоспособностью белорусских промышленных товаров на рынках экономически развитых стран.

 

ГЛАВА 2 Региональная специфика белорусского экспорта и импорта и особенности структурных сдвигов внешней торговли

2.1 Товарно-экономические  отношения со странами  Европы

 

     Европейский вектор является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Эта приоритетность обусловлена  совокупностью многих факторов – исторических, экономических, политических и культурных.

     Беларусь  стремится к построению паритетных, взаимовыгодных, отношений с европейскими государствами. При этом важнейшей  сферой сотрудничества является торгово-экономическая. Страны региона в целом являются главным торговым партнером Беларуси вне СНГ.

     Важнейшим направлением взаимодействия между  Республикой Беларусь и Европейским  союзом является развитие торгово-экономических  отношений. Динамика их развития на протяжении последних нескольких лет имеет прогрессивный характер: в период с 2001 по 2006 год наблюдался рост как товарооборота с ЕС (за пять лет показатели увеличились в 5 раз), так и экспорта в страны Европейского союза (за пять лет показатели увеличились в 10 раз). Отрицательный торговый баланс сменился положительным.

     Позитивная  динамика торговых отношений с Европейским  союзом сохранилась и в 2006 году. По итогам 2006 г. товарооборот со странами ЕС увеличился на 31,5 % по отношению к  аналогичному периоду 2005 г. и составил 13,9 млрд. долл. США. За 2006 г. экспорт в страны ЕС вырос на 27,5 % и составил 8,9 млрд. долл. США; импорт – на 39,5 % и составил 4,9 млрд. долл. США. Сальдо в торговле с ЕС в период за 2006 г. сложилось положительным и составило 4 млрд. долл. США. Общая доля ЕС во внешнеторговом балансе Республики Беларусь составила 33,2 %.

     В настоящее время действуют 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству со странами региона. На регулярной основе проводятся заседания таких комиссий с Австрией, Германией, Латвией, Литвой, Польшей, Словакией.

     К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые связи  в торгово-экономической сфере, относятся  Германия, Великобритания, Польша, Нидерланды, Литва, Италия, Латвия, Франция, Швеция, Венгрия.

     10 европейских государств, которые  в последнее время вливаются  в Европу-15, на протяжении почти  50 послевоенных лет поддерживали  с нами тесные экономические  и гуманитарные связи. Мы имеем  сходную ментальность, потому что  многие из этих стран – славянские. Кроме того, на территории присоединяющихся к ЕС государств проживает около 700 тысяч белорусов. Мы можем вспомнить, как в свое время Польша активно использовала финансовый, экономический, политический опыт своих соотечественников, проживающих за рубежом. Таким опытом сможем воспользоваться и мы.

     Что касается таможенного тарифа, то, в  целом, он значительно улучшится. Если недавно средневзвешенный таможенный тариф новых 10 стран-членов составлял 7,1-7,5, то после присоединения к  ЕС он снизился до 3,2-3,5%. Хотя с некоторыми странами проблемы все-таки возникли, но касаются они только очень ограниченного круга товаров.

     В то же время основные статьи нашего экспорта, такие, как нефтепродукты, тракторная и сельскохозяйственная техника, оптика, химическая продукция получили более простой и легкий доступ на рынок ЕС. И если пошлина, например, на наши МАЗы в Польше возрастет, то это не значит, что мы прекратим поставки. Нашим производителям надо искать другие возможности и пути на рынки. Сегодня МАЗ, например, ведет активную работу по созданию в Польше совместного предприятия по сборке автомобилей. Что касается тракторной техники, то такое сборочное производство в Польше уже работает.

     Следует иметь в виду также технические барьеры. Страны ЕС весьма чутко реагируют на проблемы экологической безопасности, биозащищенности, технической унификации. Чтобы устроить взаимодействие производителей на европространстве и привести все выпускаемые изделия к определенным нормам, ЕС создал собственную систему стандартизации и сертификации. Изделия белорусских производителей должны будут этим директивам ЕС соответствовать.

     Можно выделить 2 большие группы товаров  – продовольственные и промышленные. Что касается промышленных товаров, то в течении года велись переговоры, в результате которых были заключены соответствующие соглашения практически со всеми странами, вступившими в последнее время в ЕС. Правовая база процесса сертификации и стандартизации полностью подготовлена: у нас есть соглашения с 11 нотифицированными центрами (это центры, печать которых на сертификате признается всеми странами ЕС, т.е. какой-то дополнительной проверке такой товар подвергаться не будет).

     Вступающие  в ЕС государства являются крупными потребителями нашего текстиля. (Объем европейских заказов, включая давальческие, сегодня составляет около $100 млн, эта одна из крупнейших статей нашего экспорта). Но уровни квот, которые нам предоставляет ЕС, недостаточны. По этому вопросу мы провели с нашими партнерами 4 раунда консультаций. Об отрицательных последствиях ограничений были предупреждены вступающие страны. В результате в середине марта 2004 года ЕС издал регламент, который фактически подстроен под Беларусь. Нашей легкой промышленности предоставлено две существенные льготы: во-первых, весь ввезенный до 1 мая этого же года текстиль сможет распространяться по всему европейскому рынку; во-вторых все давальческие заказы, которые будут размещены у нас до 1 мая вступающими в ЕС странами, смогут потом распространяться на весь Евросоюз. [7, с. 12-14] 

 

2.2 Внешняя торговля РБ со странами Азии, Африки и Ближнего Востока 

     Развитие  отношений со странами Азии, Африки и Ближнего Востока, к которым  относятся 105 государств мира, остается важным направлением многовекторной политики Беларуси на международной арене.

     Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с  традиционными партнерами в афро-азиатского регионе – Китайской Народной Республикой, Индией, Вьетнамом, Ираном, Египтом, Японией, Сирией, Республикой Корея, Южно-Африканской Республикой, странами Персидского залива. Вместе с тем в последнее время последовательно укрепляются двусторонние связи с Анголой, другими странами юга Африки, Ливией, Ливаном, Суданом, Иорданией, Малайзией, Филиппинами и Индонезией.

     Беларусь  продолжает успешно развивать отношения  со странами региона по линии различных  международных организаций, прежде всего, ООН и Движения неприсоединения, членом которого является с 1998 года, а  также Лиги арабских государств, где  имеет статус наблюдателя.

     Развитие  всего комплекса отношений с  государствами афро-азиатского региона  подчинено реализации главной цели – упрочению взаимовыгодного  торгово-экономического сотрудничества. В этой связи все большее значение приобретает «экономическая дипломатия».

     МИД Беларуси активно поддерживает усилия белорусских предприятий и организаций, всех тех, кто заинтересован в  наращивании экспорта в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, развитии любых иных направлений сотрудничества с этим регионом.

     Беларусь  имеет весомый потенциал для участия в реализации региональных проектов реконструкции и модернизации экономики афро-азиатских государств, развития транспортных и информационных коммуникаций.

     Уже созданы и успешно работают совместные производства по сборке тракторов «Беларусь» в Египте, грузовых автомобилей «МАЗ» в Иране и Египте. Ведется проработка налаживания сборки белорусских тракторов в Иране, Сирии и КНР.

     Перспективность данного направления сотрудничества для целей наращивания экспорта увеличивается в связи с завершением создания ряда региональных зон свободной торговли, включая зону свободной торговли стран АСЕАН (АФТА) и Арабскую зону свободной торговли (АЗСТ). Планируемое увеличение поставок белорусской техники – как готовой продукции, так и машинокомплектов, обеспечение поставок гарантийным и постгарантийным сервисом позволяет создать основу для значительного и устойчивого роста нашего экспорта на рынки конкретных стран, а также других участников соответствующих региональных объединений.

     Мы  также весьма заинтересованы в осуществлении совместных наукоемких проектов с использованием белорусских технологий, реализации лицензий на разработки ученых Беларуси и выполнении исследований на контрактной основе. В этой связи перспективным видится сотрудничество с наиболее развитыми странами Азии и Африки, прежде всего – с Японией, Китаем, Республикой Кореей, Индией, Египтом, ЮАР. Особый интерес могут вызвать прикладные научные разработки по химии, информационным и лазерным технологиям, генной инженерии, передовым методам животноводства, повышению надежности и долговечности машин, порошковой металлургии. По целому ряду этих направлений уже достигнут существенный прогресс в работе с иностранными партнерами.

Информация о работе Международная экономическая политика Республики Беларусь