Международная экономическая политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение современного состояния, структурных сдвигов, проблем и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.
Для поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) Провести анализ современного состояния внешней торговли Республики Беларусь;
2) Изучить региональную специфику внешнеторговых отношений Республики Беларусь

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 Анализ современного состояния внешней торговли РБ
1.1 Анализ развития внешнеторговых отношений РБ
1.2 Структура экспорта и импорта и их развитие
1.3 Наукоемкая продукция как основа увеличения экспортного потенциала республики
ГЛАВА 2 Региональная специфика белорусского экспорта и импорта и особенности структурных сдвигов внешней торговли
2.1 Товарно-экономические отношения со странами Европы
2.2 Внешняя торговля РБ со странами Азии, Африки и Ближнего Востока
2.3 Торгово-экономическое сотрудничество РБ со странами североамериканского континента
2.4 Внешняя торговля РБ со странами СНГ
ГЛАВА 3 Либерализация внешней торговли и развитие товаропроводящих путей Республики Беларусь
3.1 Продвижение белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки
3.2 Развитие товаропроводящей сети в Республике Беларусь
3.3 Либерализация внешней торговли и вступление Республики Беларусь в ВТО
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1

Работа состоит из  1 файл

Внешняя торговля2.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

     Тем не менее, сектор услуг играет важную роль в развитии внешнеторгового  обмена Беларуси, а в перспективе  его значение должно значительно  возрасти. Объем экспорта услуг в  период с 1996 по 2000 г. увеличился на 9,4 % и  достиг 993,3 млн дол. В 1990-е гг. сальдо внешнеторгового обмена услугами Беларуси стабильно складывалось положительным в размере около 500 млн дол., что позволяло компенсировать от 1/3 до 1/2 дефицита внешней торговли промышленной и сельскохозяйственной продукцией. В отличие от географии товарного обмена, в региональном распределении торговли услугами Беларуси преобладают страны дальнего зарубежья, на которые приходится 62,2 % экспорта и 57,6 % импорта услуг республики. Вместе с тем следует отметить негативные тенденции опережающего роста импорта услуг по отношению к их экспорту (на протяжении ряда лет сокращается величина положительного сальдо баланса услуг, а также снижается удельный вес государств вне СНГ в структуре предоставляемых Беларусью услуг) (Таблица 6).

     Анализ  товарной структуры предоставляемых Беларусью услуг свидетельствует о доминировании в их экспорте трудоемких услуг: транспортных (почти 2/3) и главным образом грузоперевозок, услуг по переработке нефти (важная статья "прочих деловых" услуг), а также строительства и связи. Сектор капиталоемких и высокотехнологичных услуг (кредитно-финансовые и страховые, информационные, научно-технические и консультационные), получивший динамичное развитие в странах Запада, в Беларуси развит крайне незначительно в силу отсутствия необходимых финансовых ресурсов, качественной инфраструктуры (телекоммуникации и др.), отсутствия навыков реализации продукции НИОКР на внешних рынках. Несмотря на выгодное рекреационно-географическое положение и значительный природный и историко-культурный потенциал, по объему экспорта туристских услуг Беларусь уступает большинству европейских государств. (Таблица 7) [4, с. 42, 50]

     Незначительное сокращение объемов экспорта строительных услуг было обусловлено падением спроса на них на российском рынке в условиях, финансового кризиса. Снижение объемов экспорта транспортных услуг произошло и на другом направлении — на рынках стран дальнего зарубежья (на 99,2 млн дол.) при росте поставок для заказчиков из СНГ. Необходимо отметить, что ухудшение ситуации на таком приоритетном экспортном направлении, как предоставление транспортных услуг, вызвано не столько внешними (обострение конкуренции на рынке международных перевозок, падение фрахтовых ставок после российского финансового кризиса), сколько внутренними факторами (старение подвижного состава, крайне неэффективная государственная политика в отношении дорожных сборов и развития инфраструктуры сервиса, результатом которой стала переориентация транзитных потоков на магистрали соседних стран). Помимо падения валютных поступлений от использования трансъевропейских коммуникационных коридоров, пересекающих территорию республики, итогом непродуманного повышения транзитных сборов стал ответный рост платежей за проезд по дорогам Польши для белорусских перевозчиков. С учетом особой важности транспортного сектора для экономики республики необходима серьезная корректировка государственной политики в данной сфере, направленная на активное привлечение транзитных потоков и обустройство основных транзитных трасс, лоббирование на межгосударственном уровне интересов национальных перевозчиков и создание условий для повышения их конкурентоспособности (снижение импортных таможенных пошлин на ввоз подвижного состава и др.). [5, с. 147, 149, 153]

     В импорте услуг преобладают расходы  на зарубежные путешествия, деловые и транспортные услуги (Таблица 8) Объем импорта наукоемких и высокотехнологичных услуг представляется незначительным. Наибольший вклад в формирование общего положительного сальдо баланса услуг в 2000 г. внесли транспортные услуги (актив 555,4 млн дол.), "прочие деловые" услуги (89,7 млн дол.), строительство (30,9 млн дол.). Следует особо отметить негативное сальдо баланса туристских услуг в размере 114,7 млн дол. Компенсировать рост импорта туристских услуг можно за счет развития индустрии туризма в республике, развития внутреннего туризма (своеобразный вариант импортозамещения) и привлечения большего числа иностранных посетителей.

3.2 Развитие товаропроводящей сети в Республике Беларусь

 

     По  предложению МИД Министерством  статистики и анализа Республики Беларусь введена с 2000 года статистическая отчетность о состоянии товаропроводящей сети и реализации через ее структуры продукции (товаров), произведенной в Республике Беларусь (форма 1-ТС)., которая позволяет заинтересованным министерствам, концернам и другим органам управления проводить более точный анализ эффективности созданной структуры товаропроводящей сети и планировать ее дальнейшее развитие.

     Анализ  данных статистики свидетельствует  о росте объектов товаропроводящей сети, созданных белорусскими предприятиями за рубежом (в статотчетность попадают только те структуры, которые созданы с участием белорусского капитала). Так, в 2000 году за рубежом действовало 145 объектов товаропроводящей сети, в том числе 114 - в регионах Российской Федерации, 9 - в странах СНГ и 22 - по регионам и странам дальнего зарубежья (Латвия, Литва, Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Венгрия, Италия и др.). По данным 2001 года товаропроводящая сеть увеличилось до 169 объектов, в том числе по Российской Федерации - до 135 объектов, в странах СНГ - до 11 объектов и в странах дальнего зарубежья – до 23 объектов. 36,1% всех прямых объектов товаропроводящей сети принадлежат Министерству промышленности, 29,6% - концерну «Беллегпром», 17,8% - концерну «Беллесбумпром», 6,5% - концерну «Белресурсы», 2,9% - предприятию Белтрансгаз». Через указанную товаропроводящую сеть реализуется порядка 10% всего объема экспорта по Республике Беларусь и порядка 15% экспорта в Российскую Федерацию.

     Основными видами товаров, экспортируемыми белорусскими предприятиями через сформированные с их участием объекты товаропроводящей сети за рубежом являются калийные удобрения, черные металлы и изделия из них, тракторы, телевизоры, ткани хлопчатобумажные и из синтетических нитей, бумага обойная, мебель и части для мебели, продукция легкой промышленности.

     Помимо  перечисленных форм товаропроводящей сети предприятия республики реализуют  свою продукцию на внешних рынках через дилерские структуры и  некоторые другие формы товаропроводящей сети (сервисные центры, фирменные секции в розничной торговле и т.п.), которые созданы без участия их капитала.

     Наиболее  значительные дилерские структуры  и сервисные центры имеют предприятия: Гродненский завод торгового  машиностроения (15 дилеров, 14 центров), Минский автозавод (22 дилера), Минский приборостроительный завод (13 дилеров, 72 центра), ПО «Горизонт» (86 центров), Оршанский станкостроительный завод (7 дилеров), Производственно-сервисная фирма «БелАЗсервис» (22 дилера), СП ЗАО «Милавица» (23 дилера).

     В то же время ведение статистического  учета показателей работы таких  структур практически невозможно, поскольку  данные субъекты хозяйствования не подпадают  под юрисдикцию Республики Беларусь и руководствуются в своей  деятельности законодательной базой  страны пребывания. Информация об их деятельности анализируется на основе регулярно представляемых отчетов министерств и концернов.

     Для получения достоверной информации об эффективности работы объектов товаропроводящей сети за рубежом необходимо совершенствовать методологию статистического учета как по количеству действующих структур, так и объемам продаж с их участием.

     Необходимо  отметить значительную роль белорусских  посольств в формировании структуры  товаропроводящей сети и повышении  эффективности ее работы.

     Поддержка деятельности объектов товаропроводящей сети в странах пребывания является важной частью функций посольств. Мероприятия  по данному направлению на постоянной основе включаются Министерством иностранных  дел в планы работы посольств  и анализируются в рамках представляемых ими отчетов.

     Загранучреждения  в странах аккредитации инициируют создание объектов товаропроводящей сети белорусских производителей, обеспечивают необходимое содействие при создании и регистрации товаропроводящих структур, поддерживают взаимодействие созданных объектов товаропроводящей сети с органами государственного управления как Республики Беларусь, так и стран пребывания, оказывают помощь в проведении переговоров с иностранными компаниями, решении проблемных вопросов, а также поиске партнеров для белорусских предприятий.

     Так, при содействии Посольства в Латвии организована работа магазинов белорусских  предприятий «Белвест» и «Марко», состоялось в апреле 2002 года открытие Белорусского торгового центра в  Риге. При содействии Посольства Республики Беларусь в Болгарии работают дилеры Белорусского автомобильного завода («БелАЗ-Балкан»), Минского автомобильного завода («Би-Эм-Лизинг»), совместное с Минским подшипниковым заводом предприятие «Белоруски лагери». Результатом четырехмесячного переговорного процесса, начатого по инициативе и при участии белорусского посольства, с болгарским государственным Фондом «Земледелие», фирмой «Вива-Агротекс» и Минским тракторным заводом станет подписание в конце июля т.г. контракта на поставку тракторов в Республику Болгария и предоставление упомянутой болгарской фирме эксклюзивных прав на торговую марку МТЗ на территории Болгарии.

     При содействии Посольства Беларуси в Узбекистане  создано СП «Марбела», с участием капитала ОАО «Мотовело» по сборке велосипедов с проектной мощностью более 10 тыс. велосипедов в год; СП «УзМАЗ» по сборке автомобилей МАЗ в г.Ремитон Бухарской области (собрано 10 автомобилей, которые проходят соответствующую сертификацию в стране пребывания); открыт в г.Ташкенте магазин ОАО «Милавица»; увеличена поставка холодильников и газовых плит через магазин «Беларусь»; открыто более 15 сервисных центров.

     Изучение  посольствами опыта третьих стран  в создании различных форм товаропроводящей сети позволит в дальнейшем белорусским  производителям более детально анализировать ситуацию на рынке и выбирать необходимую форму создания объекта товаропроводящей сети применительно к условиям страны пребывания. [15]

3.3 Либерализация внешней торговли и вступление Республики Беларусь в ВТО

 

     Внешнеэкономическая деятельность и ее дальнейшая либерализация для республики являются одними из ключевых факторов успешного социально-экономического развития государства.

     В Республике Беларусь не существует каких-либо ограничений или дискриминационных мер по отношению к национальным и зарубежным субъектам хозяйствования на осуществление внешнеторговой деятельности. Исключением являются отдельные товары, такие как наркотические средства, фальшивые денежные знаки, ввоз или вывоз которых создает угрозу национальной безопасности.

     Учитывая  это, главной целью развития внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь на современном этапе является создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте, обеспечение условий роста экспорта, содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики, обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь. Последовательная реализация этой цели должна создать условия для обеспечения решения долгосрочных экономических задач, направленных на структурную перестройку белорусской экономики, повышение уровня благосостояния населения, обеспечение интересов отечественных участников внешнеэкономических операций.

     Основными направлениями внешнеэкономической  деятельности, способствующими повышению международной конкурентоспособности страны и углублению специализации белорусской экономики на ближайшую перспективу являются:

  • целенаправленное движение по вхождению в мировой хозяйственный

     комплекс  на основе инвестиционно-производственного  сотрудничества;

  • формирование регионально-страновых приоритетов во внешней торговле;
  • обеспечение выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализация прав, вытекающих из международных договоров;
  • привлечение инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производства;
  • развитие экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участие в реализации транснациональных проектов;
  • дальнейшая рационализация структуры импорта, развитие импортозамещающих производств, стабилизация и улучшение внешнеторгового и платежного балансов;
  • упрощение процедур во внешней торговле в соответствии с принципами международных организаций, в т. ч. порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными;
  • обеспечение соответствия белорусской экспортной продукции международным стандартам путем создания на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9000 - 9002; разработка государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000;
  • проведение научно-технической политики и разработка инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на предприятиях.

     Главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО – ускорение долгосрочного  экономического роста. Вступление РБ во Всемирную торговую организацию является внешнеполитическим приоритетом и рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие экономического законодательства страны правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок.

Информация о работе Международная экономическая политика Республики Беларусь