Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:33, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение современного состояния, структурных сдвигов, проблем и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.
Для поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) Провести анализ современного состояния внешней торговли Республики Беларусь;
2) Изучить региональную специфику внешнеторговых отношений Республики Беларусь
Введение
ГЛАВА 1 Анализ современного состояния внешней торговли РБ
1.1 Анализ развития внешнеторговых отношений РБ
1.2 Структура экспорта и импорта и их развитие
1.3 Наукоемкая продукция как основа увеличения экспортного потенциала республики
ГЛАВА 2 Региональная специфика белорусского экспорта и импорта и особенности структурных сдвигов внешней торговли
2.1 Товарно-экономические отношения со странами Европы
2.2 Внешняя торговля РБ со странами Азии, Африки и Ближнего Востока
2.3 Торгово-экономическое сотрудничество РБ со странами североамериканского континента
2.4 Внешняя торговля РБ со странами СНГ
ГЛАВА 3 Либерализация внешней торговли и развитие товаропроводящих путей Республики Беларусь
3.1 Продвижение белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки
3.2 Развитие товаропроводящей сети в Республике Беларусь
3.3 Либерализация внешней торговли и вступление Республики Беларусь в ВТО
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
На начало 2006 г. проведено 8 заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь, а также 17 раундов двусторонних переговоров со странами-членами ВТО. 24.5.2005г. в штаб-квартире ВТО в Женеве состоялось седьмое заседание Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси. В повестку дня заседания Рабочей группы был включен вопрос обсуждения новой редакции Сводного отчета. Это базовый документ, в котором излагаются итоги анализа, проведенного в рамках Рабочей группы, внешнеторгового режима Беларуси на его соответствие правилам и нормам ВТО. Страны-участницы Рабочей группы также рассмотрели действия правительства Беларуси по приведению национального законодательства в соответствие правилам многосторонних соглашений ВТО.
20–26 октября 2005 г. белорусская делегация провела неформальное заседание Рабочей группы по присоединению к ВТО и серию двусторонних переговоров с 11 странами-членами ВТО: Австралией, Кубой, Арменией, Китаем, Канадой, Индией, Турцией, США, Болгарией, Бразилией и Китайским Тайбэем (Тайвань), итогом которых стало дальнейшее сближение позиций Республики Беларусь и стран-членов ВТО по проектам обязательств нашей страны в сфере доступа на рынки товаров и услуг.
В рамках заседания двусторонней Межправительственной комиссии Республики Беларусь и КНР в г. Минске 26.11.2005 г. с китайской стороной удалось завершить двусторонние переговоры по товарам и услугам. Также был рассмотрен вопрос о взаимном признании статуса страны с рыночной экономикой и неприменении Республикой Беларусь в отношении Китая трех дискриминационных условий, содержащихся в пакете обязательств Китая по рисоединению к ВТО. Китайская сторона согласилась на подписание по данной теме Меморандума о взаимопонимании.
Белорусская сторона концентрирует усилия на завершении аналогичных переговоров с рядом стран — Индия, Бразилия, Япония, Тайвань, Болгария, Норвегия и Кыргызстан. Основным вопросом переговоров в настоящее время является переход к заключительной фазе переговорного процесса – подготовке итогового доклада о присоединении Беларуси ко Всемирной торговой организации.
Белорусская делегация приняла участие в 6-й Министерской конференции ВТО, которая прошла в г. Гонконге (Китайская Народная Республика) 13–18.12. 2005 г. В рамках участия в конференции белорусской делегацией был проведен ряд двусторонних переговоров со странами-членами ВТО, включая Кубу, Турцию, Болгарию, Китайский Тайбэй (Тайвань), Армению, Норвегию и Кыргызстан. С Кубой, Турцией и Арменией переговоры были успешно завершены и подписаны соответствующие итоговые протоколы. С делегациями Болгарии, Норвегии и Китайского Тайбэя удалось согласовать значительное количество вопросов и создать предпосылки для завершения переговоров в первом полугодии 2006 г.
В августе 2005 г. подписано соглашение о сотрудничестве Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМКЦ) с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (МТЦ), в рамках которого НЦМКЦ получил доступ ко всем информационным ресурсам этой организации. Это соглашение позволит оперативно и качественно удовлетворять потребности белорусских экспортеров в информации о конъюнктуре внешних рынков. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) является специализированным учреждением по предоставлению технической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в разработке эффективных программ развития торговли и расширения экспорта, а также совершенствования импортных операций.
Находясь на завершающем этапе переговорного процесса о вступлении в ВТО, в республике принимаются активные шаги по дальнейшему процессу либерализации торговли, совершенствованию национального законодательства в области тарифного регулирования и в целом внешней торговли. В качестве основы для осуществления комплекса мероприятий по присоединению Республики Беларусь к ВТО постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 21.8.2002 г. №1127/22 одобрен План нормотворческих работ по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями ВТО.
Республика Беларусь уже проделала большую работу по внедрению правил ВТО в свою экономику и внешнюю торговлю. Так, в области стандартов защиты интеллектуальной собственности законодательство Беларуси соответствует аналогичному многих стран-членов ВТО. Белорусские законы готовятся с использованием экспертизы ВТО. Переведены на английский язык и направлены в эту организацию около 400 важнейших нормативных актов республики.
В рамках работы по приведению белорусского законодательства в соответствие с требованиями ВТО в 2002–2005 гг. принято более 20 законов, декретов и указов главы государства.
С 1.6.2005г. в республике вступил в силу закон «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности», который полностью соответствует правилам ВТО и является базой для приведения в порядок законодательных актов низшего уровня – в правительстве, министерствах, ведомствах. В развитие этого закона в 2006 г. планируется принять ряд других нормативных актов, а также новую редакцию Таможенного кодекса Беларуси, отвечающую самым современным требованиям и практике стран-членов ВТО.
Данным законом установлен исчерпывающий перечень государственного регулирования внешней торговли: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, запреты и ограничения в торговле услугами и товарами интеллектуальной собственности, а также меры, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Документ вводит новые понятия: зона свободной торговли, таможенный союз, взаимность, которые базируются на принципах ВТО и являются ключевыми для участия в интеграционных группировках на постсоветском пространстве. В нем предусмотрен ряд запретов: на введение в действие нормативно-правовых актов задним числом, на взимание сборов оформительского характера по процентным ставкам от прямой сделки, а также на применение дифференцированных ставок налогов в зависимости от страны происхождения товара [16; 21].
В результат присоединения РБ к ВТО выиграет рядовой гражданин: снизятся цены на фармацевтические изделия, медицинские товары, электротехнику, продовольственные товары, которые в Беларуси не производятся. Жизнь в стране станет просто дешевле в силу того, что рынок будет конкурентен [2].
Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Беларусь – это основа формирования позитивного имиджа страны. Беларусь имеет авторитет, достойный статус на мировой арене. Сегодня, как свидетельствует мировая практика, все меньшее влияние оказывают традиционные технико-экономические факторы и все большее – знания и интеллектуальный потенциал. В будущем имидж Беларуси на мировых рынках будет находится все в большей зависимости от непрерывного развития науки и технологий, от генерирования новых знаний и эффективного и своевременного внедрения их в производство, от продажи за рубеж объектов интеллектуальной собственности. [2, с. 19].
Анализ тенденций внешней торговли показал, что экспорт в развитые страны осуществляют предприятия преимущественно малокапиталоемких отраслей - легкая, деревообрабатывающая промышленность. Продукция же, например, машиностроения, получившая наибольший набор мер по стимулированию экспорта (прямые государственные дотации, льготные кредиты, освобождение от обязательной продажи валюты и т. д.) в большинстве своем продается на рынки с низкой платежеспособностью покупателей, в т.ч. по бартеру. В связи с этим было бы целесообразно пересмотреть или экспортные приоритеты Беларуси, или хотя бы последовательность осуществления этапов их реализации.
Во внешней торговле особое значение должно придаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. В этом направлении в последнее время ведется довольно активная государственная политика. Необходимо продолжать развитие товаропроводящих сетей РБ и повысить эффективность их работы.
В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.
Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импорта товаров, тем самым поддержать отечественного производителя.
Кроме этого, Беларуси надо получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную роль удерживания страны от произвольных односторонних действий.
Республика Беларусь должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.
Таким образом, Республике Беларусь при выходе на внешние рынки и дельнейшей интеграции в мировое хозяйство необходимо учитывать и использовать важнейшие экономические факторы мирового развития, с тем, чтобы активизировать включение в мировые инновационные и технологические процессы и наиболее эффективно реагировать на изменения мировой конъюнктуры. [2, c. 19]
Республика Беларусь должна бороться за равноправие на мировом рынке. У нашей страны есть все шансы занять достойное место в современном динамично меняющемся мире и обеспечить взаимовыгодное сотрудничество со всеми партнерами.
http://www.mfa.gov.by/rus/
Приложение
1
Таблица 4
Приложение 2
Таблица
5
Приложение 3
Таблица 6
Приложение 4
Таблица 7
Экспорт-импорт наукоемкой продукции Беларуси в 2003-2004 гг.
Тип продукции | 2003г. | 2004г. | Темп роста, % | |||
экспорт, млн. долларов США | импорт, млн. долларов США | экспорт, млн. долларов США | импорт, млн. долларов США | экспорт | импорт | |
Продукция высокой наукоемкости | 337,9 | 539,4 | 358,4 | 749,7 | 106,1 | 139,0 |
Продукция средневысокой наукоемкости | 2249,5 | 1954,7 | 2972,7 | 2920,6 | 132,1 | 148,0 |
Продукция средненизкой наукоемкости | 2768,2 | 1440,7 | 4431,2 | 2207,0 | 160,1 | 153,2 |
Продукция низкой наукоемкости | 2664,0 | 4880,6 | 3588,2 | 6844 | 134,7 | 140,2 |
Всего | 8019,6 | 8815,4 | 11346,9 | 12721,3 | 141,5 | 144,3 |
Информация о работе Международная экономическая политика Республики Беларусь